Эффективные практики подготовки обучающихся к аттестации в форме демонстрационного экзамена (Поварское дело) | Шаповалова Екатерина Николаевна. Работа №345254
Статья посвящена методам и подходам, используемым при подготовке студентов к демонстрационному экзамену по
специальности «Поварское дело». Описаны ключевые аспекты обучения, моделирующие реальные условия работы на производстве, а также применение независимой оценки знаний и умений обучающихся. Рассматриваются задачи системы профессионального образования в контексте требований рынка труда.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПОВАРСКОЕ ДЕЛО»
Шаповалова Екатерина Николаевна, преподаватель
ГБПОУ «Волгоградский техникум водного транспорта им. адмирала флота Н.Д.Сергеева»
Аннотация. Статья посвящена методам и подходам, используемым при подготовке студентов к демонстрационному экзамену по специальности «Поварское дело». Описаны ключевые аспекты обучения, моделирующие реальные условия работы на производстве, а также применение независимой оценки знаний и умений обучающихся. Рассматриваются задачи системы профессионального образования в контексте требований рынка труда.
Ключевые слова: демонстрационный экзамен, поварское дело, аттестация, профессиональные умения, подготовка кадров, независимая оценка, реальные производственные условия.
Подготовка к демонстрационному экзамену (ДЭ) по специальности «Поварское дело» требует комплексного подхода и использования эффективных практик, ориентированных на формирование у обучающихся профессиональных компетенций, соответствующих современным требованиям рынка труда. Демонстрационный экзамен представляет собой форму аттестации выпускников средних профессиональных образовательных учреждений, при которой моделируются реальные производственные условия для оценки уровня освоения материала и формирования профессиональных умений и навыков.
Одной из важнейших особенностей демонстрационного экзамена является независимая экспертная оценка выполнения заданий, в том числе представителями предприятий. Это означает, что результаты студентов оцениваются не только преподавателями, но и потенциальными работодателями, что значительно повышает объективность оценки и придает процедуре экзамена практическую ценность. Важно отметить, что демонстрационный экзамен проводится в условиях, максимально приближенных к реальной работе на производстве, что позволяет выпускникам продемонстрировать не только теоретические знания, но и практические навыки в реальной профессиональной среде.
Для эффективной подготовки к такой форме аттестации преподавателям техникумов необходимо применять подходы, направленные на моделирование реальных производственных процессов в учебной деятельности. Например, важным элементом подготовки является регулярная организация практических занятий на базе учебных кулинарных лабораторий, оснащённых профессиональным оборудованием, аналогичным тому, что используется на предприятиях общественного питания. Это позволяет студентам привыкнуть к стандартам работы на современном производстве и уверенно применять свои навыки в условиях экзамена.
Примером такой практической подготовки может служить регулярная тренировка студентов в выполнении сложных кулинарных задач, которые могут быть включены в задания демонстрационного экзамена. Например, обучение техникам разделки мяса, обработки рыбы, приготовлению сложных соусов или выпеканию кондитерских изделий. Эти навыки отрабатываются до автоматизма, чтобы обучающиеся могли легко справляться с любыми сложными заданиями в условиях ограниченного времени. Важно также знакомить студентов с современными стандартами подачи блюд, что становится частью экзаменационных заданий.
Одной из ключевых практик является проведение тренировочных демонстрационных экзаменов. Такие экзамены проводятся несколько раз в течение обучения и максимально повторяют условия итогового ДЭ. Это позволяет студентам заранее оценить уровень своей готовности, выявить слабые места и наработать опыт работы в стрессовой ситуации, что снижает волнение в реальных экзаменационных условиях. В процессе тренировочных экзаменов независимые эксперты также могут оценивать работу студентов, давая обратную связь, что способствует улучшению результатов.
Эффективной формой подготовки является также участие в конкурсах профессионального мастерства, таких как «WorldSkills». Эти конкурсы дают возможность студентам практиковаться в реальных производственных условиях, сталкиваться с новыми технологическими задачами и демонстрировать свои навыки перед профессиональными экспертами. Например, при подготовке к конкурсам студентам предлагается работать в составе бригад, как это бывает на настоящих предприятиях, что позволяет развивать навыки командной работы — важный аспект профессиональной деятельности повара.
Для успешной подготовки к демонстрационному экзамену важна и работа над мотивацией обучающихся. Преподаватели должны активно использовать примеры из реальной профессиональной жизни, показывая, как навыки, полученные на учебных занятиях, могут быть применены на практике и способствовать карьерному росту. Например, можно приглашать успешных выпускников техникума, которые уже работают в престижных ресторанах, для проведения мастер-классов или лекций, делясь своим опытом прохождения экзаменов и работы в сфере общественного питания.
Использование цифровых технологий в учебном процессе также становится важной частью подготовки к демонстрационному экзамену. Например, студенты могут использовать онлайн-ресурсы для изучения современных кулинарных трендов, а также прохождения тестов и тренингов по организации технологических процессов. Это способствует лучшему освоению материала и позволяет быть в курсе последних тенденций и стандартов в области кулинарии.
Таким образом, внедрение демонстрационного экзамена в процесс аттестации студентов специальности «Поварское дело» является важным шагом в системе профессионального образования, способствующим повышению качества подготовки кадров. Этот формат экзамена позволяет выпускникам не только подтвердить свои профессиональные умения и навыки, но и продемонстрировать их перед потенциальными работодателями, что даёт им преимущество при трудоустройстве. Применение практик, ориентированных на моделирование реальных производственных условий, использование независимой экспертной оценки и активная мотивация студентов к достижению высоких результатов являются основными условиями успешной подготовки к аттестации в форме демонстрационного экзамена.
Список литературы
Малышева
А
.
В
,
Шрамкова
О
.
В
.
К вопросу о проведении итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в среднем профессиональном образовании: региональный аспект // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. №5 (62).
Павлова О.А. Подходы к организации демонстрационного экзамена: европейский опыт и российская практика // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 104-110.
Хвостикова
Т.Е. Внедрение профессиональных стандартов конкурсного движения «
Worldskills
Russia» в педагогическое образование // Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов
Worldskills
: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции. 2018. С. 10-18.