Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка | Вобликова Ирина Леонидовна. Работа №350146

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает приемы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка. Подчеркивается значимость этой компетенции для успешной социальной адаптации и развития учащихся. Описаны эффективные методы, которые помогают учащимся осваивать языковые навыки и использовать их в реальных жизненных ситуациях. Особое внимание уделяется развитию критического мышления, навыков анализа и умения применять полученные знания на практике. Статья предназначена для учителей английского языка, стремящихся интегрировать современные образовательные подходы в свой педагогический процесс.

Ключевые слова: функциональная грамотность, английский язык, критическое мышление, социальные навыки, обучение языку, практико-ориентированные задания.

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

Вобликова Ирина Леонидовна, учитель английского языка

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа»,

с. Новоалександровка

 

Аннотация. Статья рассматривает приемы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка. Подчеркивается значимость этой компетенции для успешной социальной адаптации и развития учащихся. Описаны эффективные методы, которые помогают учащимся осваивать языковые навыки и использовать их в реальных жизненных ситуациях. Особое внимание уделяется развитию критического мышления, навыков анализа и умения применять полученные знания на практике. Статья предназначена для учителей английского языка, стремящихся интегрировать современные образовательные подходы в свой педагогический процесс.

Ключевые слова: функциональная грамотность, английский язык, критическое мышление, социальные навыки, обучение языку, практико-ориентированные задания.

 

Формирование функциональной грамотности у школьников стало одной из приоритетных задач образования. Эта компетенция, включающая в себя умение использовать полученные знания на практике, становится особенно важной в условиях быстро меняющегося мира. На уроках английского языка учителя стремятся не только научить школьников основам языка, но и привить им навыки, необходимые для успешного общения и взаимодействия в глобальном обществе. Функциональная грамотность предполагает способность учащихся применять языковые знания в реальных ситуациях, критически оценивать информацию, принимать обоснованные решения и использовать английский язык как инструмент для решения повседневных задач.

Эффективным методом формирования функциональной грамотности является работа с аутентичными материалами. Тексты, видео и аудио, созданные носителями языка, помогают учащимся осваивать язык в его реальной форме и контексте. Аутентичные материалы дают возможность учащимся сталкиваться с языковыми структурами, лексикой и выражениями, используемыми в повседневной жизни. При работе с такими материалами учащиеся учатся не только понимать смысл прочитанного или услышанного, но и анализировать содержание, интерпретировать подтекст и делать выводы. Использование аутентичных материалов развивает навыки критического мышления, помогает воспринимать язык как средство коммуникации, а не просто как предмет для изучения.

Одним из важнейших аспектов формирования функциональной грамотности является развитие навыков чтения с пониманием. Чтение — это не просто процесс декодирования слов, но и умение анализировать текст, выделять главные идеи, выявлять причинно-следственные связи и интерпретировать информацию. На уроках английского языка учитель может использовать такие приемы, как предсказание содержания текста, обобщение, поиск доказательств и аргументация. Эти приемы помогают учащимся глубже вникать в смысл прочитанного, развивать аналитические способности и формировать навыки осознанного восприятия информации. Важно, чтобы тексты были интересными и соответствовали уровню подготовки учащихся, что стимулирует их мотивацию и интерес к чтению.

Развитие устной речи также играет важную роль в формировании функциональной грамотности. Учащиеся должны уметь ясно выражать свои мысли, аргументировать позицию, взаимодействовать с собеседником и вести диалог. Эффективным приемом для развития этих навыков является ролевое моделирование. Ролевые игры, диалоги и имитационные ситуации, близкие к реальной жизни, позволяют учащимся применять изученные лексические и грамматические конструкции в разнообразных коммуникативных контекстах. Учащиеся могут разыгрывать диалоги в магазине, на почте, при бронировании гостиницы или интервью на работу. Такие задания не только развивают коммуникативные навыки, но и помогают учащимся преодолеть языковой барьер и учат быстро реагировать на вопросы.

Также для формирования функциональной грамотности полезно использовать проектные задания. Проектная деятельность развивает у учащихся умение работать с информацией, планировать свои действия, анализировать результаты и сотрудничать с другими. При выполнении проектов на английском языке учащиеся могут исследовать культурные особенности англоязычных стран, создавать презентации на интересующие их темы, проводить мини-исследования. Такие задания позволяют учащимся применять английский язык для получения новой информации и работы над проектами, что делает его инструментом для достижения практических целей. Важно, что проектная деятельность учит учащихся работать как в группе, так и индивидуально, развивая навыки самоконтроля и ответственности за результат.

Важным элементом формирования функциональной грамотности является развитие критического мышления, которое можно тренировать через задания на интерпретацию и анализ информации. Например, анализ статей, обсуждение актуальных вопросов и социальных проблем, просмотр видео с последующим обсуждением помогают учащимся научиться формировать свое мнение, различать факты и мнения, выявлять предвзятость и оценивать достоверность информации. Эти навыки особенно полезны в условиях информационного общества, где учащиеся сталкиваются с огромным количеством противоречивой информации. Критическое мышление позволяет учащимся принимать взвешенные решения и осознанно относиться к выбору источников информации.

Эффективным приемом для формирования функциональной грамотности является также использование цифровых образовательных ресурсов и мобильных приложений. Современные технологии дают учащимся возможность изучать язык интерактивно и увлекательно, что повышает их мотивацию и вовлеченность. Онлайн-платформы предлагают задания на аудирование, чтение, говорение и письмо, а также позволяют отслеживать прогресс и работать над индивидуальными пробелами. Учитель может использовать различные цифровые ресурсы для создания учебных ситуаций, в которых учащиеся могут применить знания на практике. Например, интерактивные викторины, видеозадания, задания на составление текстов или общение в чате позволяют ученикам учиться через практику и вовлекаться в учебный процесс.

Работа над написанием текстов также играет важную роль в формировании функциональной грамотности. Письменные задания помогают учащимся структурировать мысли, выражать свои идеи на иностранном языке и учат логически связывать предложения. Учитель может предложить учащимся задания на написание писем, эссе, дневниковых записей и описаний, которые ориентированы на реальные коммуникативные ситуации. Задания на письменную речь развивают навыки организации текста, помогают освоить лексику и грамматику и способствуют формированию умения выражать мысли последовательно и ясно.

Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках английского языка — это комплексный процесс, включающий развитие навыков критического мышления, анализа информации, устного и письменного общения, а также умения применять язык в реальных ситуациях. Эффективные приемы, такие как работа с аутентичными материалами, проектные задания, ролевое моделирование, цифровые технологии и задания на критическое мышление, позволяют учащимся осваивать английский язык как средство для решения практических задач. Внедрение этих методов в учебный процесс помогает учителю создавать условия для развития функциональной грамотности, что является важным шагом на пути к успешной социальной адаптации и подготовке учащихся к жизни в современном мире.

 

Список литературы

1. Карабанова В. А. Формирование функциональной грамотности посредством применения стратегий функционального и смыслового чтения на уроках английского языка в средней школе / В. А. Карабанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 37-44.

2. Орлова Е. В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка / Е. В. Орлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 206-208.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×