Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС | Гермек Софья Ивановна. Работа №342449

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Она имеет огромное значение для выработки умения самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также играет важную роль в борьбе с неуспеспешностью. Хорошая, эффективная работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах.

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

учитель начальных классов: Гермек Софья Ивановна

 

Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтоб ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…”.

Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Она имеет огромное значение для выработки умения самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также играет важную роль в борьбе с неуспеспешностью. Хорошая, эффективная работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах.

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками.

В начальной школе для этих целей используются различные виды упражнений:

соотнесение

 орфограммы с определённым правилом, звуковой анализ слова, чёткое его проговаривание;

применение правил с обязательным объяснением;

широкое использование предупредительных диктантов разного вида (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);

соблюдение орфографического и гигиенического режима.

Соблюдение орфографического режима это и определённый порядок ведения тетрадей, их регулярная проверка и обязательная работа над ошибками.

В педагогической практике существуют различные методики проведения работы над ошибками, педагоги предлагают использование памяток, но данные пособия не в полной мере помогают решить проблему эффективного выполнения этого вида работы, экономя нервные силы ребёнка, вырабатывая у него динамический стереотип работы.

Новизна предлагаемой методики и учебного пособия состоит в комбинации элементов известных методик, рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда.

Условия эффективности работы над ошибками

Эффективность работы над ошибками в условиях школы зависит от:

систематичности её проведения;

разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм;

от максимальной для данной категории детей их активности в процессе самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний;

от наличия индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Создание и использование в учебной деятельности «Памятки для работы над ошибками»

Для дифференцированного исправления ошибок и последующей индивидуализации самостоятельной работы детей над ошибками я начинаю со 2 класса, предлагая учащимся работу по памятке «Опасные места», в которой последовательность орфограмм соответствует порядку их изучения по программе. Её отпечатываю на компьютере и вкладываю в дневник каждого учащегося класса. С этой памяткой знакомлю и родителей на классном собрании, рассказываю алгоритм работы по ней.

Например:

1.Пропуск, замена буквы

Выпиши слово правильно.

Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так: ученик, ученик, ученик.

2. Большая буква в начале предложения

Выпиши предложение правильно.

Придумай и напиши ещё одно предложение.

Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

3.Слог

Выпиши слово.

Подчеркни гласные.

Раздели слово на слоги.

Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Делай так: у/чи/тель, ча/сыя/гоа.

Аналогично оформляется демонстрационное пособие для коллективной работы на уроке на этапе формирования навыка работы по памятке.

Следует отметить, что каждый номер содержит следующее:

название орфограммы;

поэтапные инструкции для учащихся;

образец выполнения.

Данное содержание позволяет учащимся, экономя нервные силы, вырабатывать динамический стереотип работы в короткий период времени.

При исправлении ошибок учитель по-разному определяет долю последующей самостоятельности в работе над ними каждого ученика.

в тетрадях слабых учеников я исправляю ошибку в слове, выношу н

а поля, выписываю и показываю,

как работать с этой орфограммой. Ученик должен повторить мои действия.

по отношению к группе со средней успеваемостью объём помощи уменьшается. Я также исправляю ошибки, выношу на поля, указываю номер правила.

в тетрадях школьников с хорошей успеваемостью напротив исправленной ошибки ставлю только вертикальную черту. Ученик в силах

поработать над орфограммой самостоятельно: соотнести ошибку с правилом, найдя его в памятке, выполнить операции, которые в ней указаны.

В письменных проверочных работах учитель исправляет все ошибки, выносит их на поля, индивидуально определяет с какими из них ученик будет работать самостоятельно. Количество слов, как показывает опыт не должно превышать 3-5 даже, если их значительно больше. В противном случае работа начинает выполняться механически, формально и в ней могут быть допущены те же ошибки.

Организация и методика проведения урока работы над ошибками

Ориентируясь на проведённый анализ работ, отбираю для фронтальной работы слова, которые написаны неверно большинством детей. Группирую их по орфограммам, включаю в план урока, провожу с ними работу по алгоритму, данному в «Памятке работы над ошибками». Называю фамилии детей, которые допустили данную ошибку. К 4 классу дети сами узнают свои ошибки, участвуют в подборе проверочных слов или объяснении, т. е. не боятся признавать свои ошибки. Слова для коллективного анализа следует группировать вокруг не более 3-4 правил, с которыми ведётся работа на протяжении основной части урока. Далее ученики работают самостоятельно со своими ошибками.

Урок работы над ошибками строится по следующему плану:

Сообщение о результатах письменной работы – 2 мин.

Коллективный анализ типичных ошибок класса – 10-15 мин.

Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил – 10 мин.

Самостоятельная работа над ошибками -10-15 мин.

Задание на дом – 3 мин.

Подведение итогов работы -2 мин.

Время на отдельные этапы урока регулируются в зависимости от количества материала, значимости данного этапа для закрепления орфографического правила, степени подготовленности детей к работе.

В начале урока рациональнее познакомить детей только с общими результатами письменной работы, похвалить одних, выразить недовольство другими, но не объявлять отметки каждого ученика. Такой подход к организации деятельности школьников помогает сохранить у них работоспособность, не вызывает негативную реакцию, обиду, излишнюю расторможенность. Затем учитель сообщает, какие правила оказались менее всего усвоены, над чем следует работать всему классу.

Результативность опыта

Результативность применения данной методики заключается в повышении уровня обученности по предмету:

            Проделанная работа даёт положительный результат, так как учащиеся повторяют слова многократно, используя зрительный, моторный, речедвигательный и слуховой анализаторы. Постоянное возвращение к анализу орфограмм повышает осознанность усвоения орфографического правила. Использование игровых элементов, наглядного материала повышает мотивационную сторону деятельности детей в овладении навыкам грамотного письма.

            Результативность выражается также в совершенствовании методической деятельности учителя, более эффективном сочетании видов, форм деятельности, использовании нового учебного пособия.

Использованная литература

Бондаренко А.А. Где прячутся ошибки:

Дидакт

. Материал: Пособие для учащихся нач.

шк

. – М.: 1999.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 4

кл

.:

Пособие для учителя/ Сост. Н.Н.

Сусакова

; Под ред. И.О. родина, Т.М. Пименовой. – М.: ООО «Издательство

Астель

»:,

2001.

Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу/ Н.Ф.

Виноградова и др. – М.: Дрофа, 2001.

Приложение к теме

 

Памятка

«Работа над ошибками по русскому языку, 1-2 классы»

 

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни орфограммы.

Делай так: Выпал пушистый снег.

 

Пропуск буквы, замена буквы.

Выпиши слово, подчеркни пропущенную букву, раздели его на слоги.

Делай так: прилежные, при-леж-ны

 

Перенос слова.

Напиши слово, разделив его на слоги для переноса.

Делай так: ве-селая, весе-лая

 

Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно, подчеркни большую букву, напиши 2-3 слова с этой орфограммой.

Делай так: Саша, Алеша, Миша

 

Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно, напиши 2-3 слова с этой орфограммой.

Делай так: малыши, карандаши, ежи, жили

 

Сочетания

чк

,

чн

,

нщ

,

щн

, чт.

Выпиши слово правильно, напиши 2-3 слова с этой орфограммой.

Делай так: дочка, речка, мощный

 

Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно, напиши 2-3 слова с этой орфограммой.

Делай так: учитель, пальто, коньки

 

Разделительный мягкий знак Ь.

Выпиши слово правильно, напиши 2-3 слова с этой орфограммой.

Делай так: вьюга, листья, соловьи

Помни! Разделительный Ь пишется после согласных и перед гласными буквами е, е, ю, я, и в корне слова.

 

Разделительный твердый знак Ъ.

Выпиши слово правильно, напиши 2-3 слова с этой орфограммой.

Делай так: объяснил, подъезд, съемка

Помни! Разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласными буквами е, е, ю, я.

 

Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели в нем приставку, напиши еще 2-3 слова с этой приставкой.

Делай так: полетели, побежали, поехали или

отбежал, отлетел, отделал

 

Правописание приставки со словом.

Выпиши слово правильно, выдели приставку, образуй от этого слова однокоренные слова с другими приставками.

Делай так: заехал, переехал, уехал, выехал

Помни! Приставка – часть слова, она пишется слитно со словом.

 

Правописание предлогов со словами (орфограмма-пробел).

Выпиши слово с предлогом, вставь между словом и предлогом другое слово или вопрос.

пр.

Делай так: у_ дома, у (какого?) дома, у большого дома

Помни! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от других слов.

 

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень, подчеркни безударную гласную в корне. Подбери к нему проверочные однокоренные слова.

Делай так: садовый – сад, садик

 

Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением (словарные слова).

Напиши слово 3 раза, запомни как оно пишется. Поставь ударение, выдели корень, подчеркни безударную гласную в корне.

Делай так: карандаш, карандаш, карандаш

 

Парные звонкие и глухие согласные.

Выпиши слово правильно, подбери проверочное слово, напиши еще слово с этой орфограммой.

Делай так: гриб – грибы, ягодка - ягода

 

Перенос слов.

Раздели слово на слоги для переноса (все случаи).

Делай так: по-бежали, побе-жали, побежа-ли

 

Разбор слова по составу.

Выпиши слово. Разбери его по составу по плану: окончание, основа, корень, приставка и суффикс (если есть).

Делай так: походка, светит, закат

 

Главные члены предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни правильно главные члены: подлежащее (кто? что?) – одной чертой, сказуемое (что делать?) – двумя чертами. Обозначь части речи. Выпиши пары слов с вопросами. сущ. гл.

Делай так: Седые туманы плывут в облаках. (Повест., невоскл., прост., распр.)

Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

 

 

Знаки препинания в конце предложения (

. !

? …)

Выпиши предложение правильно. Подчеркни знак препинания.

Делай так: Какая прекрасная погода!

 

Удвоенные согласные.

Выпиши слово правильно, раздели его для переноса, запиши еще 1-2 однокоренных слова.

Делай так: касса, кас-са, кассовый, кассир

 

Правописание НЕ с глаголами (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не, напиши 2-3 слова с этой орфограммой. Подчеркни пробел.

гл. гл. гл.

Делай так: не_пришел, не_выучил, не_знал

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×