Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эффективные способы формирования читательской грамотности младших школьников | Сорокина Ираида Валерьевна. Работа №342313

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Успешное обучение в школе невозможно без сформированности  у учащихся читательской грамотности.

    Что же такое читательская грамотность?

Чтению принадлежит важная роль при формировании метапредметных учебных действий. Чтение – это основа образовательной деятельности. Без чтения не обходится ни одна образовательная область, будь то математика или окружающий мир, русский язык или технология.

  Работа с текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек.

Эффективные способы формирования читательской грамотности младших школьников

Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности.

Что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Чтению принадлежит важная роль при формировании метапредметных учебных действий. Чтение – это основа образовательной деятельности. Без чтения не обходится ни одна образовательная область, будь то математика или окружающий мир, русский язык или технология.

Грамотное чтение подразумевает под собой следующие умения:

- находить и извлекать информацию

- интегрировать и интерпретировать информацию

- осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

 

Работа с текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек.

 

Тексты бывают сплошные, несплошные. К сплошным текстам относятся тексты повествования, рассуждения, описания, т.е. те тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе. К несплошным текстам относят диаграммы, таблицы, схемы, объявления, кассовые чеки и др., т.е. это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом, Это то, с чем дети чаще всего сталкиваются в повседневной жизни. Понимание текста — это ключевой навык, который начинает развиваться в начальной школе. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным видам текстов. Нужно научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения — словом, любой источник, который можно осмыслить. А это и есть читательская грамотность.

Работа с текстом строится в 3 этапа – предтекстовая работа, текстовая и послетекстовая. Нельзя недооценивать каждый этап. Предтекстовая работа это стимулирование мотивации к работе с текстом, актуализация личного опыта и знаний учащихся, прогнозирование содержания текста с опорой на рисунки, заголовок или словарные слова. Текстовая работа, или изучающее чтение. Это может быть чтение учителем, чтение всем классом или чтение про себя в сочетании с разными приемами такими как чтение с остановками, словарной работой и т.д. Послетекстовая работа так же очень важна. На этом этапе раскрывается основная идея текста, скрытые смыслы, делаются выводы.

Механизмом формирования читательских компентеций выступают различные приемы педагогических технологий: технологии продуктивного чтения, технологии критического мышления, игровых технологий , личностно-ориентированной технологии, метода проектов. Для успешного развития читательской грамотности необходимо использовать такие эффективные приемы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер.

 

Рассмотрим, как это выглядит на практике. В своей работе я применяю эффективные приемы для формирования читательской грамотности.

Урок литературного чтения по рассказу Л.Н.Толстого «Прыжок». У учащихся были рабочие листы, по которым они выполняли задания, направленные на осмысление текста и на формирование оценки суждения о произошедшем событии. (см.приложение).

На данном уроке были применены следующие приемы:

«Словарная работа» (с целью уточнить значение некоторых слов)

«Восстанови план» (нужно было восстановить последовательность событий, которые происходили в рассказе.)

«Заполни пробелы» (вставить по тексту недостающие слова, которые помогли наиболее точно представить картину происходящего действия)

Синквейн ( знакомый прием, выделить ключевые понятия в прочитанном, главные идеи)

«Тонкие» и «толстые» вопросы. Учащиеся задавали вопросы по содержанию, что способствовало лучшему пониманию происходящего, анализу поступков героев.

«Подбери пословицу» , выражающую главную мысль текста.

Данная работа на уроке помогла учащимся сформировать собственные суждения о поступках героев.

 

Рассмотрим пример задания на уроке математики, который был применен по теме «Закрепление величин». Был применен прием «Афиша, билет, объявление». Учащимся было предложено рассмотреть афишу и познакомится с информацией на ней, задать вопросы друг другу по имеющейся информации, используя опорные слова.

Когда...? Когда будет цирковое представление?

Где...? Где оно состоится?

Как...? Как можно приобрести билеты? Как работает касса?

Во сколько...? Во сколько начнется представление?

Сколько...? Сколько стоит билет?

Кто...? Кто может пройти без билета?

После чего было предложено решить задачи.

1. В цирк пойдут мама, папа, школьник Вася и его трехлетний братик. Рассчитайте какую сумму денег понадобится заплатить в кассе за цирковое представление?.

3. Представление длится 2 ч 10 мин. Во сколько оно закончится?

Трудность выполнения состояла в том, что данные для решения этих задач были даны не в явном виде, а нужно было применить умение находить и извлечь информацию, в данном случае из афиши.

Еще один прием «Кассовый чек» - надо было составить задачу, используя данные чека, т.е. из несплошного текста сделать сплошной.

Рассмотрим некоторые задания на уроках окружающего мира по теме «Солнечная система»

Учащимся было предложены задания: а затем им нужно было выбрать верные суждения

Прочитай статью учебника. Рассмотри иллюстрацию.

 

 

 

 

 

А) Знаком укажи верные высказывания:

□ Земля расположена от Солнца дальше, чем Юпитер.

□ Сатурн расположен от Солнца дальше, чем Юпитер.

□ Венера расположена ближе всех к Солнцу.

□ Уран находится между Сатурном и Нептуном.

□ Марс – пятая планета от Солнца.

 

Б) Пользуясь схемой расположения планет Солнечной системы, допиши высказывания, чтобы они были верными:

 

□ Марс расположен между ___________ и _________________.

□ Нептун расположен дальше от Солнца, чем _________________.

□ Между Венерой и Марсом расположена ___________________.

□ По величине ____________ - самая большая из планет.

 

Систематизируй планеты в группы и впиши их названия в столбцы таблицы.

 

Планеты земной группы

Планеты - гиганты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формированию читательской грамотности способствует проектная работа по всем учебным областям.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию читательской грамотности через применение эффективных приемов работы дает результаты в деле воспитания грамотного читателя. Комплексное использование технологий, приемов способствует повышению читательской грамотности, и как следствие, повышению качества образования и личностному росту обучающихся.

Отличным материалом для совершенствования читательских умений служат задания на платформе «Учиу», которые я использую в своей работе. Задания олимпиад и марафонов направлены на нахождение и извлечение информации. Карточки, созданные мною на платформе помогают не только закреплять материал, но и формируют читательскую грамотность.

Так же на платформе Учиу проводится Диагностика читательской грамотности. По результату диагностики можно получить полную картину развития и сформированности читательских навыков и умений у учащихся класса. Исходя из полученных результатов, можно строить дальнейшую работу в этом направлении.

Мы с коллегами нашей школы проводим диагностику читательской грамотности в конце 1 и 2 полугодия в каждом классе. Для диагностики читательской грамотности используем пособия – авторские разработки Пановой Ольги Борисовны. Это принципиально новая технология проверки читательской грамотности, главными критериями которой яляются:

правильность (безошибочность)

способ чтения

осмысленность

Для фиксирования результатов, показанных учащимися, заполняется таблица. (Приложение 1)

После того, как ученик начинает читать текст в комфортном для себя темпе, не торопясь, учитель фиксирует способ чтения и безошибочность чтения, отмечая, на каком слове допущена 1ая ошибка, 2ая ошибка и 3я ошибка. После третьей ошибки учитель останавливает ребенка, если допущены 1- 2 ошибки читает текст до конца. После того, как чтение вслух закончилось, ученик садится за свободную парту, перечитывает текст «для себя» сколько ему угодно раз и приступает к выполнению заданий. Задания к тексту учащийся прочитывает сам, учитель не комментирует задания.

Сравнивая период безошибочного чтения одного и того же ребенка на разных этапах обучения, учитель, родитель и сам ребенок может наблюдать личную динамику формирования умения читать. Кроме того, при обозначении в протоколе номера слова, на котором сделана ошибка, довольно просто понять качество ошибки.

Далее по формуле рассчитывается период безошибочного чтения, рассматривается способ чтения и правильность выполнения заданий. Все быллы суммируются, и мы получаем уровень читательской грамотности всех учащихся, который фиксируется в таблице. Саму работу и индивидуальную таблицу учащиеся кладут в портфолио, проводят работу над ошибками, отслеживают динамику своего роста.

В конце своего выступления хочу показать синквейн, который я составила по теме «Читательская грамотность».

Чтение

Интересное, осмысленное

Понимать, размышлять, использовать

Сформированность читательской грамотности способствует повышению качества образования

Будущее

Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X