Эффективные способы организации учебной деятельности учащихся на уроках химии | Черипко Елена Александровна. Работа №339424. Номер работы: №339424
Аннотация. Статья рассматривает эффективные способы организации учебной деятельности учащихся на уроках химии. Описываются основные методики и подходы, которые способствуют активному вовлечению учащихся в учебный процесс, развитию их интереса к предмету и повышению качества знаний.
Ключевые слова: организация учебной деятельности, уроки химии, активное обучение, педагогические методы, образовательный процесс.
Организация учебной деятельности учащихся на уроках химии играет ключевую роль в формировании интереса к предмету, развитии навыков критического мышления и повышении качества знаний. Современные педагогические подходы и методики позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным.
ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Черипко Елена Александровна, учитель химии
ГБОУ «Урзуфская школа Мангушского м.о» Донецкой Народной Республики
Аннотация. Статья рассматривает эффективные способы организации учебной деятельности учащихся на уроках химии. Описываются основные методики и подходы, которые способствуют активному вовлечению учащихся в учебный процесс, развитию их интереса к предмету и повышению качества знаний.
Ключевые слова: организация учебной деятельности, уроки химии, активное обучение, педагогические методы, образовательный процесс.
Организация учебной деятельности учащихся на уроках химии играет ключевую роль в формировании интереса к предмету, развитии навыков критического мышления и повышении качества знаний. Современные педагогические подходы и методики позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным.
Необходимо отметить, что одним из наиболее эффективных способов организации учебной деятельности является использование активных методов обучения. Активное обучение предполагает вовлечение учащихся в учебный процесс через различные формы взаимодействия, такие как групповые дискуссии, дебаты, ролевые игры и проекты. Например, проведение дискуссий по актуальным химическим вопросам, таким как использование пластика или влияние химических веществ на здоровье, помогает учащимся развивать навыки аргументации и критического мышления.
Проектное обучение является еще одним важным методом, который способствует развитию исследовательских навыков и способности применять теоретические знания на практике. Учащиеся могут работать над проектами, связанными с реальными химическими проблемами и их решениями. Например, можно предложить учащимся разработать проект по созданию экологически чистых моющих средств или изучению состава продуктов питания. Проектная деятельность помогает учащимся развивать исследовательские навыки, умение работать в команде и представлять результаты своей работы.
Лабораторные работы и эксперименты играют ключевую роль в изучении химии, так как они позволяют учащимся непосредственно наблюдать и исследовать химические явления и процессы. Проведение лабораторных работ способствует лучшему пониманию теоретического материала и развитию практических навыков. Например, при изучении кислотно-основных свойств веществ можно провести эксперимент по определению pH различных растворов, что поможет учащимся лучше понять концепцию кислот и оснований.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) расширяет возможности организации учебной деятельности. Педагоги могут использовать цифровые ресурсы, такие как интерактивные учебники, виртуальные лаборатории, образовательные платформы и мультимедийные презентации. Например, использование виртуальной лаборатории позволяет учащимся проводить эксперименты, которые трудно или невозможно выполнить в реальных условиях, а интерактивные задания помогают лучше понять и запомнить учебный материал.
Дифференцированный подход в обучении позволяет учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося. Педагоги могут предлагать задания разного уровня сложности, адаптировать учебные материалы и методы обучения в зависимости от уровня подготовки и интересов учащихся. Например, можно использовать дифференцированные задания, позволяющие учащимся с разным уровнем подготовки успешно справляться с учебной нагрузкой и достигать поставленных целей.
Межпредметные связи помогают учащимся формировать целостное представление о мире и применять знания из разных областей для решения комплексных проблем. Интеграция химии с биологией, физикой, экологией и медициной способствует более глубокому пониманию химических процессов и их применения в различных контекстах. Например, изучение биохимических процессов в организме человека может быть проведено в рамках совместного урока химии и биологии.
Организация групповой работы способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде. Групповые задания позволяют учащимся обмениваться знаниями и опытом, помогая друг другу и развивая навыки сотрудничества. Например, можно организовать работу в малых группах, где учащиеся будут совместно решать задачи и представлять свои решения перед классом. Это помогает развивать навыки коллективного мышления и сотрудничества.
Рефлексия и самооценка играют важную роль в организации учебной деятельности. Педагоги могут проводить самооценку и взаимную оценку работ учащихся, предлагать им анализировать свои ошибки и успехи, формулировать выводы и рекомендации для дальнейшей работы. Например, после проведения эксперимента можно предложить учащимся заполнить рефлексивный лист, где они опишут, что удалось и что вызвало трудности, а также предложат способы улучшения своей работы.
Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что эффективная организация учебной деятельности учащихся на уроках химии требует использования разнообразных методов и подходов, включая активные методы обучения, проектное обучение, лабораторные работы и эксперименты, использование ИКТ, дифференцированный подход, межпредметные связи, групповую работу, рефлексию и самооценку.
Список литературы
Акчелов
, Е.О., Галанина Е.В. Новый подход к геймификации в образовании //Векторы благополучия: экономика и социум. 2019. -№1 (32) – С.117-128.
Ермаков, С.С. Современные технологии электронного обучения: анализ влияния методов геймификации на вовлеченность учащихся в образовательный процесс. //Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. - № 3. С. 47—58.
Колыхматов
В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования: учеб-метод. пособие – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. – 135 с.
Современные образовательные технологии в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [Текст]: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Н.Ю. Блохина, Г.А. Кобелева, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». - Киров, 2020. - 70 с.