Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников | Ольга Николаевна Ковалева. Работа №286151
Автор: Ольга Николаевна Ковалева
Представлен опыт использования экологической тропы в образовательном процессе нашего детского сада. Парциальная программа С.Н. Николаевой "Юный эколог" является часть ООП ДОУ. Экологическая тропа - часть технологии экологического воспитания дошкольников. В статье представлен опыт работы над созданием экологического пространства, опыт использования в педагогической деятельности. В детском саду разработаны планы прогулок на каждый возраст по объектам тропы. Представлен результат использования тропы.
Экологическая тропа
как средство воспитания экологической культуры дошкольников
Старший воспитатель
МБДОУ № 36 «Малышок» г.Канска
Ковалева Ольга Николаевна
Обострение экологической проблемы в стране и в мире не может оставаться без внимания общества, а тем более педагогов. Ведь именно педагоги стоят в самом начале сложного пути формирования осознанно-правильного отношения детей к природе, формирования экологического сознания, экологической культуры. И прежде всего это педагоги дошкольного образования, поскольку на период дошкольного детства приходится период, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.
Вопросы воспитания ценностного отношения к окружающему миру являются частью целевых ориентиров Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического воспитания. В Программе сказано, что воспитатель ДОО при реализации задач патриотического воспитания должен сосредоточить свое внимание на «…формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека».
Необходимость систематической целенаправленной работы по экологическому воспитанию дошкольников побудила педагогов нашего детского сада пересмотреть содержание образовательной деятельности в направлении ознакомления детей с миром природы (образовательная область «Познавательное развитие»). Для реализации идеи непрерывного экологического образования нами было принято решение о реализации программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Авторская программа является частью ООП детского сада.
За время реализации программы «Юный эколог» нами наработан достаточно обширный опыт. Сегодня я расскажу об экологической тропе, которая является частью экологического пространства детского сада.
Детский сад находится в бывшем промышленном районе города. Естественные природные объекты, которые можно было бы использовать для обогащения образовательного процесса, нам недоступны (их нет в шаговой доступности). Поэтому мы решили максимально использовать территорию учреждения, обустроив ее так, чтобы можно было использовать ее объекты в познавательных, оздоровительных, воспитательных целях, для развития у детей навыков труда и общения с живой и неживой природой, для формирования основ экологической грамотности, развития эстетического восприятия окружающего мира. Над созданием экологической тропы коллектив детского сада планомерно работал в течение нескольких лет, так как некоторым объектам необходимо было просто вырасти: сосновый бор, сиреневая аллея. Некоторые объекты необходимо было облагородить, например, черемуховый сад, уголок русского леса; некоторые создать, - альпийская горка, поляна сказок, метеостанция. В этом году мы посадили рябиновую аллею. Был продуман маршрут тропы, - логическая последовательность путешествия по объектам, составлен паспорт тропы, карта-схема экологической тропы. Зато теперь мы можем по праву гордиться своим результатом. Наш проект, был представлен на городском уровне: конкурс проектов ландшафтного дизайна территорий ДОУ, где занял второе место.
Объекты экологической тропы: огород «Дружная семейка», сосновый бор «Ёлочки – сосёночки», «Черёмуховый сад», «Птичий двор», полянка первоцветов «Первые цветочки», «Калинка – витаминка», «Сиреневая аллея», «Альпийская горка», «Уголок русского леса», «Поляна сказок», «Метеостанция».
Отличительные особенности нашей экологической тропы заключаются в том, что она естественным образом вписалась в зеленое пространство детского сада. На наших объектах имеется большое количество деревьев и кустарников, произрастающие в нашей местности, - березы, осина, рябины, калина, клен, тополь, яблонька-дичка, сирени, черемуха, акации, ели, сосны, лиственница, кедр. В этом году мы решили посадить дубы, заложи желуди на стратификацию. Объекты ландшафтного дизайна, дополняют и обогащают маршрут, вносят элемент парковой культуры.
С созданием экологической тропы значительно расширились образовательные возможности в области экологического воспитания. В каждой возрастной группе составлен план тематических прогулок по объектам тропы на все сезоны, целью которых является создание условий для формирования осознанно-правильного отношения к миру природы.
Во время прогулок решается комплекс педагогических задач:
- способствовать развитию познавательного интереса детей;
- совершенствовать навыки исследовательской деятельности;
- активизировать речь детей;
- создавать условия для воспитания трудолюбия;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы, желание бережно и ответственно к ней относится.
Используя экологическую тропу в воспитательно-образовательном процессе, педагоги используют следующие формы работы: экологическая беседа, наблюдение в природе (краткосрочные и долгосрочные), в том числе для ведения календаря природы; экологическая викторина; трудовой десант; чтение художественной литературы; составление рассказов; квест; исследовательская, проектная деятельность; экологическая акция; продуктивная творческая деятельность детей.
Положительным результатом работы по использованию экологической тропы в образовательном процессе являются позитивные изменения в развитии детей. У воспитанников постепенно формируется основы экологического сознания: они начинают осознавать, что люди являются частью природы, что вести себя в природе необходимо ответственно, беречь любое растение и живое существо. Путешествуя по маршруту, воспитанники знакомятся с объектами живой природы воочию, учатся замечать изменения, которые происходят с растениями, ведут наблюдения; учатся ухаживать за растениями, помогают убирать сухие листья, подгребают снег к стволам деревьев, подкармливают плиц у кормушек, помогают ухаживать за цветниками и огородными культурами. У детей имеется возможность наблюдать за развитием растений, устанавливать взаимозависимые связи между деятельностью человека и состоянием природных объектов.
Воспитанники берегут наш зеленый уголок, замечают малейшие изменения во внешнем облике цветов, деревьев. У них имеется возможность увидеть красоту природы: яркий ковер из опавших кленовых листьев, дрожание на ветру листьев березы и осинки, уникальные изменения во внешнем образе лиственницы, красные гроздья калины и рябины в заснеженных шапочках, первые цветочки одуванчиков и незабудок, насладиться ароматом цветущей черемухи и сирени. Дети с удовольствием фотографируются вместе с родителями на наших полянках, оставляя добрую память о детском саде.
Наши воспитанники активно участвуют в мероприятиях экологической направленности на разных уровнях: 2018 г. - городской конкурс «Эколята – юные защитники природы»; 2018, 2019, 2020 гг. – городской фестиваль «Дошколята в защиту природы родного края»; ежегодно принимают участие в благотворительной акции «Поможем бездомным животным», в городской выставке поделок из природного материала «Дары осени», в экологической акции «Живи, Ёлочка!», в дистанционных викторинах «Человек и природа». В детском саду стали традиционными вечера поэзии, например, «Унылая пора…Очей очарованье», «Край родной, навек любимый».
Таким образом, экологическая тропа - это не только средство формирования основ экологического сознания. Она способствует всестороннему развитию воспитанников, воспитанию эстетического восприятия мира, является украшением детского сада.