Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экологический аспект в традициях калмыцкого народа | Басангова Баина Константиновна. Работа №349566

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Научно -исследовательская работа о влиянии традиционного уклада жизни калмыков, их обычаев и культуры на природу местности, в которой они проживают. 

Человек – часть природы, он связан с ней своим происхождением и существованием. Подобно другим биологическим видам на первых этапах своей эволюции он находился со средой обитания в динамическом равновесии. Начало человеческой цивилизации связывают с переходом от собирательства к производящей форме деятельности (появление  и развитие земледелия и животноводства).  Социальная система, возникшая как дополнение к природной, начинает противостоять ей как разрушительная сила. Общество, разрушающее окружающую природную среду в процессе потребления, лишает себя будущего. Поэтому одной из важнейших задач, которые необходимо решить человечеству в настоящее время, является не только изучение антропогенных изменений окружающей природной среды и разработка методов ее сохранения и охраны в интересах  сохранения жизни на Земле, но и поиск законов функционирования и развития этой отрасли объективной реальности.

 С древних времён калмыки учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что естественная среда обитания человека природа - это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Экологические традиции духовной жизни калмыцкого народа зародились ещё в каменном веке, дальнейшее развитие получили в эпоху расцвета шаманизма и буддизма.

Цель: исследование взаимоотношений человек – природа у калмыков.

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23 имени П. М. Эрдниева»

 

 

Муниципальный этап

Всероссийский конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

Номинация «Этно- экологические исследования»

 

Тема «Экологический аспект в традициях калмыцкого народа»

 

Подготовил:

Басангова Баина Константиновна

МБОУ «СОШ № 23 имени П. М. Эрдниева»

Руководитель:

Кисилева Наталья Викторовна, учитель географии

МБОУ «СОШ № 23 имени П.М. Эрдниева»

Kisilevanv1980@mail.ru

89093994037

 

Элиста - 2023 г.


Содержание

Введение -------------------------------------------------------------------- 3

Система природопользования в традициях

калмыков---------

4

Материалы этнографических наблюдений-

----------------- 4

Экологическая культура в традициях к

алмыков-----------

6

1.3 Экология и устное народное творчество-------------------- 10

2. Практическая часть--------------------------------------------------- 11 Заключение----------------------------------------------------------- 12

3. Используемая литература------------------------------------------- 13

Приложения -------------------------------------------------------------- 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Человек – часть природы, он связан с ней своим происхождением и существованием. Подобно другим биологическим видам на первых этапах своей эволюции он находился со средой обитания в динамическом равновесии. Начало человеческой цивилизации связывают с переходом от собирательства к производящей форме деятельности (появление и развитие земледелия и животноводства). Социальная система, возникшая как дополнение к природной, начинает противостоять ей как разрушительная сила. Общество, разрушающее окружающую природную среду в процессе потребления, лишает себя будущего. Поэтому одной из важнейших задач, которые необходимо решить человечеству в настоящее время, является не только изучение антропогенных изменений окружающей природной среды и разработка методов ее сохранения и охраны в интересах сохранения жизни на Земле, но и поиск законов функционирования и развития этой отрасли объективной реальности.

С древних времён калмыки учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что естественная среда обитания человека природа - это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Экологические традиции духовной жизни калмыцкого народа зародились ещё в каменном веке, дальнейшее развитие получили в эпоху расцвета шаманизма и буддизма.

Цель: исследование взаимоотношений человек – природа у калмыков.

Задачи:

Изучен

ие экологических традиций калмыц

кого этноса;

Проведение социологических опросов среди учащихся средней школы;

Выявить результаты отношения к экологической ситуации

;

Выяснить, соблюдаются

ли

экологические обычаи и традиции

современными калмыками

.

Объект: экологическая культура калмыков.

Предмет: экологические традиции и обычаи калмыков.

Для проведения исследования мы использовали стандартные методы: изучение научно- популярной литературы, поиск информации на сайтах глобальной сети Интернет, изучение материалов СМИ, анализ материалов, опрос, интервью.

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на школьных мероприятиях (викторина, конкурс рисунков), уроках географии, краеведения, экологии.

 

 

 

 

 

 

 

1. Система природопользования в традициях калмыков

1.1. Материалы этнографических наблюдений

Степь не только среда обитания калмыков, но и их судьба: здоровье, характер, психика, культура, религия, поэзия… При исследовании экологичности пространства целесообразно рассматривать в первую очередь природно-климатические условия проживания и связанный с ними тип хозяйственной деятельности этноса.

Калмыкия расположена между нижним течением Дона, Волги. Кумы и северо-западными берегами Каспийского моря. Эта территория характеризуется резко континентальным, засушливым климатом. Каспийское море заметного влияния на климат не оказывает. Предки калмыков - ойраты (западные монголы), жившие еще в конце XVI в. в Западной Монголии (Джунгарии) и в верховьях Иртыша, появились здесь в начале XVII в., имея сложившуюся кочевую государственность, сословный слой и традиции, которые в новых исторических и географических условиях получили дальнейшее развитие. Степь влияет на формирование личности. Ярко-голубое высокое небо, чистый и прозрачный воздух, которым легко дышится, очень много солнца - оно и светит, и греет, бескрайние степные просторы - все это способствует формированию таких черт характера человека, как открытость, доброта, стремление к созиданию, любовь ко всему, что тебя окружает. Экологию степи легко нарушить. Симптомы возможной эрозии и оскудения почвы всегда были хорошо известны кочевникам с юных лет и принимались во внимание при составлении маршрутов перекочевок. Все четыре вида скота круглогодично находились на подножном корме, но животные перегонялись с места на место по мере скармливания травы на пастбище. Передвижения соответствовали строго продуманной системе, заключающейся в том, что для каждого сезона года выделялись определенные территории, в нужный период богатые кормом для скота и дающие возможность укрыться от непогоды. Учитывались климатические, растительные, водные и прочие условия.
Нарушения этой системы допускались только в экстремальных случаях (война, эпидемия). Благодаря традиционному порядку стравливания пастбищ каждое из них "отдыхало" в течение нескольких месяцев, что предотвращало разрушение почвенного покрова степи. Эти и другие насущные знания составляли основу народного воспитания.
Веками существовал порядок, позволяющий рационально использовать корм в период выпадения глубоких снегов.

Например, вперед пускали табуны лошадей, которые разгребали своими копытами снежный покров, поедая верхушки трав, за ними следовал крупный рогатый скот, а затем шли овцы и козы, съедавшие траву до самых корней: копыта калмыцкой курдючной овцы, широкие и закругленные, щадяще воздействовали на почву). Несоблюдение вековых традиций привело к деградации земель в современной Калмыкии: образование единственной пустыни в Европе. Калмыки, воспитывая у детей бережное отношение к природе, часто использовали определенные обряды и табу. Даже детям запрещалось без нужды ковырять землю ("нарушать сон земли"), потому что это могло нанести ей урон. При откочевке на новое место старую стоянку оставляли чистой, проводили обряд "Очищение огнем» - освобождение от болезнетворных микробов и накопившейся рухляди, оставался лишь след от очага и кибитки. Близость к природе, постоянная зависимость от нее не только способствовала накоплению эмпирических знаний об окружающей действительности, но и развивала наблюдательность, уникальную способность ориентироваться в бескрайних просторах степей. А.М. Амур-Санан писал: "Калмык любит и понимает степную природу... Истинный степняк как бы читает сокровенные тайны природы. Он по утренним и вечерним зорям, по движению туч и по характеру ветра, по полетам птиц и по другим, ему одному ведомым приметам предсказывает, какая будет погода через день. Утром скажет, что будет вечером, а вечером скажет, каково будет утром. Степняк тонко чувствует красоту и музыку степи" Отмечая природную наблюдательность калмыков, переводчик эпоса "Джангар" Семен Липкин писал: "В обширной степи, в этом ковыльном океане, географические понятия входят в сознание с детства: иначе не проживешь. Здесь мало рек, дорог, редки дома - поневоле развивается наблюдательность. Познавательными знаками путнику служат незаметное изменение цвета травы, неглубокая балка, одинокий тополь. Вы видите горизонт: зеленая окраска сливается с темно- синей, и какие-то золотые дуги то возникают, то пропадают. А калмык скажет вам, что вдали - пологий холм, что по холму скачут сайгаки (антилопы), что всего их шесть, что матка оторвалась от них на расстояние длиной в повод коня".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Экологическая культура в традициях калмыков.

С особым уважением относятся калмыки к воде. В условиях засушливого климата и острого дефицита питьевой воды каждый колодец был на счету и имел свое название. Колодцы являлись важными ориентирными пунктами при перекочевке. Народному поэту, почетному профессору Калмыцкого университета Давиду Кугультинову принадлежит афоризм: "Степь без колодца подобна телеге без колес". Искатели воды могли найти ее по едва заметным признакам, которыми служили своеобразная растительность и ее окраска, залегание пластов глины, расположение нор степных зверьков и даже капли росы, оставшиеся на траве при восходе солнца. Запрещение осквернять воду, лить ее в огонь осталось у калмыков еще от добуддийской поры: духи воды и огня (очага) были приняты в ламаистский пантеон. Во время засушливого лета калмыки совершали обряд вызывания дождя. Функция этих обрядов – обеспечение благоприятных условий и предотвращение засухи, которая губит пастбища. Трепетное отношение проявлялось к худукам (вырытые в земле колодцеобразные ямы глубиной от 1,5 до 3 саженей). Проточной воды в засушливых степях не хватало, и кочевники с помощью худуков добывали ее. Их старались облагородить – обсадить ветловыми породами, чтобы ослабить чрезмерное испарение из них воды. Высоко ценились дождевые воды, накапливавшиеся в теплое время года в блюдцеобразных углублениях (хурн усн, цандыки); этой водой часто поили скот. Калмыки разводили лошадей, овец, КРС, верблюдов и коз. Очевидцы, наблюдавшие жизнь монгольских племен в более ранние периоды их истории, Плано Карпини, более подробно Гильом де Рубрук описывали: «Они очень богаты скотом». Веками они выращивали четыре вида скота, прекрасно зная повадки домашних животных и пользуясь продуктами и сырьем, которые они давали. Из овчин и тонких сортов войлока шились верхняя одежда, головные уборы; из кожи изготовлялись ремни, конская упряжь, седельные принадлежности, обувь, кожаная посуда; из шерсти выделывали кошмы, арканы, веревки, различные тесьму; из жил животных приготовлялись нитки для шитья одежды. В обмен на скот и продукты скотоводства приобретались у оседлых соседей необходимые в быту и хозяйстве изделия и продукты, не производившиеся в улусах. «Из шкур быков делают большие бурдюки, которые удивительно высушивают на дыму. Из задней части конской шкуры они выделывают очень красивые башмаки. Они устроят также шаровары из кож. Богатые также подшивают себе платье шелковыми охлопками, которые весьма мягки, легки, теплы. Бедные подшивают платье полотном, хлопчатой бумагой и более нежной шерстью, которую они могут извлечь из грубой.

Из более грубой шерсти они делают войлок для покрывания своих домов, сундуков, постелей. Из шерсти так же, с примесью третьей части конского волоса, они делают себе веревки. Из войлока они делают также плащи, чепраки и шапки против дождя… Женщины приготовляют и сшивают шкуры ниткой из жил, валяют кошмы». Скот был и остается до нашего времени мерилом достатка и благосостояния. Известна поговорка: "Кто выращивает скот, у того рот всегда в масле". «Пусть будут счастливы прекрасные молодые парни, пусть будут счастливы двукосые прекрасные невестки, пусть размножаются все четыре вида скота!» — говорится в народном благопожелании. «Кто ходит за скотом, любовно ухаживает за ним и выращивает его, питается его продукцией — трудностей не боится никогда», поучали седые старики и бледнолицые старухи. Уход за животным почти приравнивался к заботе о человеке. Как известно, в калмыцкой степи была разведена порода крупного рогатого скота, приспособленного к местным условиям и отличавшегося хорошим качественным мясом и значительными привесами. Калмыки очень бережно относились к жеребятам, ягнятам, телятам. Сосунки беззащитны, невинны, как дети, и рука не поднимается резать их на мясо. Будет страдать матка, грешно разлучать ее с приплодом. Верблюда калмыки считали не только выносливым, но и очень нежным, и не случайно возникла поговорка: "Верблюжата и дети от одного до полутора лет одинаково хрупки". К верблюжатам относились, как к детям, кормили их по нескольку раз за ночь, а не только днем, в холодное время укутывали. Некоторые хозяева привязывали им на шею талисманы "бу" для предохранения от покушений "нечистых сил". При рождении верблюжонка посторонних порой не пускали в кибитку. Если маленького верблюжонка обижали, вырастая он не подпускал к себе своего обидчика. До сих пор в сельских районах сохранился обычай "мал заах", по которому новорожденному дарят молодых домашних животных - ягненка, теленка, жеребенка. Лошадь - самое любимое животное скотовода. Жизнь кочевника была тесно связана с ней, и он берег ее и холил, обучая такому отношению и детей. Калмыки полагали, что если издохнет любимая лошадь хозяина, то это значит, что она заменила собой хозяина - пала вместо него. Глаз коня издалека видит опасность, и даже жеребенок, будучи обученным, неуязвим для стрел. Конь в бою при необходимости делал скачки в стороны, повороты, резко останавливался, нередко тем самым сохраняя жизнь всаднику. С раннего детства калмыки умели перепрыгивать на скаку с одного коня на другого, благодаря чему в стремительном боевом походе каждый наездник использовал 3-4 коня. Конь устанет, а воин - нет, это позволяло преодолевать немыслимые по тем временам расстояния. Конь - это целая школа жизни. Полагали, что хорошая лошадь благоприятно действует на мысли мужчины, меняя его взгляды.

Согласно поверью, количество лошадей у одного хозяина не должно было превышать 10 тыс. голов. При нарушении табу якобы появлялся жеребенок с золотыми копытами и угонял табун в необитаемую пустыню. По-видимому, происхождение этого мифа связано с необходимостью ограничения поголовья скота с целью сохранения пастбищ от вытаптывания. Калмыки особо почитали собак и кошек. Собака - самый близкий друг кочевника, верный сторож. Она воспринималась, чуть ли не как член семьи и даже как воплощение души близкого родственника. Убийство ее, естественно, приравнивалось к убийству человека. Считалось дурным предзнаменованием, если она покидала хозяина и уходила к другому человеку. Кошку калмыки относили к самым благородным животным, полагая ее "собакой Бога". Почтительное отношение она заслужила охраной от мышей священных пирамидок из теста, хранящихся в алтарной части буддийских храмов. Выращивая скот, калмыки прекрасно изучили анатомию животных, хорошо знали строение их скелетов и назначение каждой кости. Особенно хорошо калмыки знали, как о назначении, так и об особенностях всех костей овцы: восьми опорных, двух лопаток, двадцати шести спинных и шести шейных позвонков, грудной клетки и тазовой кости. Приручение и уход за животными, изучение их повадок служили источником разнообразных знаний в области зоологии, анатомии животных, ветеринарии. Это помогало в разведении, сохранении и селекции важнейших видов скота. Особой популярностью пользовались костоправы, лечившие переломы, вывихи и прочие травматические повреждения. С позволения священнослужителей (гелюнгов) те или иные домашние животные объявлялись священными (коровы, лошади, овцы и т.д.), после чего от употребления их мяса воздерживались. Исполнение обряда "Гал тяклген" (жертвоприношение очагу) требовало того, чтобы трубчатая кость (большая берцовая кость) жертвенного животного в течение длительного времени заботливо сохранялась как талисман; добытым костным жиром лечили воспаление среднего уха у детей. К воротнику детской одежды привязывали трубчатые кости зайца, поскольку считалось, что этот амулет защищает от дурных влияний. Бережное отношение у калмыков было к диким животным. Не на всякое дикое животное и не на всякую птицу можно было охотиться. Считалось, что дозволительнее убить семь гелюнгов, чем лягушку, ужа, ежа, ласточку или кошку. Происхождение этих запретов различное. Лягушка в добуддийских представлениях - существо, которое держит на себе мир. Ласточка - спасительница рода человеческого, проглотившая комара - слугу злобного Мангас-хана, пославшего насекомое выяснить, чья кровь самая вкусная. Почтительное отношение сохраняется и поныне к ужу, которого ни в коем случае не разрешается убивать.

Даже если он заполз в дом, его бережно выносят, дают молоко. В литературном памятнике «Оюн Тулкур» осуждается многие пороки, в первую очередь убийство. Если живешь, хвастаясь силой и помышляя: «Убью-ка живое существо, своя жизнь оборвется. Если не отбросить желания навредить (кому-то) – Себе самому навредишь». Среди птиц наибольшим уважением пользовался лебедь. В него могли стрелять только знатные люди, что ограничивало охоту; считалось, что лебеди слишком привязаны друг к другу: если убить самку, то самец падает на землю с большой высоты и разбивается. Воспрещалось охотиться на журавлей, трогать их птенцов или кладку яиц. Не разрешалось стрелять в сайгаков, когда они стоят стадом на одном месте. Полагали, что в это время их доит сам Белый Старец, хозяин земли и всех животных. Волка калмыки считали "собакой неба" и почитали, несмотря на то, что он хищник, а может, и благодаря тому, что он своеобразный санитар стада. Калмыцкий календарь также отражал образ жизни народа, своеобразие его восприятия мира, значимой частью которого является степь. Летосчисление велось 12-летним циклом, согласно которому каждый год носил название определенного животного: год барса, зайца, дракона, змеи и т.д. В году насчитывалось 12 месяцев носивших названия животных. Например: апрель - месяц лошади, май - барса, июль курицы. Сутки делились на 12 сдвоенных часов: час быка, барса, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, и.т.д. Животный цикл нес на себе еще одну семантическую нагрузку. Мышь - знак богатства: в северной части кибитки под этим знаком размещали самое дорогое имущество и усаживали почетных гостей. Собака - символ охоты: в северо-западной части хранилось оружие. Под знаком овцы, в юго-западной части кибитки, держали новорожденных ягнят. Под знаком зайца находилось место для детей. Почтительное отношение к животным обусловливалось и космологическими представлениями. Так, верблюд, во многих культурах Востока почитаемый как громовержец (в эпосе "Джангар" он предстает как дышащий вулкан), связывался с течением времени, сменой лет: "Верблюд уходит, верблюжонок приходит". Собака, помощник скотовода, была одушевленным атрибутом "своего" или "освоенного" пространства. Одной из главных слагаемых нравственности буддисты считают экологические проблемы. В бытовой обрядности целенаправленно и многосторонне проводиться идея зависимости благополучия человека от характера его взаимоотношений с сакральными силами природы. Сформировалось представление о том, что нормальный ход процессов в самой природе зависит от баланса грехов и добродетелей в сознании и поведении людей.

Когда общественные нравы ухудшаются, и количество грехов становится преобладающим, тогда возникают аномалии: землетрясения, засухи, наводнения, ливневые дожди и т. п. В быту буддийские заповеди проявлялись в бережном, сакральном отношении к окружающей среде: например, чтобы «не поранить землю», монголы носили мягкую обувь с загнутыми носами. Для определения благоприятного места для постройки храмов ламы определяли, нет ли там «дурного дыхания земли», движения подземных вод и т. д. Затем совершался ритуал очищения выбранного места и освящения земли. Рубка одинокого стоящего дерева приравнивалось к убийству человека.

Таким образом, буддийская теория и практика являлись основой для создания системы ценностей, определяющей мышление и бытие монголоязычных народов, в которой экология и нравственность неразделимы. Идеи о необходимости поддержания баланса всех систем, учета их взаимодействия для обеспечения экологического равновесия в природной среде и здоровья самих людей отразились в укладе жизни, быте народа и сформировали определенный менталитет (систему ценностных ориентаций).

 

 

 

 

 

Экология и устное народное творчество.

Культ природы, предков, животных и растений запечатлены в виде заповедей в устном народном творчестве калмыков, включающем в себя народный эпос "Джангар", сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни.

По страницам эпоса «Джангар» можно проследить ярко выраженное экологическое сознание народа, что человек – часть природы. Эпос учит понимать красоту природы, разные ее краски, то сухая степь, бег скакуна, то зеленый оазис и волны бьются о берег, то высокие горы, с вершин которых богатырь обозревает силуэты башен, домов и окружающую природу. Калмыцкий фольклор отображает народное понимание гармонии между человеком и природой. Силы родной степи вплетаются в ткань действия, то помогая героям преданий, то подвергая их испытаниям. Характер взаимоотношений кочевника с окружающим миром проявляется в почитании небесных светил, мирового дерева Галдан- Зандан с целебными листьями, Неба-Тенгри и т.д. В эпосе часто встречается сандаловое дерево с целебными листьями, которое Хонгор называет «чудесными врачами», исцеление батыра от ран совершается волшебными травами и живой водой.

Мифологические сказочные картины прочно утверждают единство человека и природы. Через описание ландшафтов в «Джангаре» узнаем о местах проживания наших предков, особенностях хозяйственного уклада древних скотоводов, видах скота и охотничьих владениях.

Неисчерпаемый источник - калмыцкие сказки. Например, "Как ленивый старик работать стал". В ней в увлекательной форме раскрывается методика приучения к труду: приобщение начинается с авансированного поощрения и использования первых результатов работы, далее предлагается перейти к одобрению; внутреннее побуждение и надлежащая привычка объявляются показателями окончательного решения проблемы воспитания трудолюбия. Калмыцкий фольклор славится загадками. Они помогают знакомиться с явлениями окружающей природы, привлекают внимание к тем признакам, над которыми обычно не задумываются, активизируют мыслительную деятельность, развивают наблюдательность, память. Загадки о явлениях природы, об анатомии человека и животных служат основой для дальнейшего развития знаний по биологии и экологии. "Бегает вприпрыжку, с мордой, как у теленка" (тушканчик); "На острие шила сосуд с бульоном" (роса); "С боку дороги кипит черный котел" (муравейник).

Ведущая роль в калмыцком искусстве принадлежит песне. Она относится к наиболее древним образцам поэтического творчества. Исстари в ней выражалось восхищение деятельными людьми, их взаимоотношениями, родным краем с его животным и растительным миром. В них прослеживается мысль о единстве, взаимосвязи благосуществования природы и счастья человека.

2. Практическая часть.

Практическую часть своей работы начали с анкетирования. Обработка результатов опроса показала, как учащиеся нашей школы, и учителя относятся к проблеме бережного отношения к природе, роли традиций в воспитании, в том числе и экологическом (приложение 1).

В нашем социологическом опросе участвовали 100 респондентов разных возрастов и социальных групп. Опросные листы для взрослых и учащихся состояли из семи вопросов с кратким свободным ответом.

Анализ анкет показал, что учащимся нашей школы небезразлично экологическое состояние окружающей природы и родной республики. Они знают, что необходимо сделать по улучшению экологии города, республики и и готовы помочь в этом. Основным источником получения знаний по экологии, традиций предков считают школу и семью. (У многих нет рядом представителей старших поколений). Это показал анализ работы школы по данному направлению за последние годы: фестиваль учителей ИКРК «Этнокультурное воспитание подрастающего поколения», ежегодное участие в муниципальных и республиканских конкурсах «Моя малая родина: природа, культура, этнос», «Зеленая планета», «Хищные птицы».

Взрослое население, в том числе учителя нашей школы считают, что личное отношение старшего поколения к природе влияет на воспитание подрастающей молодежи, что нужно учить собственным делом и словом. К сожалению, не все знают об экологических традициях предков, но возрождать и знать традиции необходимо. Главная роль в воспитании отводится семье и школе (приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Близость к природе и постоянная зависимость от нее способствовали накоплению у калмыков богатого запаса эмпирических знаний об окружающей действительности. Это развивало тонкую наблюдательность степняков, их исключительную способность ориентироваться в бескрайних просторах степей. Каждодневное, близкое, доброе отношение калмыков к природе породило у них ряд ценных личных качеств:

- бережное отношение к флоре и фауне своего степного края;

- формирование нравственного, гуманистически окрашенного экологического воспитания у подрастающего поколения;

- соблюдение преемственности поколений многолетнего опыта природопользования.

В результате исследования мы узнали интересные и необходимые сведения о взаимоотношениях наших предков с окружающей природой, а также влияние этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользованию. Полученные знания можно применять на уроках краеведения, экологии и внеурочной деятельности. Школа сегодня связующее звено в передаче знании экологической культуры наших предков последующим потомкам.

Применив знания об экологических традициях калмыков, я составила несколько правил о дружбе с природой, которые также можно использовать в материалах уроков и внеурочных занятий. (приложение 3).

Таким образом, мы констатируем особую важность в восприятии калмыков природных объектов, которые имеют для него выражение не как лишь «сырье» для эксплуатации в угоду материальных интересов, а как сакральные места, где почти каждый водоем либо речушка являют собой нечто сакральное.

Облачившись буддизмом (и войдя в него), экологические традиции калмыков были обогащены тонкой философией, поставившую человека в гармонию с окружающей природой. И задачей нашего поколения является не забывать об этом и чтить традиции предков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

Батыров В. В. Очерки истории традиционной культуры

калмыков второй половины

XIX

вв. Монография. Элиста КалмНЦ РАН, 2016г. 226с.

Гегярлт. Научно – методический журнал. 4 (7) 1998

г. с.29.

Джангар: Калмыцкий народный эпос. Элиста.

Калмыцкое книжное издательство,

1989

г

.

368с.

Мукаева О. Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. В трех частях. Элиста. АПП «Джангар», 2003г. 376 с.

Ользеева С. З

. «Калмыцкие народные традиции» (на калмыцком и русском языках)

Элиста

ЗАОр «НПП «Джангар», 2012г. 480с.

Позднеев А М.

Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу.

Санкт – Петербург. Тип. Академии наук, 1887г. 493с.

Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы международной научной конференции (6 -7 декабря 2001 г.) Элиста АПП «Джангар», 2003 г. 416с.

Эрендженов К. Э. «Золотой родник

». Элиста.

Калмыцкое книжное

издательство,

1990 г.

127

с.

http

:

//

www

lar

.

uspu

.

ru

http

:

//

www

.

studexpo

.

ru

http

:

//

www

.

rucont

.

ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Анкета №1

Мы собираем информацию о том, как жители нашей республики относятся к проблеме экологического воспитания подрастающего поколения.

Как Вы считаете, влияет ли отношение к окружающей природе старших на экологическую культуру молодого поколения?

Как старший, Вы передаете свой жизненный опыт отношения к природе младшим и в какой форме?

Знаете ли, Вы, экологические традиции своего народа? Какие?

Какие традиции предков сохранились до настоящего времени?

Насколько современное экологическое воспитание эффективно?

Вы знаете, что такое этнопедагогика?

Как Вы считаете, кто должен заниматься экологическим воспитанием подрастающего поколения? Почему?

Анкета№2

Мы собираем информацию о том, как учащиеся нашей школы относятся к проблеме экологического состояния нашей республики.

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе, поставив знак «х» в соответствующих пунктах:

Как Вы относитесь к загрязнению окружающей среды?

Как Вы понимаете заботу о природе?

Какие Вы приняли бы меры, направленные на улучшение экологии

с

ела и его окрестностей?

Слышали ли Вы от старших, как они относятся к охране природы?

Какие экологические традиции предков Вы знаете?

Как Вы считаете, кто должен заниматься экологическим воспитанием подрастающего поколения? Почему?

ак Вы считаете, экология

-

это дело каждого человека?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Анализ анкетирования учащихся школы.

 

№ вопроса

 

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

Отрицательно

30

 

 

 

 

 

 

Уборка, озеленение, пропаганда знаний

 

 

25

 

 

 

 

 

Очистить и озеленить

 

 

28

 

 

 

 

Да

 

 

 

18

14

 

 

Школа и семья

 

 

 

 

 

12

 

Школа

 

 

 

 

 

22

 

Да

 

 

 

 

 

 

30

 

Анализ анкетирования учителей и родителей.

 

№ вопроса

 

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

Ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

да

 

60

 

 

 

 

 

 

Да, пример делом, словом

 

 

47

 

 

 

 

 

Да, кочевка, очищение огнем, поклонение земле, воде, солнцу, беречь все живое

 

 

40

 

 

 

 

Поклонение огню, земле, очищение

 

 

 

38

 

 

 

Достаточно высокое

 

 

 

 

50

 

 

 

Семья и школа

 

 

 

 

 

30

 

Школа

 

 

 

 

 

 

36

 

 

Приложение 3.

Правила дружбы с природой.

1. Дикие животные должны жить в привычной для них среде обитания. Не следует держать дома диких животных. Превратить их в домашних в большинстве случаев не получится. Чаще всего ваша неумелая «забота» для них гибельна. Если решите помочь дикому животному, подумайте, а сможете ли вы это сделать, не навредив ему. Ни в коем случае не надо приносить из леса подросших птенцов или детенышей животных. В большинстве случаев они не брошены родителями, родители просто заняты поиском корма.

2. Не следует приближаться к звериным норам и птичьим гнездам, если в них есть молодняк, который обычно выдает себя писком. Старайтесь не создавать в этот период лишний шум, который отпугивает птиц и животных. Детеныши, не успевшие убежать вслед за взрослыми, могут потеряться и погибнуть.

3. Бережно относитесь и к самым маленьким обитателям леса. Не обрывайте паутины, просто их обойдите. Не разрушайте муравейники и не наступайте на муравьиные тропы. Без необходимости не переворачивайте камни, коряги, старые бревна, не ломайте замшелые пни. Под ними и в них живет большое количество живых существ: муравьев, жучков, гусениц, ящериц.

4. Для природы все живые существа важны и нужны, у всех своя ниша и сложные взаимосвязи с другими. Среди них нет «мерзких и противных», поэтому не надо никого давить, ни на кого наступать. Страшноватая на вид волосатая гусеница завтра превратится в красавицу-бабочку и будет опылять цветы.

5. Старайтесь без нужды не нарушать лесную почву. Не забывайте, что проезжающий автомобиль колесами уплотняет ее, приводя к гибели многих живых существ. Не приносят лесу пользы и выхлопные газы. Ходить по лесу желательно по уже имеющимся тропинкам, не прокладывая без нужды новые.

6. Нет необходимости срывать растения, чтобы просто ими полюбоваться. Для этого достаточно наклониться к цветку, который в естественной среде всегда будет выглядеть лучше, чем у вас в руках. Если же есть необходимость растения сорвать — например, при сборе лекарственных трав, не устраивайте «прополку», срывайте их понемногу в разных местах, стараясь не причинять вред другим растениям.

7. Собирая грибы и ягоды старайся не причинять природе лишнего вреда. Не крушите все вокруг, чтобы пробраться к вожделенному грибу или ягодной кисти. Не срывайте все ягоды до единой, кроме вас, на них еще много кто имеет виды. Не забывайте, что в природе все растения нужны, это относится и к мухоморам, и к бледным поганкам, и к различным грибам-трутовикам.

 

Природа щедро делится с нами своими дарами, но ждет и к себе бережного отношения и заботы.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×