"Экологический ай-стоппер в воспитании дошкольников" | Татьяна Валерьевна Силаева. Работа №320875
Для решения экологических задач я использую в своей работе педагогическую находку под названием «Экологический ай-стоппер».
Ай - стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи, которые дети 5-7 лет уже вполне могут прочитать. Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего.
Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой - это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов: активности, побуждающей к действию; стабильности - воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности - всем удобно.
«Экологический ай – стоппер как одна из современных технологий в экологическом воспитании дошкольников»
Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности.
При правильном руководстве наблюдением за окружающим ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.
Для решения всех этих экологических задач я использую в своей работе педагогическую находку под названием «Экологический ай-стоппер».
«Экологический ай - стоппер» ловушка для глаза - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Многих современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной культурой телевизоров, компьютеров и айфонов. Для привлечения их внимания необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Этой особенностью мы воспользовались для создания экологических ай-стопперов, призванных обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам, интерес к которым мы хотим в ребенке пробудить.
Ай - стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи, которые дети 5-7 лет уже вполне могут прочитать. Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего. Также используются разнообразные нестандартные и смешные изображения животных, растений, людей. Такой приём успешно применяется в Центрах и уголках самостоятельной активности детей для побуждения их к самостоятельной исследовательской деятельности, а также на экологической тропе (здесь ай -стопперы могут одновременно служить указателями).
Где именно и как я использую «Экологические ай-стопперы»?
В группе создан природный уголок в котором имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядного материала и художественной литературы, гербарий растений и многое другое.
Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой - это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов: активности, побуждающей к действию; стабильности - воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности - всем удобно.
Проводя с детьми ежедневный уход за растениями в уголке природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность.
Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении я могу использовать «Экологический ай-стоппер». С их помощью – мы четко можем напомнить когда необходимо ухаживать за растениями и что конкретно необходимо сделать. Такое педагогическое общение в совместной деятельности повышает экологическую воспитанность детей.
Проводя наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. Для этого я также используя «Экологический ай-стоппер», на прогулки мы с детьми не только словесно наблюдаем за природной, но и отмечаем свои наблюдения на изготовленном экране наблюдений, изменения погодным условий могут изменятся, как в утреннее, так и вечернее время, при проведении прогулки.
Для проведения прогулок в летнее время по экологической тропе нами были изготовлены таблички- указатели, которые будут служить указателями.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я использую опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Для этого мною были разработаны карточки опытов и экспериментов, которые можно использовать как совместной деятельности, так и в индивидуальной деятельности.
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями, и куда включены «экологические ай-стоперы». В нём регулярно фиксируется погода и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней.
Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой я обучаю детей обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения. Календари природы по временам года я оформляю в виде «Лэпбука», где с помощью карточек и картинок на липучках дети с радостью заполняют календарь на определенный день.
Прогулки широко использую для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).
Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.
По приходу в группу мы можем нарисовать, приклеить, слепить «экологические ай-стопперы» для закрепления увиденного на прогулке.
Проблема отходов сейчас остро стоит во многих странах. Для более наглядного примера мною был изготовлен «Леший хранитель леса», который придя к детям в гости, рассказал о том, что мусор нужно сортировать в разные контейнеры: бумагу к бумаге, стекло к стеклу, пластик к пластику. И теперь он наблюдает за детьми из экологического центра, как правильно они сортируют мусор, который собирается в группе.
Проектно - исследовательская деятельность также является частью работы по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Без «экологических ай-стопперов» невозможно сделать яркий и запоминающийся проект. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь. Мною были реализованы такие проекты как: «Как добрые и вежливые слова влияют на растения», «Веселый огород на окошке».
Использование стоппера в своей работе – это совершенно новая технология, цель которой - привлечь внимание детей к какой-то важной информации, которую хочется донести до ребенка и поможет решить экологические задачи.