Экологический проект «Огород на подоконнике» в 1 младшей группе . ( по мотивам сказки « Теремок») | Сентябова Надежда Викторовна. Работа №273150
Автор: Сентябова Надежда Викторовна
В этом конспекте подробно описывается цели, актуальность данного проекта. Также подробно опысаны подготовка и этапы проведения. Расписан план заданий понедельно с подробным описанием, а также в приложении имеются все необходимые конспекты для реализации данного проекта.
Муниципальное дошкольное образование МБДОУ «Детский сад» № 262
Экологический проект «Огород на подоконнике» в 1 младшей группе . ( по мотивам сказки « Теремок»)
Подготовила воспитатель:
Сентябова Надежда Викторовна
г.Барнаул, 2021
Экологический проект «Огород на подоконнике» в 1 младшей группе. (по мотивам сказки «Теремок»)
Проект реализуется с детьми 2-3 лет. Проект: краткосрочный. Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность.
Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий, краткосрочный.
Продолжительность: 22.03-15.04.2021 Участники проекта: дети младшей группы (2-3 года) и воспитатели, родители.
Актуальность
Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут; их интерес к познавательно-исследовательской и трудовой деятельности недостаточно развит.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей (с 2 до 3 лет)
Цели:
1 Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности.
2 Расширить представления детей о культурных растениях.
3 Научить с помощью воспитателя сажать растения;
4 Поливать растения под руководством воспитателя;
5 Дать представления о выращивании растений;
6 Наблюдение за всходами растений; 7 Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
8 Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;
9 Формировать у детей познавательный интерес к растениям;
10 Организация художественно – продуктивной творческой деятельности
Активизация словаря: лук, чеснок, петрушка, салат, укроп, семена, земля, вода, солнце, трава, сажать, поливать, смотреть, наблюдать.
Предполагаемый результат: Дети получат представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Работа над проектом с родителями: привлечь родителей к организации и реализации проекта; рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях;
Работа над проектом с детьми: Познавательно – исследовательская деятельность:
1. Рассматривание растений (понятия большой - маленький; один-много);
2. Наблюдение за посадкой, первыми всходами; Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы отгадывание загадок, ) Игровая деятельность (игры, игровые ситуации) Продуктивная деятельность:
Раскрашивание раскрасок по теме;
Рисование «Посадили мы лучок».
Лепка «Овощи большие и маленькие».
Игра драматизация по р. н. с. «Теремок», «Репка», развивать у детей актёрские способности.
Выполнение проекта: Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Этапы работы над проектом: 1 этап - подготовительный. В группе детского сада оформить огород на подоконнике. Изготовить таблицы-указатели с названиями растений . Подобрать художественную литературу: стихи, сказки, загадки об овощах.
2 этап – исследовательский (реализация проекта). Дети будут наблюдать за ростом растений. В процессе исследований дети познакомятся с художественной литературой об овощах: стихи, сказки, загадки, дидактические игры; Рассмотрят иллюстрации, картины. Воспитатель реализует мероприятия по проекту «Огород на подоконнике» и непосредственной образовательной деятельности.
3 этап – заключительный. Проведут анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Подведение итогов
4 этап - отчет по проекту .Оформление выставку рисунков «Овощи с нашей грядки».
Деятельность педагога: Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
По реализации проекта «Огород на подоконнике » были получены следующие результаты:
1.В группе был создан «Огород на подоконнике »
2.Дети получили представления о том, что растения живые, их надо сажать, поливать, выращивать
3.Дети расширили представления о труде взрослых, научились называть трудовые действия
4.Участники проекта получили положительные эмоции
Этапы реализации проекта.
№
пп
Мероприятия
Цели
Ответственные
Сроки
реализации
1 этап – подготовительный.
1
«Что такое огород и что на нём растёт»,
«Какие растения можно вырастить на подоконнике».
Разучивание: потешек, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у детей по созданию условий для реализации проекта.
Воспитатели
дети
1-я неделя
2
Консультация для родителей «Огород на подоконнике»
Просвещать родителей по данной теме.
Воспитатели
1-я неделя
3
Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.
Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.
Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике».
Воспитатели
1-я неделя
2 этап – основной.
4
Стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке?».
П/и «Огуречик»
Д/и «Что растет на огороде»,
НОД по рисованию «Посадили мы лучок».
Лепка овощей из пластилина «Овощи большие и маленькие». (лук, чеснок).
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.
Воспитатели
2-я неделя
5
Практическая деятельность: посадка лука, чеснока, цветов.
Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
Воспитатели
2-я неделя
6
Наблюдение за ростом лука, семян цветов.
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.
Воспитатели
3 - янеделя
Труд в уголке природы.
Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)
Воспитатели
3 -я неделя
9
Наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных погодных условиях
Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).
Воспитатели
3-я неделя
10
11
Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .
Воспитатели
3-я неделя
12
3 этап – заключительный.
13
Итоговая беседа «Огород на подоконнике»
Закрепить знания овощей.
Воспитатели
4-я неделя
14
Выставка рисунков « Овощи с нашей грядки»
Закрепить знания овощей
Воспитатели
4-я неделя
Приложение.
«Огород на окне»
И в деревне, и на даче Все сажают огород Потому, что витамины Нужны людям круглый год. А петрушка, лук, укроп Зимой на их окне растет. Что смогли же на окне ,вырастить мы с вами? Это Вы увидите –посмотрев все сами. Это наш огород,здесь растут чеснок и лук Они помогут от недуг. Луковица золотая Круглая, литая. Есть у неё один секрет – Нас спасет она от бед: даст он супу аромат, Станет суп вкусней стократ. Наш зеленый огород Нас прокормит целый год. Мы его сажали вместе –было очень интересно.
Беседа1«Что такое огород и что на нём растёт»
Программное содержание: Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах; закрепить у детей знания об огороде; развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов. Формировать навыки самостоятельного проведения классификации; развивать память, мышление, воображение, речь; воспитывать любовь к огороду.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами поговорим об огороде и о том, что на нем растет.
Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. - И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … (картошка) – Лето целое старалась Одевалась, одевалась … А как осень подошла, Нам одежки отдала. Сотню одежонок Сложили мы в бочонок (капуста) –Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице (морковь) –Над землей трава, Под землей бордовая голова (свекла) – Растут на грядке Зеленые ветки, А на них Красные детки (помидоры) –Красная мышка С белым хвостом В норке сидит Под зеленым листом (редиска) – Хоть чернил он не видал, Фиолетовым вдруг стал, И лоснится от похвал Очень важный…(баклажан) - Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает (лук) – Свежий и солёный Он всегда зеленый (огурец) - Маленький, горький, Лучку браток (чеснок) - Растут на грядке Зеленые ветки, А на них Красные детки (помидоры) - Только фея может этот овощ превратить в карету (тыква). - Молодцы ребята! Вы отгадали овощи которые растут в огороде.
- Я вам подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.
Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”) - А теперь поговорим подробнее об огороде. Ребята, а вы знаете, когда сажают огород? (ответы детей) - А почему именно в это время года надо сажать? Ребята чтобы посадить огород, что сначала мы делаем? (ответы детей)
- А сейчас подойдите ко мне и на чёрном листе ватмана, это будет наш условный огород, вы вырезанные овощи распределите на грядках, которые выделены белым контуром.
На каждой грядке должны находится овощи определённой культуры. - Ребята, вы молодцы! Отгадывали загадки, отвечали на вопросы, выполнили все задания. И теперь вы точно знаете что растёт в огороде.
А овощи из огорода мы будем каждый день видеть на столах нашего детского сада во время обеда.
Конспект занятия в 1 младшей группе" Посадка лука"
Задачи: 1. формировать внимание и память в дидактических играх на развитие тактильных ощущений (чудесный мешочек);
2. формировать умение отвечать на вопросы; 3. воспитывать желание слушать стихотворения.
Материалы и оборудование: 1. головки репчатого лука 2. небольшой цветочный горшок для посадки репчатого лука
3. лейки с водой; 4. ёмкость с землей 5. чудесный мешочек.
Предварительная работа: 1. рассматривание луковицы; 2. рассказ воспитателя о луке и его свойствах.
Ход НОД: Воспитатель:
- Ребята, какого цвета лук?( Желтый, коричневый, зеленый.) - Какой формы? ( Круглой.)
- Послушайте как он шелестит (воспитатель шелестит мишурой лука. Показывает верх – отсюда растут «перышки», и низ (донце) луковицы.
( Воспитатель подносит к уху каждого ребенка ,чтобы услышать шелест луковицы; предлагает обводить руками предмет, гладить его; предлагает детям показать верх и низ луковицы).
- Лук круглый, твердый, гладкий, в светло-коричневой шелухе. (Воспитатель нарезает лук, предлагает его понюхать, обращает внимание, что у лука много чешуек – «сто шуб» и от лука щиплют глаза).
- Ох уж этот злющий лук! С ним узнаешь столько мук! Жжет глаза и жжет язык, Заставит плакать в один миг. (Е. Жуковская) -Вот как про лук говорят. Лук едят, это полезный овощ.
Кто хочет попробовать лук на вкус? (Воспитатель угощает детей маленькими кусочками лука). - Горький лук?( Да)
- Ох уж этот злющий лук! Жжет глаза и жжет язык? А сейчас давайте поиграем в игру: «Найди лук на ощупь». (Воспитатель с детьми кладет в мешочек лук, морковку, картошку и предлагает детям найти лук на ощупь).
- Какие вы молодцы, нашли лучок! - Ребята, а вы знаете, что можно вырастить зеленый лук, очень полезный для всех. Чтобы он вырос, луковицу надо поместить в банку с водой или посадить в горшочек с землей. Я сейчас насыплю земли в наш горшок и посажу наш лучок вот так. Теперь лук польем, пусть он растет. А мы будем поливать его, и наблюдать за тем, как лук будет расти. _Ребята что сейчас делали, куда мы сажали лук?
- Да, правильно! Молодцы! Вы все старались, играли, отвечали на вопросы и узнали много полезного.
Конспект нетрадиционное рисования в первой младшейгруппена тему: «Лучок для зайчат».
Задачи: 1.Продолжать развивать умение детей называть зелёный цвет, познакомить детей с нетрадиционным рисованием пёрышка для лука ватными палочками.
2.Продолжать формировать правильную позу при рисовании (сидеть ноги вместе, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует малыш). 3.Продолжать развивать умение аккуратно рисовать гуашью, правильно её использовать.
4.Развитие эстетического восприятия окружающих предметов.
Материалы и оборудование: лук в стаканчике и земле, картинки с изображением лука, игрушка Зайчик, восковые мелки зеленого цвета, ватные палочки, салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, послушайте о чём эти загадки:
Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он. Когда чистишь – слезы льешь? Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)
Баба Таня чистит лук Убежал из кухни внук Он хоть мал, но твердо знает Лук за глазки покусает. - Посмотрите, на улице ,еще холодно, а у нас на окошке какой лук вырос. У лука, что посажен в земле уже выросли большие пёрышки, а лук , который растёт в воде , что у него появилось в воде? (Показываю)
- Корешки.
- Правильно лучок в воде пустил корешки, и только начинают появляться пёрышки.
-Ой, к нам кто-то стучится. Посмотрите, кто к гости пришёл? ………
- Посмотри, зайка какой лук вырастили ребята. Ещё немного подрастут пёрышки на луке и ребята его будут кушать с супом, что бы не болеть. (Зайчик отворачивается)
-Зайка, а что случилось, почему ты расстроился?
-Ребята, зайчата в лесу чихают, кашляют, у них болят горлышки, а полезного лука с зелёными пёрышками у них нет. А как мы можем помочь им?
-Нарисовать, чем мы можем нарисовать зелёные пёрышки?
- Правильно мы можем нарисовать кисточкой, можно пальчиком , но я вам предлагаю сегодня попробовать нарисовать пёрышки для лука ватными палочками.
- А какого цвета у нас пёрышки у лука?
- Вот у меня нарисованная луковица, и что нам нужно ещё нарисовать?
-Пёрышки?
- От куда растут пёрышки?
-Из луковицы.
-Вот и мы будем рисовать пёрышки от луковицы вверх.
- Кто хочет попробовать нарисовать? (вызываю ребёнка к мольберту для рисования)
-Ну а сейчас поиграем с пальчиками и пойдём рисовать.
- Наши пальчики устали
Мы немного разомнём
И рисовать начнём. (Дети рисуют ватными палочками пёрышки для лука и , складывают рисунки на стол, чтобы подсохли,)
- Посмотрите какой красивый лучок у нас получился.
-А для кого мы нарисовали зелёный лук?
-Чем мы сегодня с вами рисовали?
Зайчику понравились ваши работы, и он приглашает вас в круг поиграть в игру.
"Есть у нас огород,
Там у нас лучок растет
Вот такой вышины,
Вот такой ширины. " (движения, как в игре "Каравай")
Конспект НОД по рисованию «Луковая грядка»
Задачи:
1. Воспитывать самостоятельность, творчество; приобщать к изобразительному искусству.
2. Закрепить представление о внешнем виде луковицы.
3. Учить названия цветов, использовать цвет в соответствии с задумкой и темой творчества.
4. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования (ладошкой).
5.Обогащение активного словаря: луковица, перья лука, корешок, огород, витамины.
Материал и оборудование: кисти, баночки с водой, салфетки, альбомный лист с заготовкой луковицы, гуашь, игрушка резиновая луковица, проросший лук в горшке.
Предварительная работа
1. Уход за луком на подоконнике. (полив, наблюдение за ростом растений).2. Рассматривание иллюстраций «Овощи», «Фрукты».
3. Дидактическая игра «Овощи и фрукты»;
4. Стихи, потешки, загадки про овощи.
5. Заучивание песенки про овощи "Есть у нас огород".
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Как дела? Какое у вас настроение? Какая погода на улице? (солнышко светит, облака бегут по небу). Давайте посмотрим на наше окошко, на лук. Давайте вспомним, что растет в огороде? (огурец, горошек , помидор, лучок и т.д)
Вспоминаем стихи про овощи:
Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик,
Там мышка живет тебе хвостик отгрызет!
До чего же он хороший
Первый сладенький горошек.
Малышам и взрослым детям
Он из грядок шлет приветик.
Баба Таня чистит лук
Убежал из кухни внук
Он хоть мал, но твердо знает
Лук за глазки покусает.
Воспитатель: Давайте сегодня рассмотрим лучок! Как он вырос! Взять горшок с проросшим луком, дать детям разглядеть его, попробовать.Ребята, какого цвета лук? А какой у него вкус? Вам понравился?
У лука есть КОРЕШОК, ЛУКОВИЦА и выросли ПЕРЫШКИ. Он горький, но в нем много витаминов, его необходимо кушать, чтоб не болеть
Сегодня мы будем с вами рисовать перышки лука. Посмотрите на доску.
Какого цвета краску мы возьмем? (зеленую). А рисовать мы с вами будем ладошками! Нужно обмакнуть ручку в лоток с краской и оставить отпечаток.
Молодцы ребята! А теперь давайте поиграем.
"Есть у нас огород,
Там у нас лучок растет.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины. "
(движения, как в игре "Каравай")
ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ПРО ФРУКТЫ, ОВОЩИ
АПЕЛЬСИНКА
— Апельсинка, апельсинка,
Почему ты жёлтой стала?
— Потому что, потому что
Я на солнышке лежала.
ГРУШКА
Грушка-грушка — высоко!
К ней добраться нелегко;
Вся поспела — погляди!
Грушка-грушка — упади.
ПОМИДОР
Помидор на грядке
Делает зарядку;
Как здоровье, помидор?
— Хорошо! В порядке!
Весь вспотел — но не устал!
От зарядки красным стал.
МОРКОВКА
В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку — ням-ням-ням!
ЧЕСНОК-ЧЕСНОЧОК
Чесночок наш, чесночок,
Ой, как горько-горько!
Чесночок наш, чесночок
Ест телёнок Борька;
Нам скажи-ка — почему?
— Чтобы сильным быть! Му-му.
ЛУЧОК
Ходит по полю бычок:
«Вкусно пахнет как лучок!
В носике щекочется —
Скушаю, раз хочется».
В коркин что растет на нашей грядке
Что растет на нашей грядке
Что растет на нашей грядке (В. Коркин)
Что растет на нашей грядке Огурцы, горошек сладкий. Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат, Наша грядка – просто клад. Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, Запомнил обязательно. Отвечай-ка по порядку. Что растет на нашей грядке?
П/и «Огуречик Выбирают из играющих детей Огуречик и Мышку. Все становятся в круг. Огуре-чик в центре круга. Дети идут по кругу со словами "Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик. Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет." - Руку под локоток и грозят пальцем. С окончанием слов мышка ловит огуречик.