Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экологический проект во 2 младшей группе "Огород на окне" | Мишенина Татьяна Владимировна. Работа №294964

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мишенина Татьяна Владимировна
Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. 

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №272»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологический проект «Огород на окне»

во второй младшей группе.

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели: Мишенина Т.В

Серегина В.Н

 

 

 

 

 

 

Барнаул-2022

Природа есть неисчерпаемый источник познаний и развития для человека. Вольтер

Пояснительная записка.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Участники проекта: дети группы №6, воспитатель группы, родители.

Срок проведения:14.02.2022 по 11.03.2022г.

 

Актуальность.В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации. Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе. Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать. Чтобы приучить детей систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, листья и т. д. Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

 

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности

.Задачи:

• Формировать у детей знания о росте и потребности растений; умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

 

Анализ внешней среды

- Родители уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы

- Родители не привлекают детей к совместному труду в природе

Целесообразность реализации проекта

-Развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый

-Развитие эстетического восприятия окружающего

- Развитие нравственности

- Развитие продуктивной деятельности

Анализ внутренней среды

- Экологическому воспитанию детей уделяется мало внимания

- К четырем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений

- Не сформировано представление о строении растений и правильных способах ухода за ними.

 

Гипотезы исследования: мы предполагаем, что процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:

 Формировать представления и вести наблюдения за ростом и развитием растений, объяснять простейшие взаимосвязи и цепочки необходимые для развития растений. Делать это необходимо не только в ДОУ, но и в семье.

 Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

 Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

 Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.

 

Новизна.Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч. 1 п. 1.6 п. п. 9).

 

Предполагаемый результат. Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Принципы:При выстраивании педагогического процесса по формированию экологического воспитания у дошкольников положены следующие принципы:

Принцип гуманизации .Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - взаимопомощь, отзывчивость, дружба и т.п.

Принцип дифференциации.Заключается в создании оптимальных условий, для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.Реализуется в сотрудничестве с семьёй. Содержание материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности.

Принцип динамичности:интеграция проекта в разные виды деятельности

Принцип последовательности.От простого к более сложному.

 

Формы и методы работы.

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

метод сравнения.

элементарный анализ

метод эксперимента

 

метод проектной деятельности.

метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы

метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний.

 

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

 

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает но и показывает правильность выполнения задания, должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы.

беседа – является связующим звеном.

4.Методы коррекции и уточнения:

повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование, индивидуальная работа.

метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

 

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап *Выявление первоначальных знаний и умений детей. *Постановка целей и задач*Разработка плана работы с детьми.*Создание предметно- пространственной среды.*Разработка плана по работе с родителями воспитанников.

2. Основной этап *Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. *Реализация проекта

3. Заключительный этап

*Анализ работы над проектом. * Итоговое мероприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План реализации проекта.

Неделя

 

Программное содержание

 

Совместна деятельность детей и педагогов

 

Взаимодействие с родителями

1-я

 

1.Выявление уровня знаний детей, о том, что необходимо для роста и развития растений.

 

Беседа: «Что такое огород, что там растет»

Чтение худ. литературы: р.н.с. «Колосок», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» Дид\игра: «Что сначала, что потом», «Собери растение»

Рассмотреть иллюстрации: строение растения

Практическая деятельность:посадка лука Трудовая деятельность:Уход за огородом на окне

Экспериментальная деятельность:«Где быстрее вырастит лук», «Свойства земли»

Творческая мастерская:рисование «Лук от всех недуг»

Пальчиковая гимнастика: «Мы посадим огород на окошке пусть растет…»

Наблюдение: за ростом лука

 

Помощь в пополнении предметно- пространственной среды.

 

 

Консультация: «Огород на подоконнике- развлекаемся и учимся»

 

 

 

Памятка: «Лук и его польза»

2-я

 

2.Формирование знаний, умений и навыков по уходу за огородом на окне.

 

Беседа:«Первые всходы» Чтение худ. литературы:И.Такмакова «Зернышко», С. Михалков «Овощи»Дид\игра: «Угадай на вкус», «Что сначала, что потом»

Практическая деятельность: посадка чеснока.

Трудовая деятельность:Уход за растениями

Экспериментальная деятельность:«проращиваем семена фасоли, гороха «Значение воды для растений»

Творческая мастерская:аппликация- «Горшочек для фасоли»

Наблюдение: за ростом лука, чеснока, семенами фасоли- отобразить результат в дневнике для наблюдения.

 

Папка-передвижка: «Воспитание трудолюбия у детей 3-4 лет»

 

 

 

 

Консультация: «Роль экологического воспитания на все стороннее развитие детей дошкольного возраста»

3-я

 

3.Продолжать работу по расширению и систематизации знаний детей о росте растений, формировать навыки ухода за ними.

 

Беседа:«Зачем растениям корешок»

Чтение худ. литературы:загадки про овощи, потешки, р.н.с. «Вершки и корешки»

Дид\игра: «Что лишнее», «Вершки и корешки»

Практическая деятельность: посадка семян фасоли, гороха

Трудовая деятельность: Уход за огородом на окне

Экспериментальная деятельность: «Тепло или холод, что нужно расточку», «Свет и растения»

Творческая мастерская: лепка- «овощи для зайчат»

Наблюдение: наблюдение за ростом растений в огороде на окне

Пальчиковая гимнастика: «Огород»

 

Ситуативные и индивидуальные беседы по теме.

 

 

 

 

Выставка: «Маленький росточек, растили всей семьей, его мы поливали заботились о нем»

4-я

 

4. Закрепить полученные знания и навыки.

 

Беседа: «Что растет на нашем огороде на подоконнике»

Дид\игра:«Скажи ласково», «Что лишнее»

Трудовая деятельность: уход за огородом на окне

Творческая мастерская:«выложим из геом.фигур, что растет у нас на огороде»Наблюдение: за огородом- зафиксировать в дневнике для наблюдения

Муз. игра «Соберем урожай» Просмотр мультфильма: «Есть у нас огород»

 

Выставка: «Маленький росточек, растили всей семьей, его мы поливали заботились о нем»

Итоговое мероприятие

«Составление альбома- наш зеленый огород»

 

Выводы:

- Дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода;

- Научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам;

- Приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельность;

- Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, дети научились работать вместе с родителями, помогать им.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», М.: 2009 г.

2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)

4. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.

5. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×