Экологический проект во 2 младшей группе "Огород на окне" | Мишенина Татьяна Владимировна. Работа №294964
Автор: Мишенина Татьяна Владимировна
Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №272»
Экологический проект «Огород на окне»
во второй младшей группе.
Воспитатели: Мишенина Т.В
Серегина В.Н
Барнаул-2022
Природа есть неисчерпаемый источник познаний и развития для человека. Вольтер
Пояснительная записка.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Участники проекта: дети группы №6, воспитатель группы, родители.
Срок проведения:14.02.2022 по 11.03.2022г.
Актуальность.В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации. Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе. Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать. Чтобы приучить детей систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, листья и т. д. Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности
.Задачи:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений; умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Анализ внешней среды
- Родители уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы
- Родители не привлекают детей к совместному труду в природе
Целесообразность реализации проекта
-Развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый
-Развитие эстетического восприятия окружающего
- Развитие нравственности
- Развитие продуктивной деятельности
Анализ внутренней среды
- Экологическому воспитанию детей уделяется мало внимания
- К четырем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений
- Не сформировано представление о строении растений и правильных способах ухода за ними.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:
Формировать представления и вести наблюдения за ростом и развитием растений, объяснять простейшие взаимосвязи и цепочки необходимые для развития растений. Делать это необходимо не только в ДОУ, но и в семье.
Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.
Новизна.Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч. 1 п. 1.6 п. п. 9).
Предполагаемый результат. Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Принципы:При выстраивании педагогического процесса по формированию экологического воспитания у дошкольников положены следующие принципы:
Принцип гуманизации .Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - взаимопомощь, отзывчивость, дружба и т.п.
Принцип дифференциации.Заключается в создании оптимальных условий, для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.Реализуется в сотрудничестве с семьёй. Содержание материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности.
Принцип динамичности:интеграция проекта в разные виды деятельности
Принцип последовательности.От простого к более сложному.
Формы и методы работы.
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
метод сравнения.
элементарный анализ
метод эксперимента
метод проектной деятельности.
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает но и показывает правильность выполнения задания, должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы.
беседа – является связующим звеном.
4.Методы коррекции и уточнения:
повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование, индивидуальная работа.
метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап *Выявление первоначальных знаний и умений детей. *Постановка целей и задач*Разработка плана работы с детьми.*Создание предметно- пространственной среды.*Разработка плана по работе с родителями воспитанников.
2. Основной этап *Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. *Реализация проекта
3. Заключительный этап
*Анализ работы над проектом. * Итоговое мероприятие.
План реализации проекта.
Неделя
Программное содержание
Совместна деятельность детей и педагогов
Взаимодействие с родителями
1-я
1.Выявление уровня знаний детей, о том, что необходимо для роста и развития растений.
Беседа: «Что такое огород, что там растет»
Чтение худ. литературы: р.н.с. «Колосок», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» Дид\игра: «Что сначала, что потом», «Собери растение»
Рассмотреть иллюстрации: строение растения
Практическая деятельность:посадка лука Трудовая деятельность:Уход за огородом на окне
Экспериментальная деятельность:«Где быстрее вырастит лук», «Свойства земли»
Творческая мастерская:рисование «Лук от всех недуг»
Пальчиковая гимнастика: «Мы посадим огород на окошке пусть растет…»
Наблюдение: за ростом лука
Помощь в пополнении предметно- пространственной среды.
Консультация: «Огород на подоконнике- развлекаемся и учимся»
Памятка: «Лук и его польза»
2-я
2.Формирование знаний, умений и навыков по уходу за огородом на окне.
Беседа:«Первые всходы» Чтение худ. литературы:И.Такмакова «Зернышко», С. Михалков «Овощи»Дид\игра: «Угадай на вкус», «Что сначала, что потом»
Практическая деятельность: посадка чеснока.
Трудовая деятельность:Уход за растениями
Экспериментальная деятельность:«проращиваем семена фасоли, гороха «Значение воды для растений»
Творческая мастерская:аппликация- «Горшочек для фасоли»
Наблюдение: за ростом лука, чеснока, семенами фасоли- отобразить результат в дневнике для наблюдения.
Папка-передвижка: «Воспитание трудолюбия у детей 3-4 лет»
Консультация: «Роль экологического воспитания на все стороннее развитие детей дошкольного возраста»
3-я
3.Продолжать работу по расширению и систематизации знаний детей о росте растений, формировать навыки ухода за ними.
Беседа:«Зачем растениям корешок»
Чтение худ. литературы:загадки про овощи, потешки, р.н.с. «Вершки и корешки»
Дид\игра: «Что лишнее», «Вершки и корешки»
Практическая деятельность: посадка семян фасоли, гороха
Трудовая деятельность: Уход за огородом на окне
Экспериментальная деятельность: «Тепло или холод, что нужно расточку», «Свет и растения»
Творческая мастерская: лепка- «овощи для зайчат»
Наблюдение: наблюдение за ростом растений в огороде на окне
Пальчиковая гимнастика: «Огород»
Ситуативные и индивидуальные беседы по теме.
Выставка: «Маленький росточек, растили всей семьей, его мы поливали заботились о нем»
4-я
4. Закрепить полученные знания и навыки.
Беседа: «Что растет на нашем огороде на подоконнике»
Дид\игра:«Скажи ласково», «Что лишнее»
Трудовая деятельность: уход за огородом на окне
Творческая мастерская:«выложим из геом.фигур, что растет у нас на огороде»Наблюдение: за огородом- зафиксировать в дневнике для наблюдения
Муз. игра «Соберем урожай» Просмотр мультфильма: «Есть у нас огород»
Выставка: «Маленький росточек, растили всей семьей, его мы поливали заботились о нем»
Итоговое мероприятие
«Составление альбома- наш зеленый огород»
Выводы:
- Дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода;
- Научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам;
- Приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельность;
- Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, дети научились работать вместе с родителями, помогать им.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», М.: 2009 г.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
4. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.
5. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64