ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | Байсалова Мария Анатольевна, Войнова Елена Ивановна. Работа №303296
В статье представлен опыт работы детского сада г. Тольятти № 149 "Ёлочка" по формированию основ экологической культуры и здорового образа жизни средствами экологического туризма, который оказывает разностороннее значение на развитие личности ребенка дошкольника в целом. Детский сад находится в лесопарковой полосе, поэтому педагоги имеют возможность осуществлять систематические походы в лес с целью решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Опыт использования экологических прогулок - походов в условиях детского сада позволяет говорить о них, как универсальном средстве воспитания в период дошкольного детства.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ .
М.А. Байсалова, Е.И. Войнова
АНО ДО «Планета детства «лада» ДС № 149 «Ёлочка» г. Тольятти
В современном обществе достаточно остро стоит вопрос оздоровления дошкольников, так как состояние здоровья детей дошкольного возраста неуклонно ухудшается. Причинами возникшей ситуации выступают факторы социальной и окружающей среды.
Именно в дошкольном детстве закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки и умения, создается фундамент здорового образа жизни дошкольников.
В связи с этим, одной из главных задач детского сада, является совершенствование двигательной деятельности дошкольников, улучшение физической подготовленности, формирование основ здорового образа жизни.
Исходя из того, что наш детский сад №149 "Ёлочка" находится в непосредственной близости к лесу, а приоритетным является эколого-краеведческое направление, мы используем простейший туризм, какэффективную форму работы с детьми дошкольного возраста по формированию мотивации к здоровому образу жизни, экологической воспитанности дошкольников.
Возможность использования экотуризма в воспитательно- образовательном процессе детского сада нельзя недооценивать. Экологический туризм является важнейшим средством воспитания дошкольников, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят в движении, общении с природой.
Эколого- туристические походы в лес нашли свое отражение в воспитательно – образовательном процессе детского сада еще и потому, что позволяют комплексно решать задачи оздоровления дошкольников совместно с воспитанием экологической культуры и активной гражданской позиции детей и взрослых.
Кроме этого, туристический поход в лес—позволяет оценить результативностьвоспитательно – образовательного процесса по приобщению детей к экологическому краеведению, формированию потребности в здоровом образе жизни, интереса к содержательной досуговой деятельности.
Задачи экотуризма:
развивать адаптационные и функциональные возможности детского
организма через
простейший туризм;
формировать у ребенка потребности и практику здорового образа жизни;
расширять и обогащать личный опыт, знания дошкольников через экологически ценные контакты с объектами неживой природы, с растениями и животными родного края в естественной обстановке;
развивать и формировать познавательный интерес к природе родного края, познавательной деятельности и познавательных потребностей;
развивать и формировать экологически ориентированные виды детской познавательной и трудовой деятельности (природоведческий и природоохранный труд, наблюдение, экспериментирование, моделирование, игра и т.д.);
развивать эмоциональную сферу ребенка на основе общения с природой;
развивать эмоционально – эстетические чувства, умение видеть, понимать и чувствовать красоту родной природы, её уникальность и неповторимость; воспитывать бережное отношение кприроде.
Экологическая тропа включает в себя ряд разнообразных объектов живой и неживой природы. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску повседневной жизни, обогащает опыт познания дошкольников, формирует заботливое отношение ко всему живому, желание оказать посильную помощь, радость и восхищение от взаимодействия с природой, то есть положительную мотивацию по отношению к деятельности природоохранного характера.
Знакомство детей с экологическим туризмом в нашем детском саду, учитывая все требования выхода за территорию детского сада, проходит через пешие прогулки, формируя у детей знания о бережном отношении к природе: желание заботится о ней, проявлять активную гражданскую позицию по отношению к объектам живой природы ближайшего окружения.
Походы за территорию детского сада вызывают у дошкольников спектр положительных эмоций и массу впечатлений.
Походы в лес подразделяются на:
- Спортивно-тренировочные, предполагающие прохождение достаточно длительного маршрута с преодолением препятствий разной для дошкольников сложности с включением спортивных игр хорошо знакомых детям
- Экологические прогулки, которые направлены на изучение особенностей природы родного края, направлены на развитие познавательного интереса к объектам природы, наблюдательности
- Прогулки-пленэр, цели которых направлены на решение преимущественно задач художественно-эстетического воспитания. Здесь дошкольники любуются красотой природы, учатся видеть прекрасное
- Сюжетные прогулки, включающие в себя элементы тематических развлечений, сюрпризных моментов, увлекательных игр.
Каждый наш поход включает в себя дидактические игры, сюрпризные моменты и практические задания. Дидактические игры, которые проводят с детьми сказочные герои: Лесовичок, Лукоша, ориентированы на предоставление детям возможности проявить активную гражданскую позицию по отношению к объектам природы. Задания для детей могут быть различными: «Берегите птиц», «Наведи чистоту», «Осторожно, гнездо».
Перед тем как возвратиться из леса детям предоставляется время на самостоятельную двигательную деятельность. Дети играют в догонялки, прятки. После активной двигательной деятельности дошкольники собирают природный материал для дальнейшего рассматривания, коллекционирования и изготовления поделок. Впечатления от экологического путешествия в лес обязательно обсуждаются в последующей совместной деятельности и фиксируются в специальных дневниках наблюдения. Способами фиксации так же являютсятворческие работы дошкольников, совместные игры, альбомы с изображениями флоры и фауны родного леса.
Таким образом, опыт использования экологических прогулок-походов в условиях детского сада позволяет говорить о них как универсальном средстве воспитания в период дошкольного детства.
Экологический туризм способствует становлению, таких качеств личности дошкольников как:любознательность, самостоятельность, инициативность.
Экoлогическая тропа позволяет более продуктивно использовать прогулки в лес для содержательного эмоционального общения с природой и для оздоровления детей на свежем воздухе. А снижение заболеваемости у детей дает нам основание считать, что простейший туризм является эффективной формой оздоровления дошкольников.
Решая оздоровительные задачи, мы разделили туристическиепоходы, по видам простейшего туризма. Это экологические тропы с различными способами передвижения на местности – пешие, лыжные, комбинированные и др.
Родители дошкольников, в свою очередь, являются нашими партнерами и союзниками. в туристических походах в лес.Они принимают активное участие в предварительной и последующей туристической деятельности, участвуют во флешмобах под названием «Прогулки в лес», «Наши выходные в лесу» и др.
Таким образом, экологический туризм интегрировано решает ряд задач из разных направлений воспитательно – образовательного процесса, а именно: физкультурно-оздоровительные, познавательно–речевые, социально-личностные и художественно-эстетические.
Список литературы
1.Жданова С.А. Формирование экологической направленности личности детей дошкольного возраста // Наука и школа. - 2007. - № 6. - С. 53-55.
2. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания-М. : Знание, 1986
3. Кимаева А. Уголок природы.//Дошкольное воспитание. - № 1.-2009. - с.118-122
4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. - М.: Сфера, 2005.-144с.
5. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. -М., 2005.- 201с.
6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2006.-223с.
7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Карапуз, 2000.-241с.
8. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. //Дошкольное воспитание -№ 7- 2001.- с.57-74
9. Смирнова В.В., Балуева Н.И. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Программа и конспекты занятий. - М.: Союз, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.- 125с.
10. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-104с.
11Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. - 378 с.
12. Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 2005. - №3. 65c.
13. Федосеева П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников: Старшая группа. - М.: Корифей, 2008.-96с.