Экологическое образование дошкольников на основе современных инновационных методов и технологий | Дорофеева Ирина Васильевна. Работа №342481
Экологическое образование дошкольников на основе современных инновационных методов и технологий
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь, остаются в памяти человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к природе – все это является основополагающими факторами успешного экологического образования в ДОО.
На современном этапе развития образования необходимо использовать такие современные технологии и методики, которые приносили бы реальные результаты, заинтересовывали бы современных детей и их родителей, помогали накопить не только знания, но и сформировали фундамент экологически образованной личности.
И.В. Дорофеева, воспитатель
МБДОУ ЦРР- детсад №22г. Ливны
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. В. А. Сухомлинский говорил: В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое! Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Поэтому, сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения.
Началом формированияэкологическойнаправленности личности по праву можно считатьдошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь,остаются в памяти человека.Именно вдошкольном возрастезакладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, его эмоциональность, особаявосприимчивостьи огромный интерес к природе – все это является основополагающими факторами успешногоэкологического образования в ДОО.
На современном этапе развития образования необходимо использовать такие современные технологии и методики, которые приносили бы реальные результаты, заинтересовывали бы современных детей и их родителей, помогали накопить не только знания, но и сформировали фундамент экологически образованной личности.
Основополагающими принципами работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста являются:
1)Принцип регионального компонента (изучение природы родного края).
2)Принцип научности и доступности понятий.
3)Принцип спирали.
Но задача воспитателя - не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Традиционные технологии не всегда позволяютрешить эту непростую задачу. Поэтому необходимо разнообразить системусовременных экологообразовательных технологий, которые включают три этапа:
1) Непосредственный контакт с природным объектом (чувствование).
2)Ориентировка (сбор информации).
3)Активное практическое взаимодействие с природным объектом.
Современные технологии и методики, которые можно использовать в работе по экологическому воспитанию детей:
Игровые технологии
ИКТ - технологии
Экологический театр
Технология проектной и опытно-исследовательской деятельности
Кейс – технологии
Технология Экологический сторисек
Квест-технологии
Природоохранные акции
Метод экологической идентификации
Ошибана
Зачастую в работе с дошкольниками возникает проблема в том, что для проведения занятий по экологии не хватает информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер, который практически вошел в дом каждого человека, детям он намного ближе, чем взрослым. Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию. Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры: Четвертый лишний, Найди сову; загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их. Возможность интегрирования НОД (экологии) с другими, в развитии у детей познавательного интереса к живой и неживой природе помогает составление коллажа животных. Дети ориентируются на плоскости, находят части тела по описанию, составляют из частей целое. ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результате ребенок запоминает и усваивает пройденный материал. С помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у ребенка повышается интерес в самостоятельном решении проблемы.
Нетрадиционные формы работы позволяют расширять представления
детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому, побуждать к
эстетическим переживаниям, связанными с природой, решать задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражать впечатления о природе в разнообразной творческой деятельности.
В заключение следует отметить, что современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников.
Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в формировании экологической культуры детей.
Список литературы:
1.Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
2.Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., 2001.
3.Методика ознакомления детей с природой в детском саду./ Под ред. П.Г. Саморуковой. - М., 1991.
4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2000.
5.Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992.