Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экологическое образование в географии: формирование экологической грамотности у учащихся | Бокарев Алексей Николаевич. Работа №350001

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы экологического образования на уроках географии, направленные на формирование экологической грамотности у школьников. Описаны подходы, которые помогают учащимся осознавать важность защиты окружающей среды и применять экологические знания в повседневной жизни. Приведены примеры заданий и проектов, направленных на развитие у школьников ответственного отношения к природе и умения анализировать экологические проблемы на глобальном и местном уровнях.

Ключевые слова: экологическое образование, география, экологическая грамотность, школьники, охрана природы, экологические проблемы, устойчивое развитие.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕОГРАФИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ

 

Бокарев Алексей Николаевич, учитель

Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения «Романовская средняя общеобразовательная школа» имени полного кавалера орденов Славы И.В. Серещенко, п. Памятка

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы экологического образования на уроках географии, направленные на формирование экологической грамотности у школьников. Описаны подходы, которые помогают учащимся осознавать важность защиты окружающей среды и применять экологические знания в повседневной жизни. Приведены примеры заданий и проектов, направленных на развитие у школьников ответственного отношения к природе и умения анализировать экологические проблемы на глобальном и местном уровнях.

Ключевые слова: экологическое образование, география, экологическая грамотность, школьники, охрана природы, экологические проблемы, устойчивое развитие.

 

Формирование экологической грамотности — одна из актуальных задач современного образования, поскольку экологические проблемы касаются каждого человека и требуют осознанного подхода к их решению. На уроках географии школьники изучают природные процессы, экосистемы, климатические изменения и другие аспекты, которые позволяют им глубже понять окружающую среду и осознать важность её охраны. Экологическое образование способствует развитию у школьников ответственности, бережного отношения к ресурсам и умения анализировать информацию для принятия экологически обоснованных решений.

Одним из эффективных методов формирования экологической грамотности является проведение практических занятий, где учащиеся могут изучать природу на местном уровне. Например, учитель может предложить школьникам исследовать состояние водоёмов в их районе, изучить разнообразие местной флоры и фауны или проанализировать качество воздуха. Такие практические задания позволяют учащимся увидеть экологические проблемы своими глазами и понять, как их действия могут влиять на состояние окружающей среды. Практические занятия формируют у школьников исследовательские навыки и стимулируют их интерес к изучению экологии.

Проектная деятельность помогает учащимся глубже изучить экологические проблемы и искать пути их решения. Учитель может предложить школьникам работать над проектами, посвящёнными таким темам, как уменьшение отходов, охрана водных ресурсов, защита редких видов растений и животных. Например, проект по раздельному сбору мусора в школе может включать разработку плана по установке контейнеров, проведение информационной кампании и анализ результатов. Проектная деятельность формирует у школьников навыки командной работы, учит их принимать обоснованные решения и повышает их осведомлённость об экологических проблемах.

Использование кейс-методов позволяет школьникам рассматривать реальные экологические ситуации и искать возможные решения. Например, можно предложить учащимся кейс о загрязнении реки, где они анализируют причины, последствия и меры для улучшения состояния воды. Такой подход помогает школьникам развивать аналитические способности, учит оценивать влияние различных факторов и принимать решения на основе данных. Кейс-методы способствуют формированию у школьников системного подхода к решению экологических задач и учат их осознанно подходить к вопросам охраны природы.

Дискуссии на экологические темы помогают учащимся обмениваться мнениями и развивают у них способность критически анализировать информацию. Учитель может организовать обсуждение таких тем, как изменение климата, использование возобновляемых источников энергии, сохранение биоразнообразия. Дискуссии помогают учащимся глубже понимать экологические проблемы, видеть разные точки зрения и учат их формулировать аргументы для защиты своих позиций. Обсуждение экологических вопросов способствует развитию у школьников экологического мышления и осознанного отношения к природе.

Интеграция цифровых технологий в экологическое образование также может повысить интерес школьников к изучению окружающей среды. С помощью приложений для мониторинга воздуха, картографических сервисов и других онлайн-ресурсов школьники могут анализировать экологические данные, изучать изменение климата и оценивать состояние природы в разных регионах. Например, использование картографических данных помогает школьникам отслеживать масштабы вырубки лесов или изменение площади ледников. Интеграция цифровых технологий делает процесс обучения более наглядным и помогает школьникам видеть влияние глобальных процессов на окружающую среду.

Практическое применение экологических знаний в повседневной жизни — важный аспект экологического образования. Учитель может предложить учащимся вести дневники экологических наблюдений, в которых они будут записывать свои экологические действия, такие как экономия воды и энергии, сортировка отходов, выбор экологически чистых продуктов. Такой подход помогает школьникам осознать свою роль в сохранении природы, развивает у них ответственность за собственные действия и стимулирует их к экологически обоснованному поведению.

Таким образом, можно утверждать, что экологическое образование на уроках географии способствует формированию у школьников экологической грамотности, развивает у них ответственность за состояние окружающей среды и готовность к её защите. Практические занятия, проектная деятельность, кейс-методы, дискуссии и интеграция цифровых технологий помогают учащимся глубже понимать экологические проблемы и применять знания на практике. Важно, чтобы учитель поддерживал интерес школьников к экологии, развивал у них навыки критического мышления и стимулировал ответственное отношение к природе.

 

Список литературы

Стекленева

С.Ю. Значение экологического воспитания в процессе преподавания географии в учебных заведениях // Актуальные задачи педагогики: материалы V

Междунар

. науч.

конф

. Чита: Молодой ученый, 2014. С. 150-152.

Табалдиева

Ч.Б. Формирование экологической культуры школьников на уроках географии //

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 3(27) Том 2. 2017. – С. 91-94.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×