Экологическое танцевальное искусство: внедрение экотанцпластики в образовательный процесс | Журавлева Юлия Алексеевна. Работа №352900
Аннотация. В статье рассматривается актуальность экологического танцевального искусства и методика внедрения экотанцпластики в образовательный процесс. Анализируются её значение для развития экологического сознания, креативности и физического совершенствования детей. Показана роль педагога дополнительного образования в создании экологически ориентированных хореографических программ, способствующих формированию у подрастающего поколения бережного отношения к природе и эстетического восприятия окружающего мира.
Ключевые слова: экотанцпластика, экологическое танцевальное искусство, экологическое сознание, хореографическое образование, креативность, эстетическое воспитание, дополнительное образование.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: ВНЕДРЕНИЕ ЭКОТАНЦПЛАСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Журавлева Юлия Алексеевна, педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Дворец детского творчества, г. Дзержинск
Аннотация. В статье рассматривается актуальность экологического танцевального искусства и методика внедрения экотанцпластики в образовательный процесс. Анализируются её значение для развития экологического сознания, креативности и физического совершенствования детей. Показана роль педагога дополнительного образования в создании экологически ориентированных хореографических программ, способствующих формированию у подрастающего поколения бережного отношения к природе и эстетического восприятия окружающего мира.
Ключевые слова: экотанцпластика, экологическое танцевальное искусство, экологическое сознание, хореографическое образование, креативность, эстетическое воспитание, дополнительное образование.
Современное образование всё чаще обращается к проблемам экологии, стремясь воспитывать у детей уважительное отношение к природе и осознание её ценности. Искусство, как мощный инструмент формирования мировоззрения, играет в этом процессе ключевую роль. Особое место в данном контексте занимает экологическое танцевальное искусство, которое сочетает хореографию с идеями устойчивого развития и природосбережения. Экотанцпластика становится важным средством воспитания экологической культуры у детей, объединяя движение, музыку и природные образы в единую выразительную форму.
Экотанцпластика, являясь современным направлением танцевального искусства, ориентирована на моделирование природных процессов и элементов окружающей среды через пластику человеческого тела. Этот подход позволяет не только развивать у детей физическую подготовленность и чувство ритма, но и формировать эстетическое восприятие природы. Движения в экотанцпластике основываются на подражании естественным ритмам и формам: волнению воды, шелесту листьев, полёту птиц. Такое взаимодействие с природной тематикой способствует углублению эмоциональной связи ребёнка с окружающим миром и осознанию гармонии между человеком и природой.
Одним из ключевых аспектов внедрения экотанцпластики в образовательный процесс является её влияние на развитие экологического сознания у детей. Через символическое воспроизведение природных явлений в танце дети начинают понимать красоту и уникальность окружающего мира. Хореографические композиции, основанные на природных темах, помогают воспитать у ребёнка уважение к природе, формируют навыки осознанного взаимодействия с ней и стимулируют желание участвовать в её защите.
Экотанцпластика также способствует развитию креативности у детей, поскольку требует от них умения интерпретировать природные явления через собственные движения. В процессе работы над хореографическими композициями дети учатся находить новые способы выражения своих идей и эмоций, развивают пространственное мышление и способность к импровизации. Этот аспект особенно важен для формирования у ребёнка уверенности в себе и своей уникальности, что является неотъемлемой частью личностного роста.
Не менее значимой является физическая составляющая экотанцпластики. Движения, вдохновлённые природой, отличаются плавностью и мягкостью, что позволяет гармонично развивать гибкость, координацию и пластичность. Такие упражнения способствуют укреплению мышечного тонуса, улучшают осанку и общее физическое состояние ребёнка. Кроме того, танцевальные занятия на природе, которые часто являются частью экотанцпластики, оказывают дополнительное благоприятное воздействие на здоровье детей, стимулируя их активность и внимание.
Особая роль в образовательном процессе, направленном на внедрение экотанцпластики, отводится педагогу. Учитель должен не только обладать профессиональными навыками в области хореографии, но и быть носителем экологической культуры, способным вдохновить детей своим примером. Педагог разрабатывает программы занятий, которые интегрируют экологическую тематику в хореографию, создаёт творческую атмосферу и мотивирует детей к осмыслению природы через искусство.
Интеграция экотанцпластики в систему дополнительного образования открывает широкие возможности для междисциплинарного подхода. Занятия могут сочетаться с беседами об экологии, художественными мастерскими и музыкальными практиками, что делает процесс обучения более увлекательным и разносторонним. Такая интеграция способствует развитию у детей не только хореографических, но и общеучебных навыков, таких как командная работа, умение слушать и наблюдать.
Экотанцпластика помогает детям глубже понять концепцию взаимосвязи между человеком и природой, стимулирует эстетическое восприятие окружающего мира и способствует формированию гармоничного мировоззрения. Кроме того, этот вид искусства развивает у детей физическую активность, музыкально-ритмическое восприятие и креативное самовыражение, что делает его незаменимым элементом системы дополнительного образования.
Таким образом, экологическое танцевальное искусство, и в частности экотанцпластика, играет важную роль в воспитании у детей экологического сознания, чувства ритма, пластики и креативности. Этот инновационный подход позволяет не только привить подрастающему поколению бережное отношение к природе, но и сделать процесс обучения эстетически насыщенным и физически полезным. Внедрение экотанцпластики в образовательный процесс становится важным шагом на пути формирования гармоничной, осознанной личности, способной ценить красоту природы и искать пути её сохранения.
Список литературы
1. Вернигора О. Н. Методика преподавания современных направлений в хореографии : учебно-методическое пособие / О. Н. Вернигора. — 2-е изд., испр. и доп. — Барнаул : АлтГИК, 2018. — 223 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/172638
2. «Диалоги о культуре и искусстве»: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 25–27 окт. 2017 г.). : материалы конференции : в 2 частях / под редакцией Е. В. Баталиной-Корневой. — Пермь : ПГИК, 2017 — Часть 1 — 2017. — 448 с. — ISBN 978-5-91201-284-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/254351