Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения | Воронкова Елена Николаевна. Работа №350765

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важной частью общей образовательной программы, направленной на формирование у детей понимания природы, ответственности за её сохранение и бережного отношения к окружающему миру. Данная статья рассматривает цели и задачи экологического воспитания, его содержание и методы при организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Также обсуждаются примеры экологических мероприятий и игр, которые могут быть использованы педагогами. Особое внимание уделяется роли воспитателя в формировании экологической культуры у детей и возможностям интеграции экологического образования во все элементы образовательной деятельности.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольный возраст, образовательное учреждение, природа, экологическая культура, воспитатель.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Воронкова Елена Николаевна, воспитатель

МБДОУ Детский сад "Сказка", Хабаровский край, п. Октябрьский

Аннотация. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важной частью общей образовательной программы, направленной на формирование у детей понимания природы, ответственности за её сохранение и бережного отношения к окружающему миру. Данная статья рассматривает цели и задачи экологического воспитания, его содержание и методы при организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Также обсуждаются примеры экологических мероприятий и игр, которые могут быть использованы педагогами. Особое внимание уделяется роли воспитателя в формировании экологической культуры у детей и возможностям интеграции экологического образования во все элементы образовательной деятельности.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольный возраст, образовательное учреждение, природа, экологическая культура, воспитатель.

Современное общество сталкивается с многочисленными экологическими проблемами, осознание которых необходимо прививать с раннего возраста. Воспитание бережного отношения к окружающей среде должно стать неотъемлемой частью воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Наиболее важный аспект экологического воспитания заключается в формировании у детей основы экологической культуры, понимания взаимосвязей между человеком и природой, а также понимания важности защиты окружающей среды.

Цели и задачи экологического воспитания

Целями экологического воспитания в дошкольном учреждении являются:

Формирование основ экологической культуры. Дети должны осознавать, что они являются частью природы и несут ответственность за её состояние.

Развитие навыков наблюдения за природой. Упражнения на наблюдение и исследование помогут детям лучше понять мир вокруг них.

Воспитание любви к природе. Через активные и позитивные взаимодействия с природой дети научатся ценить её красоту и уникальность.

Понимание взаимосвязей в природе. Важно объяснить детям, как разные элементы экосистемы влияют друг на друга, и какую роль в них играет человек.

Содержание экологического воспитания

Экологическое воспитание можно интегрировать в различные области образовательной программы:

Занятия. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром можно использовать материалы, связанные с природой, животными и растениями. Воспитатели могут проводить беседы о сезонных изменениях, жизни животных и важности защиты экосистем.

Индивидуальная и групповая работа. Предоставление детям возможности самостоятельно исследовать природу через проекты или групповые задания, позволяющие детям обсуждать свои наблюдения и выводы.

Игры. Ролевые игры и экотренинги помогут детям иммерсироваться в роль защитников природы, что укрепит их понимание о том, как важно заботиться о планете.

Прогулки и экскурсии. Организация регулярных выездов на природу, где дети могут наблюдать за животными и растениями в естественной среде, является важным компонентом экологического обучения.

Методы экологического воспитания

Методы, которые могут быть использованы для экологического воспитания детей:

Словесные методы: беседы, рассказы, обсуждения, где воспитатель объясняет важные аспекты экологии.

Наглядные методы: использование иллюстраций, презентаций, видео о природе, животных и экологических проблемах.

Практические методы: участие в посадке деревьев, уход за растениями, участие в акциях по чистке территории и помощи животным.

Игровые методы: игры-симуляции, конкурсные задания, которые способствуют активному изучению окружающего мира.

Примеры экологических мероприятий

«Экологический праздник» — организация тематического дня, где дети могут участвовать в творческих мастерских, выставках работ, посвящённых природе, и конкурсах на лучшее знание экологии.

«День биоразнообразия» — знакомство детей с разными видами растений и животных, создание “мини-сада” в группе, где дети будут ухаживать за растениями и следить за их ростом.

«Уборка территории» — совместные акции по очистке двора или близлежащей территории, которые помогут детям осознать важность поддержания чистоты в окружающем мире.

«Создание кормушек для птиц» — дети могут своими руками делать кормушки и повесить их на деревья, что покажет заботу о животных и привлечет их к наблюдениям.

Роль воспитателя в экологическом воспитании

Воспитатель в дошкольном учреждении играет ключевую роль в процессе экологического воспитания. Его задача — не только передать знания, но и создать атмосферу, в которой дети будут мотивированы к изучению окружающего мира. Воспитатель должен быть активно вовлечен в процесс обучения, использовать современные технологии и подходы, а также делиться своим опытом и знаниями с детьми, чтобы пробудить в них интерес и желание заботиться о природе.

Экологическое воспитание в условиях дошкольного учреждения является необходимым условием для формирования у детей раннего возраста чувства ответственности за окружающий мир. Интеграция экологического образования в различные виды деятельности и использование разнообразных методов и форм работы позволят создать положительный опыт взаимодействия детей с природой.

Список литературы

Бауман Надежда Владимировна, Пережогина Ирина Викторовна Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения // Проблемы педагогики. 2017. №8 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-doshkolnogo-uchrezhdeniya

Казанцева Е. В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Вестник науки. 2019. №2 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-1

Насибуллина Эльмира Раильевна Система экологического образования как фактор развития детей в дошкольных образовательных организациях // БГЖ. 2018. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-ekologicheskogo-obrazovaniya-kak-faktor-razvitiya-detey-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×