Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения | Воронкова Елена Николаевна. Работа №350765
Аннотация. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важной частью общей образовательной программы, направленной на формирование у детей понимания природы, ответственности за её сохранение и бережного отношения к окружающему миру. Данная статья рассматривает цели и задачи экологического воспитания, его содержание и методы при организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Также обсуждаются примеры экологических мероприятий и игр, которые могут быть использованы педагогами. Особое внимание уделяется роли воспитателя в формировании экологической культуры у детей и возможностям интеграции экологического образования во все элементы образовательной деятельности.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольный возраст, образовательное учреждение, природа, экологическая культура, воспитатель.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Воронкова Елена Николаевна, воспитатель
МБДОУ Детский сад "Сказка", Хабаровский край, п. Октябрьский
Аннотация. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важной частью общей образовательной программы, направленной на формирование у детей понимания природы, ответственности за её сохранение и бережного отношения к окружающему миру. Данная статья рассматривает цели и задачи экологического воспитания, его содержание и методы при организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Также обсуждаются примеры экологических мероприятий и игр, которые могут быть использованы педагогами. Особое внимание уделяется роли воспитателя в формировании экологической культуры у детей и возможностям интеграции экологического образования во все элементы образовательной деятельности.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольный возраст, образовательное учреждение, природа, экологическая культура, воспитатель.
Современное общество сталкивается с многочисленными экологическими проблемами, осознание которых необходимо прививать с раннего возраста. Воспитание бережного отношения к окружающей среде должно стать неотъемлемой частью воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Наиболее важный аспект экологического воспитания заключается в формировании у детей основы экологической культуры, понимания взаимосвязей между человеком и природой, а также понимания важности защиты окружающей среды.
Цели и задачи экологического воспитания
Целями экологического воспитания в дошкольном учреждении являются:
Формирование основ экологической культуры. Дети должны осознавать, что они являются частью природы и несут ответственность за её состояние.
Развитие навыков наблюдения за природой. Упражнения на наблюдение и исследование помогут детям лучше понять мир вокруг них.
Воспитание любви к природе. Через активные и позитивные взаимодействия с природой дети научатся ценить её красоту и уникальность.
Понимание взаимосвязей в природе. Важно объяснить детям, как разные элементы экосистемы влияют друг на друга, и какую роль в них играет человек.
Содержание экологического воспитания
Экологическое воспитание можно интегрировать в различные области образовательной программы:
Занятия. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром можно использовать материалы, связанные с природой, животными и растениями. Воспитатели могут проводить беседы о сезонных изменениях, жизни животных и важности защиты экосистем.
Индивидуальная и групповая работа. Предоставление детям возможности самостоятельно исследовать природу через проекты или групповые задания, позволяющие детям обсуждать свои наблюдения и выводы.
Игры. Ролевые игры и экотренинги помогут детям иммерсироваться в роль защитников природы, что укрепит их понимание о том, как важно заботиться о планете.
Прогулки и экскурсии. Организация регулярных выездов на природу, где дети могут наблюдать за животными и растениями в естественной среде, является важным компонентом экологического обучения.
Методы экологического воспитания
Методы, которые могут быть использованы для экологического воспитания детей:
Словесные методы: беседы, рассказы, обсуждения, где воспитатель объясняет важные аспекты экологии.
Наглядные методы: использование иллюстраций, презентаций, видео о природе, животных и экологических проблемах.
Практические методы: участие в посадке деревьев, уход за растениями, участие в акциях по чистке территории и помощи животным.
Игровые методы: игры-симуляции, конкурсные задания, которые способствуют активному изучению окружающего мира.
Примеры экологических мероприятий
«Экологический праздник» — организация тематического дня, где дети могут участвовать в творческих мастерских, выставках работ, посвящённых природе, и конкурсах на лучшее знание экологии.
«День биоразнообразия» — знакомство детей с разными видами растений и животных, создание “мини-сада” в группе, где дети будут ухаживать за растениями и следить за их ростом.
«Уборка территории» — совместные акции по очистке двора или близлежащей территории, которые помогут детям осознать важность поддержания чистоты в окружающем мире.
«Создание кормушек для птиц» — дети могут своими руками делать кормушки и повесить их на деревья, что покажет заботу о животных и привлечет их к наблюдениям.
Роль воспитателя в экологическом воспитании
Воспитатель в дошкольном учреждении играет ключевую роль в процессе экологического воспитания. Его задача — не только передать знания, но и создать атмосферу, в которой дети будут мотивированы к изучению окружающего мира. Воспитатель должен быть активно вовлечен в процесс обучения, использовать современные технологии и подходы, а также делиться своим опытом и знаниями с детьми, чтобы пробудить в них интерес и желание заботиться о природе.
Экологическое воспитание в условиях дошкольного учреждения является необходимым условием для формирования у детей раннего возраста чувства ответственности за окружающий мир. Интеграция экологического образования в различные виды деятельности и использование разнообразных методов и форм работы позволят создать положительный опыт взаимодействия детей с природой.
Список литературы
Бауман Надежда Владимировна, Пережогина Ирина Викторовна Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения // Проблемы педагогики. 2017. №8 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-doshkolnogo-uchrezhdeniya
Казанцева Е. В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Вестник науки. 2019. №2 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-1
Насибуллина Эльмира Раильевна Система экологического образования как фактор развития детей в дошкольных образовательных организациях // БГЖ. 2018. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-ekologicheskogo-obrazovaniya-kak-faktor-razvitiya-detey-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah