Экологическое воспитание старших дошкольников в дошкольной образовательной организации
Автор: Ирина Наталья Владимировна
Данная работа это - экологическое воспитание детей к природе это - развивать интерес к растениям, животным, воспитывать бережное отношение к ним, пробуждать простейшие эстетические чувства. Экологическое воспитание ориентированно на основной вид деятельности дететей в данном возрасте. Все дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.
Экологическое воспитание старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Экологическое воспитание — это формирование у подрастающего поколения сознательного и бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание охватывает все сферы педагогической деятельности и должно начинаться в раннем детском возрасте. Оно имеет огромную важность, поскольку в настоящее время во всем мире наблюдается глобальный экологический кризис .
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радость и переживания, оставляет в них неизгладимые впечатления, формирует эстетические чувства. Каждому ребёнку совершенно необходимо чувство любви к природе, уважение ко всему живому, заботу о нём, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Пришла пора воспитывать детей в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой. Это и составляет основу экологического воспитания, направленности на формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Одна из задач дошкольного образования воспитывать у детей бережное отношение к природе. И начинать нужно с самого рождения. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, ему открываются новые просторы и новый взгляд на природу. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они просто погубят себя и всё что, их окружает. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Явления и объекты природы привлекают детей красотой и яркостью красок, разнообразий. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основываются его дальнейшие знания.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого и будущего придают большое значение природе как средству воспитания детей:
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, новые интересы, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Таким образом, проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого и будущего придают большое значение природе как средству воспитания детей: Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.
Мы занимаемся экологическим воспитанием и родителей. Для этого в родительский уголок помещаем консультации на экологические темы: «Растить любознательных», «Как отвечать на вопросы детей», «Методы, повышающие любознательную активность дошкольников», оформляем папки-передвижки. Родители активно участвуют в проведение развлечений, например, «Азбука безопасности». Планируем провести с родителями развлечение «Путешествие почемучек» в форме познавательной викторины, с целью активизировать и обогащать умение родителей осуществлять экологическое воспитание детей.
Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка.
Итак, в основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и окружающая среда, человек и окружающая среда.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.
Таким образом, экологическое воспитание - Это отношение к себе, как части природы, здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это умение созидательно взаимодействовать с природой.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, исследовательской деятельности: музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Работа с детьми предполагает продолжать развивать у детей интерес и бережное отношение к природе, желание помогать в уходе за животными и растениями, с помощью педагогов приучать кормить рыб, птиц, поливать растения Работа по экологическому воспитанию может быть как: Наблюдение ( на участке детского сада) за птицами (которые летают, и садятся на деревья на территории детского сада), также учить детей замечать и называть явления природы например, идёт дождь, снег, светит солнышко.
Я думаю что наша работа педагогов поможет, не только дать знания о природе, о том, что человек - часть природы, но и научит детей правильно взаимодействовать с окружающим миром.