Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром | Дмитриенко Юлия Никаноровна. Работа №345011. Номер работы: №345011

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с окружающим миром. Рассматриваются основные цели и задачи экологического воспитания, его роль в формировании у детей бережного отношения к природе и осознанного восприятия экологических проблем. Приводятся методы и формы работы, которые способствуют развитию экологического сознания и ответственности у дошкольников. Особое внимание уделяется важности создания благоприятной образовательной среды для изучения природы, а также привлечению родителей к процессу экологического воспитания.

Ключевые слова: экологическое воспитание, старший дошкольный возраст, окружающий мир, природа, экологическое сознание, образовательная среда, дошкольное образование.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

 

Дмитриенко Юлия Никаноровна,

воспитатель МБДОУ "Детский сад №138" г. Нижний Новгород

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с окружающим миром. Рассматриваются основные цели и задачи экологического воспитания, его роль в формировании у детей бережного отношения к природе и осознанного восприятия экологических проблем. Приводятся методы и формы работы, которые способствуют развитию экологического сознания и ответственности у дошкольников. Особое внимание уделяется важности создания благоприятной образовательной среды для изучения природы, а также привлечению родителей к процессу экологического воспитания.

Ключевые слова: экологическое воспитание, старший дошкольный возраст, окружающий мир, природа, экологическое сознание, образовательная среда, дошкольное образование.

 

Воспитание экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста приобретает всё большее значение в современном мире. Экологические проблемы и изменения климата становятся одной из наиболее обсуждаемых тем на международном уровне, и необходимость осознанного отношения к природе актуальна не только для взрослых, но и для подрастающего поколения. В дошкольном возрасте дети очень восприимчивы к знаниям, и поэтому именно в этот период важно формировать у них базовые представления о природе и её сохранении, развивая у них чувство ответственности за окружающий мир.

Задача экологического воспитания состоит не только в том, чтобы дать детям знания о природе, но и сформировать у них эмоционально-положительное отношение к ней, развить уважение и бережное отношение к живым существам, ресурсам и планете в целом. Экологическое воспитание тесно связано с нравственным, поскольку учит детей гуманности, ответственности и заботе о мире, в котором мы живем.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте играет важную роль в формировании осознанного и ответственного отношения к природе и окружающему миру. Этот процесс включает в себя не только получение знаний о природе, но и развитие эмоциональной привязанности к ней. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры, которые будут сопровождать ребёнка на протяжении всей его жизни.

Задачи экологического воспитания на этапе дошкольного образования включают:

1. Формирование первоначальных экологических знаний: Дети знакомятся с природой через непосредственное наблюдение за растениями, животными, погодными явлениями, изучают основные процессы, происходящие в природе (смена времён года, рост растений, поведение животных).

2. Развитие эмоционального отношения к природе: Важно, чтобы у детей появилось эмоциональное восприятие окружающего мира. Они должны научиться любить и ценить природу, восхищаться её красотой, чувствовать ответственность за её сохранение.

3. Формирование экологически грамотного поведения: Дети должны освоить базовые принципы экологического поведения, такие как бережное отношение к растениям, животным, экономия природных ресурсов (вода, электричество) и необходимость поддержания чистоты окружающей среды.

4. Развитие исследовательского интереса: Воспитание интереса к окружающему миру и желание изучать природу способствует развитию познавательной активности детей, что, в свою очередь, формирует у них навыки самостоятельного экологического наблюдения и исследования.

Экологическое воспитание на этом этапе базируется на создании у детей устойчивого мотивационного фона: дети должны видеть, что их действия действительно могут изменить окружающий мир к лучшему. Например, посадка деревьев, участие в уборке территории или забота о домашних животных — это конкретные шаги, которые формируют экологически осознанное поведение.

Экологическое воспитание дошкольников требует разнообразия форм и методов работы, чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным. Рассмотрим основные из них:

1. Наблюдение за природой

Наблюдение — это основной метод экологического воспитания, позволяющий детям напрямую взаимодействовать с природой. Через наблюдение дети учатся понимать взаимосвязи в природе, замечают изменения в поведении животных, растений и погодных явлений.

Примеры наблюдений:

- наблюдение за сезонными изменениями в природе;

- исследование жизненного цикла растений (посадка семян, наблюдение за их ростом);

- наблюдение за поведением птиц или насекомых.

2. Экологические экскурсии и прогулки

Прогулки на свежем воздухе и экскурсии в природные зоны (парки, леса, озера) позволяют детям не только расширить свои знания о природе, но и увидеть её красоту воочию. В процессе таких мероприятий дети могут познакомиться с разными видами растений и животных, а также узнать, как люди могут помогать природе, защищая её от загрязнений.

Во время экскурсий воспитатель может организовать беседы о том, почему важно заботиться о природе, как человек влияет на неё, и как мы можем исправить вред, наносимый экосистемам.

3. Трудовая деятельность в природе

Активное участие в практической деятельности помогает детям лучше осознать важность сохранения природы. Это могут быть такие виды деятельности, как:

- посадка деревьев, кустарников, цветов;

- уход за растениями (полив, рыхление почвы);

- уборка территории (сбор мусора в парках или на детской площадке).

Эти мероприятия способствуют формированию у детей навыков экологически грамотного поведения, учат их ответственности и заботе о природе.

4. Художественная деятельность на экологические темы

Рисование, лепка, создание поделок из природных материалов помогают детям выразить свои эмоции и впечатления от природы. Художественная деятельность также способствует закреплению знаний о природных объектах и явлениях.

Пример: изготовление аппликаций или поделок из осенних листьев, желудей и шишек развивает у детей навыки работы с природными материалами, а также формирует у них эстетическое восприятие окружающего мира.

5. Чтение и рассказывание экологических сказок и рассказов

Сказки и рассказы о природе помогают детям воспринимать экологические проблемы через литературные образы. Они учат дошкольников сочувствовать животным, бережно относиться к растениям и уважать природу.

В процессе чтения можно обсуждать с детьми поведение героев, разбирать, как те заботились о природе или, наоборот, причиняли ей вред. Важно подчеркивать, что каждый из нас может стать «другом природы», если будет её беречь и защищать.

6. Экспериментальная деятельность

Опытно-экспериментальная деятельность играет важную роль в экологическом воспитании. Например, дети могут проводить простые эксперименты по выращиванию растений в разных условиях (свет, тень, регулярный и нерегулярный полив). Это помогает им лучше понять влияние человека на природу и необходимость заботы о ней.

Эксперименты развивают у детей аналитическое мышление и способность делать выводы на основе собственных наблюдений.

7. Интерактивные игры и экологические викторины

Игры — это ещё один эффективный способ экологического воспитания. Они помогают детям закрепить полученные знания и навыки в непринуждённой форме. Например, можно организовать игры на тему сортировки мусора или викторины по животным и растениям.

Игры способствуют развитию у детей командного взаимодействия, учат их работать вместе для достижения общей цели и принимать экологически грамотные решения.

Для успешного экологического воспитания необходимо создать соответствующую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у детей интереса к природе и экологическому мышлению.

1. Экологические уголки в группе

В каждой группе детского сада можно организовать «экологический уголок», где будут представлены растения, аквариумы с рыбками, гербарии или коллекции природных материалов. Это позволит детям ежедневно взаимодействовать с природой, наблюдать за её объектами и ухаживать за ними.

2. Зеленые зоны на территории детского сада

Важно, чтобы территория детского сада была обустроена таким образом, чтобы дети могли проводить время на свежем воздухе, ухаживать за растениями, изучать их в естественной среде. Для этого можно создать небольшие садики, где дети сами будут выращивать растения, следить за их ростом и развитием.

3. Внедрение экологических проектов

Воспитатели могут инициировать экологические проекты, в которых участвуют дети, родители и сотрудники детского сада. Например, проект по посадке деревьев на территории детского сада или участие в городских акциях по уборке парковых зон. Совместные действия помогут сформировать у детей осознание значимости экологических мероприятий и их вклада в общее дело.

Экологическое воспитание должно продолжаться не только в стенах детского сада, но и в семье. Родители играют важную роль в формировании у детей экологической культуры, и их вовлечение в этот процесс имеет большое значение.

1. Совместные прогулки на природу

Родители могут организовывать с детьми семейные прогулки в лес, парки или к озеру. Во время таких прогулок важно обращать внимание детей на растения, животных, учить их наблюдать за природой, не нарушая её равновесие.

2. Экологически грамотное поведение дома

Родители могут привлекать детей к сортировке мусора, экономии воды и электричества, использовать в быту экологически чистые средства. Эти простые действия помогут детям понять, что забота о природе начинается с повседневных привычек.

3. Участие в экологических акциях

Семьи могут принимать участие в экологических мероприятиях, таких как субботники, посадка деревьев или очистка рек и парков. Важно, чтобы ребёнок видел, что его родители тоже заботятся о природе и принимают активное участие в её сохранении.

В заключение можно отметить, что экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста — это важный элемент формирования экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. В процессе знакомства с природой дети развивают не только свои познавательные способности, но и чувство ответственности за её сохранение.Разнообразные методы и формы работы, такие как наблюдения, игры, экологические проекты и творческая деятельность, способствуют формированию у детей экологического сознания и любви к природе. Важно также привлекать родителей к процессу экологического воспитания, чтобы оно было эффективным как в детском саду, так и в домашней среде.Таким образом, создание условий для экологического воспитания в дошкольных учреждениях и в семье способствует воспитанию осознанных и ответственных граждан, способных заботиться о будущем нашей планеты.

 

Список литературы

 

1.Акимова, Е. В. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / Е. В. Акимова, Л. В. Комиссарова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 10-12.

2.Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте : учебник для вузов / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024.

3.Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: учебник для среднего профессионального образования / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×