Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного кр | Давыдова Евгения Сергеевна. Работа №345462
Аннотация. В статье рассматривается важность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края. Экологическое воспитание способствует формированию у детей экологической культуры, а также помогает развить осознание связи человека с природой. Описаны основные методы и приемы работы воспитателя, направленные на воспитание у детей любви и бережного отношения к природе. Приведены примеры использования природного материала и организации наблюдений за объектами природы.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, природа родного края, экологическая культура, окружающая среда, воспитание бережного отношения.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края
Давыдова Евгения Сергеевна, воспитатель
МДОУ Детский сад «Звёздочка» пгт. Курорт-Дарасун Карымского района
Аннотация. В статье рассматривается важность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края. Экологическое воспитание способствует формированию у детей экологической культуры, а также помогает развить осознание связи человека с природой. Описаны основные методы и приемы работы воспитателя, направленные на воспитание у детей любви и бережного отношения к природе. Приведены примеры использования природного материала и организации наблюдений за объектами природы.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, природа родного края, экологическая культура, окружающая среда, воспитание бережного отношения.
Одной из актуальных задач дошкольного образования является формирование у детей основ экологической культуры и бережного отношения к окружающему миру. На этапе старшего дошкольного возраста дети активно развивают свое мировосприятие, приобретают знания о природе, ее обитателях и явлениях. Именно в этот период закладываются основы ответственного поведения по отношению к окружающей среде, что делает экологическое воспитание неотъемлемой частью образовательного процесса.
Особую значимость приобретает знакомство детей с природой родного края, так как это позволяет развить у ребенка чувство принадлежности к своему региону, понимание уникальности его природных ресурсов и необходимость их защиты. Природа родного края, будь то леса, реки, луга или горы, становится для детей источником познания мира, объектом наблюдения и вдохновения. Дети не просто изучают растения и животных, они учатся чувствовать и понимать природу, осознавать свою роль в сохранении ее красоты и разнообразия.
Воспитатели могут использовать разнообразные формы работы для экологического воспитания, начиная с наблюдений и экскурсий на природу, и заканчивая тематическими занятиями и играми. Одним из наиболее действенных методов является организация прогулок на свежем воздухе, где дети имеют возможность наблюдать за изменениями в природе в разные времена года. Например, осенью можно проводить наблюдения за листопадом, рассказывать детям о причинах этого явления, давать задания на поиск и сбор разноцветных листьев для создания поделок. Зимой — обсуждать особенности зимней спячки животных и рассказывать о том, как растения и деревья переживают холода.
Кроме того, важным элементом экологического воспитания является использование природного материала в творческих и образовательных занятиях. Листья, шишки, ветки, камни, перья — всё это можно использовать для создания поделок, рисунков или аппликаций. Например, дети могут сделать осенние панно из листьев, создавая изображения деревьев или животных. Такие занятия развивают не только творческие способности, но и экологическое сознание, так как дети учатся бережно относиться к природным материалам и осознавать их ценность.
Одним из важных приемов является организация экскурсий в парки, леса, на реки или к озерам. Дети на практике наблюдают, как обитают животные, какие растения растут в их регионе, как они изменяются в зависимости от сезона. Во время таких экскурсий важно не просто давать детям информацию, но и побуждать их задавать вопросы, рассуждать, находить ответы совместно с педагогом. Например, во время экскурсии к лесу можно обсудить с детьми, почему важно не оставлять мусор в лесу, какие животные могут пострадать от этого и как можно помочь природе.
Также на занятиях можно использовать дидактические игры экологической направленности, которые способствуют лучшему усвоению материала. Например, игра «Кто где живет?» помогает детям узнать, какие животные и растения обитают в разных природных зонах, а также развить навыки классификации. Играя, дети закрепляют знания о природе, учатся отличать полезное поведение от вредного. Другая полезная игра — «Экологический светофор», где детям предлагаются различные ситуации (например, пикник в лесу, загрязнение водоема, спасение птенца), и они должны решить, какое поведение будет правильным в этих ситуациях.
Большое внимание в процессе экологического воспитания следует уделять развитию эмоциональной сферы ребенка. Через рассказы, сказки и стихи о природе можно формировать у детей чувство эмпатии и ответственности за живые существа. Например, чтение рассказов о животных, которые сталкиваются с трудностями из-за человеческой небрежности, может вызвать у детей сопереживание и желание помогать природе. Такое воспитание чувств — важная часть экологического образования, так как оно помогает детям осознавать не только рациональные, но и эмоциональные аспекты взаимодействия с окружающей средой.
Кроме того, воспитатели могут развивать у детей старшего дошкольного возраста навыки экологического поведения через участие в акциях и проектах. Например, организация коллективных мероприятий, таких как посадка деревьев или уборка территории, помогает детям почувствовать свою причастность к охране природы. Важно, чтобы такие мероприятия сопровождались обсуждением значимости тех или иных действий, что поможет детям глубже осознать важность бережного отношения к природе.
Таким образом, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края — это комплексная работа, которая включает в себя наблюдения, экскурсии, игры, творческие задания и воспитание чувства ответственности за окружающий мир. Основная задача воспитателя заключается в том, чтобы не только дать детям знания о природе, но и сформировать у них личностную мотивацию к заботе о ней. Именно так можно заложить основы экологической культуры, которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни.
Список литературы
Антонов В.П.,
Кольчикова
Н.В. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2019. №27. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/puti-i-sredstva-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-vospitaniya-doshkolnikov
(дата обращения: 01
.
10
.2024).
Борокина
В.А.,
Ханова
Т.Г. Особенности формирования познавательного отношения детей к природе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnogo-otnosheniya-detey-k-prirode
(дата обращения:
01
.
10
.2024).
Елецкая Н.М. Экологическое воспитание дошкольников посредством развития познавательного интереса к природе / Н. М. Елецкая, С. С. Зайцева. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 205-207. — URL:
https://moluch.ru/archive/433/94980/
(дата обращения:
01
.
10
.2024).