Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром | Козлова Светлана Петровна. Работа №345806. Номер работы: №345806
Аннотация. В статье рассмотрены аспекты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром. Особое внимание уделяется значению формирования у детей экологической культуры, осознанного отношения к природе и окружающей среде. Автор анализирует методы педагогического воздействия, направленные на развитие у детей понимания взаимосвязей в природе, а также ответственности за её сохранение.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольное образование, дети старшего дошкольного возраста, окружающий мир, природа, ответственность, экологическая культура, взаимодействие с природой.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Козлова Светлана Петровна, воспитатель
ФКДОУ «Детский сад №143» Минобороны России г. Саратов
Аннотация. В статье рассмотрены аспекты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром. Особое внимание уделяется значению формирования у детей экологической культуры, осознанного отношения к природе и окружающей среде. Автор анализирует методы педагогического воздействия, направленные на развитие у детей понимания взаимосвязей в природе, а также ответственности за её сохранение.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольное образование, дети старшего дошкольного возраста, окружающий мир, природа, ответственность, экологическая культура, взаимодействие с природой.
Современные тенденции в области дошкольного образования подчёркивают важность экологического воспитания как неотъемлемой части развития личности ребёнка. На этапе старшего дошкольного возраста дети начинают осознавать себя как часть окружающего мира, что создаёт благоприятные условия для формирования у них осознанного и ответственного отношения к природе. Экологическое воспитание в этом возрасте должно быть направлено на развитие экологической культуры — системы знаний, навыков и убеждений, которые позволяют ребёнку не только понимать законы природы, но и стремиться сохранять её, уважительно относиться к живым существам и окружающей среде.
Знакомство детей с окружающим миром, в том числе через непосредственное взаимодействие с природой, является важным элементом образовательного процесса в дошкольном учреждении. В процессе наблюдений за природными явлениями, растениями и животными дети развивают навыки анализа и синтеза, учатся находить взаимосвязи и осознавать важность каждого элемента в экосистеме. Таким образом, экологическое воспитание становится неотъемлемой частью формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств и ответственности за сохранение окружающего мира.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности, связанные с возрастными возможностями и интересами детей. В этом возрасте дети проявляют повышенное любопытство к окружающему миру, стремятся исследовать его и находить ответы на свои вопросы. Это создаёт идеальные условия для формирования у них основ экологической культуры.
Экологическое воспитание начинается с формирования у детей элементарных представлений о природе, её разнообразии и ценности. Важно, чтобы воспитатель объяснял детям значимость каждого живого существа и природного явления, показывая им, что всё в природе взаимосвязано. На основе этих представлений у детей формируется уважение к природе, осознание её уязвимости и необходимости её защиты.
Педагогическая задача заключается в том, чтобы воспитать у детей способность не только наблюдать природу, но и понимать её законы, взаимодействовать с ней на уровне практических действий, направленных на сохранение окружающей среды. Для этого используются разнообразные формы работы, включающие наблюдения, эксперименты, прогулки на природе, а также беседы и творческие занятия, направленные на осмысление увиденного.
Знакомство с природой и её особенностями способствует развитию у детей ответственности за свои поступки и отношения к окружающему миру. Понимание того, что природа нуждается в защите, что человек может как способствовать её сохранению, так и разрушать её, становится важным шагом на пути формирования экологически ответственной личности.
Одним из ключевых аспектов экологического воспитания является взаимодействие детей с окружающей природой. Прямой контакт с природой позволяет детям лучше осознавать её ценность, формирует эмоциональную привязанность к окружающему миру, что является важной основой для дальнейшего развития экологической культуры.
Наблюдения за природными объектами и явлениями являются эффективным средством для формирования у детей экологических знаний. Например, наблюдая за изменениями в природе в разные времена года, дети учатся осознавать цикличность природных процессов, взаимосвязь между различными элементами экосистемы. Это помогает им понять, что каждый элемент природы важен и его разрушение может привести к нарушению всей системы.
Прогулки и экскурсии на природу предоставляют детям возможность непосредственно взаимодействовать с окружающим миром. Во время таких занятий дети не только получают новые знания, но и учатся бережному отношению к природе. Важно, чтобы воспитатель на каждом этапе таких занятий акцентировал внимание детей на том, как важно сохранять природу, не вредить растениям и животным, не оставлять мусор в природных зонах.
Эксперименты и наблюдения, проводимые в условиях дошкольного учреждения, помогают детям на практике осознать взаимосвязь между действиями человека и состоянием окружающей среды. Например, посадка растений и уход за ними способствуют развитию у детей ответственности и заботливого отношения к природе. В процессе наблюдений за ростом растений дети учатся понимать, как важно бережно относиться к живым существам, и осознают значимость каждого элемента природной среды.
Творческая деятельность также является важным инструментом для экологического воспитания. Через рисование, лепку, аппликации дети могут выразить своё восприятие природы, своё отношение к ней. Эти виды деятельности способствуют развитию у детей эстетического восприятия природы, учат их видеть её красоту и гармонию, что также помогает формировать у них уважительное отношение к окружающему миру.
Важную роль в процессе экологического воспитания играет педагог. Он должен не только передавать детям знания о природе, но и формировать у них эмоциональное отношение к окружающему миру, развивать у детей чувство ответственности за его сохранение. Воспитатель, являясь примером для детей, должен демонстрировать собственное бережное отношение к природе, что способствует формированию у детей аналогичных ценностей.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста является важным аспектом их общего развития. Знакомство с окружающим миром через наблюдения, эксперименты и творческую деятельность помогает формировать у детей основы экологической культуры, включая осознанное отношение к природе и понимание её хрупкости. Воспитание экологической ответственности способствует развитию у детей чувства сопричастности к окружающему миру и осознанию важности охраны природы. Роль педагога заключается в том, чтобы поддерживать и направлять этот процесс, используя разнообразные методы, способствующие гармоничному развитию личности ребёнка в контексте экологической культуры.
Список литературы
1. Букина В. О. Пространство детского сада: познание, экология [Текст] / В. О. Букина, А. Русаков, Т. Лапкина. — М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016. — 128 с.
2. Трофимова К. В. Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности / К. В. Трофимова, О. А. Брендель, Ж. А. Романова, Г. П. Юргенсон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 271-275.