Экологическое воспитание дошкольников посредствам проектирования дома и ДОУ | Зубко Наталья Викторовна. Работа №338783
Любовь к природе - великое чувство. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе, и практические умения, направленные на охрану природы. Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период развития.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение - детский сад общеразвивающего вида №6
ст. Калининской
«Экологическое воспитание дошкольников посредствам проектирования дома и ДОУ»
Воспитатель:
Зубко Наталья Викторовна
Экологическое воспитание дошкольников посредствам проектирования дома и ДОУ.
"В природе все одно с другим связано,
и нет в ней ничего случайного.
И если выйдет случайное явление –
ищи в нем руку человека. "
Михаил Пришвин
Любовь к природе - великое чувство. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе, и практические умения, направленные на охрану природы. Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период развития.
Чтобы воспитать экологически грамотного дошкольника я в своей работе использую технологию проектирования. Используя ее я для себя поставила такие цели и задачи:
Цель- воспитания экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии.
Основными задачами моей работы экологического воспитания дошкольников являются:
- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
- Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.
- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, ведь для того, чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, в моей работе это тесное взаимодействие с родителями, личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь детского сада. Моя деятельность в нашем ДОУ реализуется через особые тематические проекты, которые направлены на работу, как с педагога, так и с детьми. Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями воспитанников.
Чтобы достичь результатов в своей проектной деятельности я проводила:
Наблюдения, беседы и экологические экскурсии по экологической тропе, созданной на территории ДОУ.
Образовательная деятельность, включение экологической тематики во все виды деятельности.
Создание слайд-шоу и презентаций об охране природы;
Познавательное чтение, просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания, способствующее получению новых, уточнению имеющихся знаний о природе.
Продуктивная деятельность; создание экологических проектов и ООД; детское творчество на основе полученных впечатлений от природы или деятельности человека
Опыты и экспериментирование в ДОУ - практическая познавательная деятельность с объектами природы;
Речевая деятельность (вопросы, участие в беседе), обмен информацией, впечатлениями.
Выпуск Экологических сказок для детей совместно с родителями воспитанников;
Экологические, подвижные, дидактические игры, игры-путешествия;
Эколого-познавательные акции и праздники в ДОУ.
Экологический проект: «Эти удивительные муравьи…»
Цель работы: осуществить исследование на основе реальных наблюдений за жизнью муравьиной семьи; найти подтверждение теоретическим знаниям, приобретённым при изучении научно-популярной литературы; получить новые знания о строении муравейника, выяснить значение муравьёв для природы и человека.
Задачи: познакомиться с семейством муравьев; изучить особенности строения муравейника; узнать, какие виды муравьев существуют; проанализировать, какую пользу приносят муравьи растениям и человеку.
Использованы следующие методы исследования: метод наблюдения, анализ теоретической литературы и энциклопедических источников.
Экологический проект: «Осени чудеса»
Цель: формирование устойчивых представлений о характерных особенностях разных периодах осени (ранняя осень, «золотая осень», поздняя осень); систематизация знаний детей о последовательных изменениях, происходящих осенью в природе.
Экологический проект: «Комнатные растения»
Цель: развитие интереса к окружающему миру, формирование реалистических представлений о природе, расширение представлений и знаний о комнатных цветах и их свойствах, привитие ребенку внимательному и бережному отношению к природе.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому. На всю жизнь сохранят любовь к миру природы.
Результатом моего проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «Мы - маленькие хранители природы» были достигнуты следующие результаты:
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- появился интерес к явлениям и объектам природы;
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая мною работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.