Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экологическое воспитание дошкольников с ОВЗ | Лакомкина Елена Евгеньевна. Работа №348145

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматривается важность формирования экологической культуры и ответственности у детей с ОВЗ, а также специфические подходы и методы, которые могут быть использованы воспитателями в процессе обучения. Описываются практические рекомендации по организации экологических занятий, направленных на развитие у детей понимания окружающего мира и заботы о природе. Статья подчеркивает значимость инклюзивного подхода в экологическом воспитании, способствующего гармоничному развитию детей.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники с ОВЗ, природа, инклюзия, педагогические методы, развитие.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

 

Лакомкина Елена Евгеньевна, воспитатель

ГБОУ Школа 1528   г.Зеленоград

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматривается важность формирования экологической культуры и ответственности у детей с ОВЗ, а также специфические подходы и методы, которые могут быть использованы воспитателями в процессе обучения. Описываются практические рекомендации по организации экологических занятий, направленных на развитие у детей понимания окружающего мира и заботы о природе. Статья подчеркивает значимость инклюзивного подхода в экологическом воспитании, способствующего гармоничному развитию детей.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники с ОВЗ, природа, инклюзия, педагогические методы, развитие.

 

Экологическое воспитание становится все более актуальным в современных условиях, когда проблемы экологии и устойчивого развития выходят на первый план. Важно начинать формировать экологическую культуру с раннего возраста, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которым необходимо особое внимание и подход. Экологическое воспитание не только развивает у детей понимание природы, но и формирует навыки ответственного отношения к окружающей среде. В данной статье мы рассмотрим, как организовать экологическое воспитание дошкольников с ОВЗ, используя доступные методы и подходы.

Экологическое воспитание играет ключевую роль в формировании у детей осознанного отношения к природе:

Понимание взаимосвязей в природе. Дети учатся видеть природу как единое целое, понимать, как их действия влияют на окружающую среду.

Развитие ответственности. Формирование чувства ответственности за природу и ее ресурсы способствует осоз

нанию важности охраны окружающей среды.

Экологическое воспитание может способствовать социализации детей с ОВЗ:

Взаимодействие с окружающими. Участие в экологических мероприятиях помогает детям взаимодействовать с ровесниками и взрослыми, развивать коммуни

кативные навыки.

Развитие самодостаточности. Занятия на свежем воздухе способствуют развитию уверенности в себе и самостоятельности.

Рассмотрим методы экологического воспитания

1. Наглядные и практические методы. Дети лучше воспринимают информацию через практические занятия и наглядные материалы:

А) Экскурсии на природу. Прогулки в парке, лесу или на других природных территориях позволяют детям непосредственно взаимодействовать с окружающей средой.

Б) Работа с растениями и животными. Наблюдение за растениями и животными помогает развивать у детей любовь к природе и понимание экосистем.

2. Игровые методы. Игровые подходы являются одним из самых эффективных способов обучения:

А) Дидактические игры. Использование игр, связанных с экосистемами, животными и растениями, способствует формированию знаний о природе в доступной и увлекательной форме.

Б) Ролевые игры. Дети могут изображать роли животных или природных явлений, что развивает их креативность и позволяет глубже понять природу.

3. Интерактивные методы. Интерактивные занятия способствуют активному вовлечению детей в процесс обучения:

А) Проектная деятельность. Создание совместных проектов по экологии, например, «Наш сад» или «Берегите природу», способствует развитию командного духа и ответственности.

Б) Использование мультимедиа. Применение мультимедийных технологий, таких как видео и презентации о природе, делает занятия более интересными и информативными.

Практические рекомендации для воспитателей

1. Организация экологических занятий. Для успешного экологического воспитания необходимо продумывать структуру занятий:

А) Составление тематического плана. Включение в план занятий различных тем, связанных с природой, например, «Животные нашего края», «Смена времен года» и т.д.

Б) Использование разнообразных материалов. Используйте книги, картинки, интерактивные пособия для более наглядного объяснения тем.

2. Создание инклюзивной среды. Инклюзивная образовательная среда играет важную роль в развитии детей с ОВЗ:

А) Адаптация заданий. Задания и игры должны быть адаптированы в соответствии с возможностями детей, чтобы каждый мог участвовать и чувствовать себя включенным в процесс.

Б) Создание условий для взаимодействия. Способствуйте совместной деятельности детей с разными возможностями, организуя групповые занятия и проекты.

3. Вовлечение родителей. Родители играют важную роль в экологическом воспитании:

А) Проведение мастер-классов. Организуйте встречи и мастер-классы для родителей по экологии, где они смогут получить знания и навыки, которые могут применить дома.

Б) Совместные мероприятия. Устраивайте совместные экологические акции, такие как уборка территории или посадка деревьев, чтобы вовлечь родителей и детей.

Проанализируем примеры успешной практики

1. Проект «Эко-сад». В рамках этого проекта воспитатели организовали создание сада на территории детского сада. Дети не только учились ухаживать за растениями, но и узнали о важности экосистем и роли растений в природе.

2. Игра «Научимся беречь природу». Дети участвуют в игре, где им предлагается выполнять задания по охране природы, такие как сортировка мусора и уход за растениями. Это развивает у них понимание ответственности за окружающую среду.

3. Экологические экскурсии. Организация регулярных экскурсий в природные зоны позволяет детям увидеть и почувствовать природу. Воспитатели подготавливают занятия, связанные с тем, что дети могут увидеть и узнать во время прогулок.

В заключение можно отметить, что экологическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является важной составляющей их общего развития. Использование различных методов и подходов, таких как практические занятия, игровые методы и интерактивные проекты, способствует формированию у детей осознанного отношения к окружающей среде. Создание инклюзивной среды, вовлечение родителей и организация экологических мероприятий помогают развивать у детей чувство ответственности и заботы о природе. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, и их работа имеет значительное значение для формирования будущего поколения, способного жить в гармонии с окружающим миром.

Список литературы

Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольн

и

ков // Дошкольная педагогика. – 20

19

. – № 1. – С. 10-12.

Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду: сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е.

Чадова

. – М.: Айрис-пресс, 20

2

2. – 240

с

.

Яковлева, О. Б. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного

возраста

.-

М.:

Школьная

пресса

, 20

1

9. – 16 с

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×