Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРИРОДЕ | Юлия Сергеевна Килевая. Работа №329627

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: в статье рассматривается актуальность экологического воспитания старших дошкольников в природе, приводится анализ понятия «экологическое воспитание старших дошкольников в природе», выделены и охарактеризованы педагогические условия экологического воспитания старших дошкольников в природе.

Актуальность исследования. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современном обществе. И обусловлено это не только обостряющейся экологической обстановкой на планете, но и изменением отношения человека к природе. В прошлые столетия люди были тесно связаны с природой, они зависели от нее, их жизнь была подчинена законам и явлениям природы. С развитием промышленности, науки и техники ситуация несколько изменилась – человек научился контролировать многие процессы, происходящие в природе. Однако такой прогресс, помимо всех положительных моментов, имеет и отрицательную сторону, выражающуюся в ухудшении экологической обстановки на планете.

УДК 37.033

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРИРОДЕ

 

 

Аннотация: в статье рассматривается актуальность экологического воспитания старших дошкольников в природе, приводится анализ понятия «экологическое воспитание старших дошкольников в природе», выделены и охарактеризованы педагогические условия экологического воспитания старших дошкольников в природе.

Ключевые слова – экологическое воспитание, педагогические условия, старший дошкольник, природа.

 

Актуальность исследования. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современном обществе. И обусловлено это не только обостряющейся экологической обстановкой на планете, но и изменением отношения человека к природе. В прошлые столетия люди были тесно связаны с природой, они зависели от нее, их жизнь была подчинена законам и явлениям природы. С развитием промышленности, науки и техники ситуация несколько изменилась – человек научился контролировать многие процессы, происходящие в природе. Однако такой прогресс, помимо всех положительных моментов, имеет и отрицательную сторону, выражающуюся в ухудшении экологической обстановки на планете.

В настоящее время как отечественные, так и зарубежные экологи говорят о глобальном экологическом кризисе, который требует поиска инновационных путей его преодоления. Одним из способов решения этих проблем является экологическое воспитание и образование населения, формирование экологической культуры, которые необходимо начинать еще с раннего детства. Экологическое воспитание длится в течении всей жизни, но начинаться оно должно в дошкольном возрасте, когда у ребенка только лишь формируется отношение к окружающей его природе. Сензитивным возрастом в экологическом воспитании является старший дошкольный возраст, о чем упоминают в своих исследованиях многие философы и педагоги: Л. С. Выготский, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Б. Т. Лихачев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Г. П. Новикова и др. Именно в этом возрасте происходит становление произвольных психических процессов, которые способствуют формированию умения видеть, сопоставлять, сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать, что является очень важным в развитии экологически воспитанной личности. Одним из эффективных средств экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста признана непосредственно сама природа, организованная в ней деятельность, прямое общение ребенка с объектами животного и растительного мира и т.д. Однако, понимая важность экологического воспитания, к сожалению, не все педагоги могут создать благоприятные для этого условия, что и объясняет актуальность изучения педагогических условий экологического воспитания старших дошкольников в природе.

Цель исследования изучение педагогических условий экологического воспитания старших дошкольников в природе.

Основная часть. Теоретическое изучение проблемы экологического воспитания старших дошкольников в природе показало, что данный процесс наиболее эффективно организуется при создании благоприятных для этого педагогических условий. По мнению В. И. Андреева, педагогические условия представляют собой обстоятельства процесса обучения, являющиеся результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения для достижения конкретных дидактических целей [1]. Основываясь на приведенном определении, можно сказать, что педагогические условия экологического воспитания старших дошкольников в природе представляют собой комплекс условий, позволяющих эффективно формировать экологические представления и основы экологической культуры у старших дошкольников средствами природы. К педагогическим условиям экологического воспитания в природе также можно отнести совокупность материальных, образовательных возможностей и пространственной среды, повышающих эффективность педагогического процесса в сфере экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Изучение практического опыта экологического воспитания старших дошкольников в природе позволило выделить следующие педагогические условия обеспечения эффективности данного процесса:

создание предметно-пространственной развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении

и группе

, способствующей формированию ценностного отношения к природе,

желанию осуществлять природоохранную деятельность

. Среда, в которую органично включается мир природы, сама по себе оказывает сильное воздействие на детей в процессе их экологического воспитания

[

4

]

;

использование индивидуального подхода к экологическому воспитанию каждого дошкольника

средствами природы

, подразумевающее

учет индивидуального уровня освоения экологических представлений и знаний, темпа и скорости усвоения предлагаемого материала экологической направленности, предпочтений, интересов и потребностей детей

[

2

]

;

профессиональная готовность педагога к осуществлению экологического воспитания старших дошкольников

в природе

, предполагающая

педагогическое умение донести до сознания детей, что по отношению к природе человек – более сильная сторона, которая должна осуществлять покровительство, беречь и заботиться о природе

;

включение старших дошкольников в природоохранную

деятельность

,

подразумева

ющее

организацию различного труда детей в природе, в процессе которого эффективно воспитывается бережно-действенное отношение к природе, расширяется кругозор, создаются благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. В процессе трудовой деятельности в природе у

детей

формируются знания о растениях

, о животных

, о влиянии внешних условий и среды обитания на процесс зарождения, роста и развития жизни в природе

[

4

]

;

привлечение родителей и семей

старших

дошкольников к процессу экологического воспитания

детей в природе

.

Организуя разнообразные мероприятия экологической направленности, привлекая родителей к обустройству уголка природы в группе, внедряя совместный труд членов семьи и воспитанников в природе и т.д., взрослые не только способствуют более эффективному экологическому воспитанию детей, но и сами повышают свой уровень экологической культуры и воспитанности

[

3

]

.

Создание приведенных педагогических условий способствует более эффективной организации экологического воспитания старших дошкольников в природе.

Заключение. Создание благоприятных педагогических условий позволяет значительно повышать эффективность экологического воспитания старших дошкольников в природе. Среди наиболее важных условий можно выделить: создание благоприятной предметно-пространственной развивающей экологической среды, использование индивидуального подхода к экологическому воспитанию каждого дошкольника средствами природы, профессиональная готовность педагога к осуществлению экологического воспитания старших дошкольников в природе, включение старших дошкольников в природоохранную деятельность, привлечение родителей и семей старших дошкольников к процессу экологического воспитания детей в природе.

 

Список литературных источников

Андреев, В. И. Педагогика : Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2018. – 632 с.

Домбай, О. В. Модель реализации принципа индивидуализации в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения / О. В. Домбай // Проблемы педагогики. – 2016. – № 5 (16). – С. 30-34.

Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников : учебное пособие / С. Н. Николаева. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 255 с.

Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. Блок занятий «Я и Природа» / Н. А. Рыжова. – Москва :

Линка

-Пресс, 2017. – 192 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×