«Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни» | Сизова Алена Витальевна. Работа №324595
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них зависит её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них зависит её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Одна из задач нашего детского сада Экологическое воспитание дошкольников. Тема моего самообразования «Формирование экологической культуры дошкольников посредством сказок».
Для себя я поставила:
Цель: формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и к людям как к части природы, в сочетании с региональными компонентами.
Задачи:
• Расширять и углублять представления детей о природе
• Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности
• Обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой
• Расширение экологически ценных контактов детей с растениями и животными, объектами неживой природы
• Укрепление познавательного интереса, любви к природе, а также эстетических чувств.
Для успешного развития экологической культуры я уделяю большое внимание :
• Участию детей в экологических неделях, развлечениях
• Организации экологических развлечений и досугов
• Совместной деятельности детей и взрослых
• Проведению конкурсов и выставок
На территории детского сада растут деревья и кустарники, цветы и растения, в том числе и лекарственные растения. Это позволяет нам с детьми наглядно изучать :
• сезонные изменения в мире растений,
• виды и различая растений
• виды необходимого ухода за растениями
• значимость человека в мире растений
• свойства растений.
Для реализации поставленных задач в группе создан:
• «Уголок природы»
• Календарь природы
• Макеты (времена года, озеро, в деревне)
• альбомы для рассматривания (жилища, речные рыбы, домашние животные и их детеныши, растения)
• Гербарии
• Наборы природных материалов (виды почв, песок, камни, мел, шишки, фасоль.)
• Аудио записи с голосами птиц и животных, журчания воды, капели и т. д.
• Картотека экологических игр
• Выставка художественной и познавательной литературы
• Книжки-малышки (самодельные книги с экологическими сказками и вопросами к ним)
• Комнатные растения для наблюдения за ростом и процессом ухода за ними.
В холле детского сада есть зеленый уголок. Там дети знакомятся и наблюдают не только за разнообразными комнатными растениями, но и за рыбками. Походы с детьми в данный уголок вызывают множество положительных эмоций.
В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеет дидактические игры. Решая поставленные задачи, ребенок учится вычислять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
В нашем детском саду проводятся конкурсы для совместной работы детей с родителями «Диковины с грядки»(из овощей, «Необычное из необычного»(из бросового материала, «Конкур кормушек».
Родители с удовольствием принимают участие в конкурсах и выставках. Полученные дипломы и грамоты за совместную работу с ребенком прилагают в портфолио дошкольника.
Для работы с родителями я провожу :
• анкетирование, для выяснения уровня их понимания связанных с экологическим воспитанием
• Консультации (экологическая сказка в жизни ребенка, экология и ребенок и т. д)
• Тренинги и практикумы для расширения знаний родителей (Пальчиками играем- речь развиваем, лепка из необычного)
Для воспитателей нашего детского сада на педсовете я проводила консультацию на тему «Формирование экологической культуры дошкольников посредством сказок». Так же я давала мастер класс по изготовлению книжек-малышек с экологическими сказками.
Для решения задач экологического воспитания я использую такую литературу, как:
• Николаева С. Н. «Юный эколог»
• Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой
• Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
• Дрязгунова В. И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями
• Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх
• и др.
Закончить свое выступление хотелось бы словами М. М. Пришвин «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу – значит охранять Родину».
Я считаю, что богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – это наша задача и долг.