Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни в ДОУ | Долгова Ирина Юрьевна. Работа №345399

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы экологического воспитания дошкольников в рамках их повседневной жизни в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Экологическое воспитание способствует формированию у детей ответственного отношения к природе и окружающей среде, развивает у них чувство заботы и бережного отношения к ресурсам. Описаны методы, направленные на развитие экологической культуры детей посредством их повседневных действий и участия в природоохранных мероприятиях.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, окружающая среда, экологическая культура, педагогическая поддержка, природоохранные мероприятия.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИХ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ В ДОУ

 

Долгова Ирина Юрьевна, воспитатель

МБДОУ Лаишевский детский сад «Березка» г. Лаишево

Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы экологического воспитания дошкольников в рамках их повседневной жизни в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Экологическое воспитание способствует формированию у детей ответственного отношения к природе и окружающей среде, развивает у них чувство заботы и бережного отношения к ресурсам. Описаны методы, направленные на развитие экологической культуры детей посредством их повседневных действий и участия в природоохранных мероприятиях.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, окружающая среда, экологическая культура, педагогическая поддержка, природоохранные мероприятия.

 

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте является важным элементом общей системы воспитания и образования, направленным на формирование у детей осознанного отношения к окружающей среде. В современном мире проблемы экологии и защиты природы требуют внимания с самых ранних лет, и важность экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях невозможно переоценить. Именно в этот период у детей закладываются первые представления о природе, её значении для жизни человека, а также формируются основы экологической культуры. В рамках статьи рассматривается роль дошкольных образовательных учреждений в процессе экологического воспитания детей через их повседневную деятельность.

Одним из ключевых аспектов экологического воспитания является интеграция экологических знаний и навыков в повседневную жизнь дошкольников. Каждый день ребёнок сталкивается с окружающей природой: он видит деревья, цветы, животных, воду и воздух. Однако, чтобы развить у детей осознанное отношение к этим элементам природы, важно правильно направлять их восприятие и действия. Воспитатель играет ключевую роль в том, чтобы обратить внимание ребёнка на красоту и важность природы, а также научить его заботиться о ней.

Благодаря таким повседневным действиям, как уход за растениями в группе, кормление птиц или наблюдение за изменениями в природе, дети начинают понимать, что окружающая среда требует внимания и бережного отношения. Это помогает им осознать, что природа нуждается в защите, а человек несёт ответственность за её сохранение. Таким образом, повседневные действия становятся важным инструментом воспитания экологической сознательности и формируют у детей положительное отношение к природе.

Педагогическая поддержка является ключевым фактором успешного формирования у детей экологической культуры. Воспитатель должен не только объяснять детям важность бережного отношения к природе, но и сам быть примером такого отношения. Личный пример взрослого помогает детям лучше усваивать экологические нормы и перенимать их в свою повседневную жизнь. Педагог должен регулярно организовывать занятия, направленные на развитие у детей экологических знаний, а также проводить наблюдения и беседы, которые способствуют формированию у детей интереса к природе.

Особое значение имеет включение экологических знаний в ежедневные образовательные мероприятия. Например, прогулки на свежем воздухе могут стать прекрасной возможностью для того, чтобы обратить внимание детей на различные природные явления, такие как смена времен года, рост растений или поведение животных. Важно, чтобы педагог помогал детям формировать связи между их повседневной жизнью и природой, объясняя, как их действия могут влиять на окружающую среду. Таким образом, у детей постепенно формируется понимание взаимосвязи человека и природы, что становится основой их экологического сознания.

Одним из наиболее эффективных методов экологического воспитания является организация практических занятий, в рамках которых дети могут непосредственно взаимодействовать с природой. Такие занятия могут включать уход за растениями в группе, создание мини-садов, участие в акциях по уборке территории или другие виды природоохранной деятельности. Эти мероприятия не только способствуют формированию у детей ответственного отношения к окружающей среде, но и развивают у них чувство коллективной ответственности за чистоту и сохранение природы.

Педагог может также использовать игровые методы, которые позволяют детям легче усваивать экологические знания и навыки. В рамках игр дети могут учиться сортировать мусор, заботиться о животных, следить за чистотой воды и воздуха. Игровая форма занятий помогает детям лучше понимать, как они могут внести свой вклад в сохранение природы через свои действия в повседневной жизни. Важно, чтобы воспитатель создавал такие ситуации, в которых дети могли бы самостоятельно принимать решения и оценивать последствия своих действий для окружающей среды.

Также значительную роль в экологическом воспитании играет использование литературных произведений, рассказов и стихов, которые пробуждают у детей интерес к природе и помогают им лучше осознать её ценность. Через художественные образы дети начинают воспринимать природу как что-то живое и нуждающееся в заботе. Это способствует формированию у них эмоциональной связи с природой, которая является важной составляющей экологической культуры.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни является важной частью их общего воспитания и образования. Через ежедневные действия, наблюдения и педагогическую поддержку дети начинают осознавать значение природы и развивают у себя бережное отношение к ней. Педагог играет ключевую роль в этом процессе, направляя внимание детей на важность экологических знаний и показывая своим примером, как можно заботиться о природе. Таким образом, экологическое воспитание становится важным инструментом формирования у детей экологической культуры, которая будет определять их поведение и отношение к окружающей среде на протяжении всей жизни.

 

Список литературы

1. Грецкая Ю. П. Концепции экологического воспитания по С. Н. Николаевой / Ю. П. Грецкая // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 37-39.

2. Мойсей Т. А. Экологическое воспитание как одно из современных направлений в дошкольном образовании / Т. А. Мойсей, А. А. Токарев // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 238-240.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×