Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экологическое воспитание дошкольников | Мой кабинет. Работа №345367. Номер работы: №345367

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше внимания.

Начало 21 века стало переломным для нашей планеты. Безграмотная деятельность человека в природе привела к природным и техногенным катастрофам, появлению новых болезней, вымиранию некоторых видов животных, рыб. Именно теперь на краю экологической катастрофы человечество должно возвратить природе все долги.

Старкова Инна Юрьевна

Воспитатель

МКДОУ д/с №421

Г. Новосибирск

Экологическое воспитание дошкольников.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше внимания.

Начало 21 века стало переломным для нашей планеты. Безграмотная деятельность человека в природе привела к природным и техногенным катастрофам, появлению новых болезней, вымиранию некоторых видов животных, рыб. Именно теперь на краю экологической катастрофы человечество должно возвратить природе все долги.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Важность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка-это период его бурного роста и интенсивного развития, период постоянного физического и психического возмужания, начало становления личности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщить им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (А.А. Быстров, А.М. Степанова, О. Иогансон.)

В 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.

Например: программа А. Вересова «Мы земляне», Е. Рылеевой «Открой себя», Н.А. Авдеевой, Г.Б. Степановой «Жизнь вокруг нас», Ж.П. Васякиной-Новиковой «Паутинка», Н.А. Рыжовой «Наш дом- природа», С. Николаевой «Юный эколог».

Для решения задач экологического воспитания я в своей работе опираюсь на следующие программы: "Юный эколог" С. Н. Николаевой, "Открой себя" Е.В. Рылеевой.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.

Работа с детьми.

Дети сельской местности находятся в более выигрышном положении по отношению к детям городов, особенно мегаполисов. Они живут в непосредственной близости к природе, трудятся в ней вместе со взрослыми, наблюдают ее. Поэтому, перед педагогами городских дошкольных учреждении стоит задача создать соответственную образовательную среду.

В нашей группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда. Создан уголок «Зеленая аптека».
На территории ДОУ имеется экологическая тропа. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья, кустарники разных пород. Также имеется старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление " солдатиков". На одном старом тополе- гнездо.

В нашем детском саду разбит обширный огород, построена теплица. Мы с детьми выращиваем кабачки, тыквы, патиссоны. Дети учатся ухаживать за растениями, наблюдают за их развитием.

В огороде разбита грядка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка. На этих растениях обитают разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты мы посещали много раз, особенно в разные сезоны года.

На тропе мы проводили: наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с детьми наблюдали, рассматривали, обсуждали, анализировали и т. д. Свои впечатления об увиденном они выражали на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

На участке группы мною обустроен небольшой пруд. На его примере мы с детьми наблюдаем за водными растениями, жуками плавунцами. Наблюдаем за тем, как меняется микроклимат у пруда в жаркую погоду.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами использовали опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям.

Часто на занятиях использовали художественную литературу о природе .Она глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф.Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие.

Мною проводятся викторины,  интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани природу", "День птиц", "Подводное царство".

Работа с родителями.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). .

Наши родители приняли активное участие в работе над проектом «Береза».

Родители выучили с детьми стихи о березе, нарисовали с детьми любимую березку. А мы с детьми рассматривали березу на территории ДОУ, наблюдали за сезонными изменениями. Образ березки как символ России закрепили на занятиях по ИЗО, музыкальных.

Совместно с родителями в группе организован экологический музей «Морские раковины». Дети привозили раковины из путешествий, вместе с родителями находили их названия.

Взаимосвязь со специалистами.

Осуществляя проектную деятельность, я часто привлекаю специалистов нашего детского сада. Мы отражаем в рисунках свои наблюдения, опыты. Музыкальный руководитель подбирает нам музыкальное сопровождение для занятий.

Дети смотрят на мир широко открытыми глазами. Все смелее и смелее вглядываются они в пеструю картину большого мира. Задача родителей и воспитателей подвести детей к пониманию того ,что мы вместе и каждый из нас в ответе за Землю.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×