Экологическое воспитание дошкольников | Юрина Татьяна Ивановна. Работа №304418. Номер работы: №304418
Цель: дать детям представление об образе жизни барсука, его приспособленности, к природным условиям.
Задачи:
Учить понимать зависимость между внешним видом, средой обитания и образом жизни животного. Закрепить знания о животном мире, Красной книге. Ввести в активный словарь детей слова: барсук, миролюбивый. Развивать мышление, любознательность. Воспитывать интерес к природе.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти
Интересней приключения
Нам, ребята не найти.
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем,
Может быть в лесу осеннем
Чудеса, друзья найдем!
Конспект НОД «Знакомство с барсуком».
Подготовил воспитатель: Юрина Т.И.
Цель: дать детям представление об образе жизни барсука, его приспособленности, к природным условиям.
Задачи:
Учить понимать зависимость между внешним видом, средой обитания и образом жизни животного.
Закрепить знания о животном мире, Красной книге.
Ввести в активный словарь детей слова: барсук, миролюбивый.
Развивать мышление, любознательность.
Воспитывать интерес к природе.
Ход занятия.
Воспитатель: В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти
Интересней приключения
Нам, ребята не найти.
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем,
Может быть в лесу осеннем
Чудеса, друзья найдем!
- Ребята, как мы будем вести себя в лесу? (не шуметь, тихо, не кричать)
- Почему? (напугаем животных)
-А какое сейчас время года? (осень)
-Что сейчас делают животные? (готовятся к зиме)
-А каких животных вы знаете, которые готовятся к спячке? (медведь)
Но есть же еще животные, которые зимой спят. Давайте я вам прочитаю рассказ, а вы послушаете и скажите, о каком животном в нем говорится.
Рассказ Скребицкого «Всяк по-своему».
Уже наступил вечер, заяц добрался до глухого оврага. Там он остановился и чутко прислушался. Вниз по оврагу с лёгким шумом то и дело скатывались небольшие комочки земли. Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это барсук хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался. - Здравствуй, косой, - ответил барсук. - Ты всё скачешь? Ну сядь, посиди. Ух, и устал я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.
- А зачем ты её выгребаешь? - поинтересовался зайчишка.
- К зиме нору чищу, чтобы просторней была. Вычищу, потом моху, опавшей листвы туда натаскаю, устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полёживай.
- А мне белка советовала к зиме гнездо устроить, - сказал заяц.
- Не слушай её, - махнул лапой барсук. - Это она у птиц научилась на деревьях гнёзда вить. Пустое занятие. Зверям нужно в норе жить. Вот так, как я живу. Помоги мне лучше прорыть запасные выходы из норы. Устроим всё, как нужно, заберёмся в нору, вместе зимовать будем.
- Нет, я не умею нору копать, - ответил зайчишка. - Да и сидеть под землёй в норе не смогу, я там задохнусь. Лучше под кустиком отдыхать.
- Вот мороз тебе скоро покажет, как под кустиком отдыхать! сердито ответил барсук. - Ну, не желаешь мне помогать, тогда беги куда хочешь. Не мешай мне жилище устраивать.
(Георгий Алексеевич Скребицкий)
- Кто же хозяин этой норы? (барсук)
- Это барсук. Характер у этого зверька миролюбивый.
Барсук – тихое и молчаливое создание. Услышать его трудно, разве что
изредка барсук произнесет: фыр-фыр-фыр! Это значит – барсук злится, готов
вступить в бой. Попробуйте повторить: фыр-фыр-фыр. Довольный барсук
хрюкает: хыр-хыр-хыр. Попробуйте похрюкать по-барсучьему: хыр-хыр-хыр.
Загнанный в тупик барсук издает страшный рев. Только при поисках пищи
слышно бормотание или сопение.
Барсук красивый, крупный зверь величиной со среднюю собаку с серебристо-серой жесткой шерстью, с белыми и чёрными полосками на мордочке. Тело барсука вытянутое, голова узкая, чтобы было удобно пролазить в норе.
Просмотр презентации.
- Как вы думаете, а чем сейчас, осенью, занят барсук? (носит в нору листья, траву)
- К осени барсуки нагуливают жир – готовятся к зиме. Подкожным жиром барсук будет питаться во время зимней «спячки», запасами из кладовой - когда проснется весной.
Зимой барсук впадает в зимнюю спячку.
- Осенью в свою кладовую барсук таскает семена, желуди. Запасается кореньями. Он всеяден. В его меню грибы, ягоды, зеленые части растений. Барсуки ловко ловят ящериц. Лягушек. Грызунов. Могут питаться рыбой. Личинками майского жука.
- Как вы считаете барсук полезное животное? Почему вы так решили? Чем он питается? (барсуки едят мышей, личинок жука)
Можно сделать вывод барсуки полезные животные, они уничтожают вредителей леса- грызунов, личинок майского жука.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Барсук вышел погулять
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот бежит он вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Барсук маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер он среди травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
Барсук занесен в Красную книгу. Что это значит? К сожалению, барсук стал
настолько редким животным, что был занесен в Красную Книгу. А все из-за
дорогого целебного жира барсука, которым с незапамятных времен лечили
людей и животных. Теперь барсуки охраняются законом, они нуждаются в
нашей защите, чтобы не исчезнуть совсем с нашей Земли.
Пальчиковая гимнастика «Нора»
Быстро пальчиком вращаем
И сильнее нажимаем.
Если долго так крутить,
И нору можно прорыть.
Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и другую сторону. Затем тоже самое проделывают левой рукой.
Сегодня мы узнали много нового о барсуках. И давайте теперь каждый раскрасит своего барсука. Вы сегодня очень постарались, и нашему барсуку теперь не будет скучно, потому что теперь у него много новых друзей.