Экологическое воспитание дошкольников ☼☼☼ | Надежкина Ирина Александровна. Работа №223455
Автор: Надежкина Ирина Александровна
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с детства. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания мы воспитываем с ранних лет, т.к. дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.
Гипотеза:
Дать возможность через интеграцию всех видов деятельности сформировать у ребенка элементарные экологические знания и представления, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы.
Позволит расширить кругозор детей, интерес и любовь к родному краю.
Сформирует эстетическое отношение к окружающей действительности.
Окажет положительное влияние на всестороннее развитие детей, в том числе и на совершенствование вербальных способностей.
Способствует развитию креативных способностей у детей.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
Тема моего выступления: «Роль изоэкологического воспитания в формировании личности ребёнка».
Я считаю, что эта тема актуальна:
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Выдающийся педагог
В.А.Сухомлинский
придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с детства. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование
экокультуры
и природоохранного сознания мы воспитываем с ранних лет, т.к. дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.
Гипотеза:
Дать возможность через интеграцию всех видов деятельности сформировать у ребенка элементарные экологические знания и представления, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы.
Позволит расширить кругозор детей, интерес и любовь к родному краю.
Сформирует эстетическое отношение к окружающей действительности.
Окажет положительное влияние на всестороннее развитие детей, в том числе и на совершенствование вербальных способностей.
Способствует развитию креативных способностей у детей.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
Образовательные
-развивать интерес и любовь к родному краю;
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
-учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
Познавательные
-Развивать творческие и интеллектуальные способности, их речевую культуру.
-культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе.
Оздоровительные
-охранять и развивать здоровье детей
- учить детей правильно взаимодействовать с природой
Воспитательные
-воспитывать любовь к Родине и родному краю.
-формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы.
пропагандировать необходимость экологического воспитания детей среди родителей.
Средствами реализации задач, считаю:
Предметно-развивающая среда
Уголок природы. Природа-первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, а природа не наша раба. Мы её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями.
Что бы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства.
Уголок изодеятельности. Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством связано с яркими впечатлениями от окружающего мира. И очень важно, что бы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь.
Продуктивно-творческая деятельность
Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается мною в организованной деятельности по изобразительному искусству, где ребёнок получает возможность творить. В своей работе моё стремление направлено на то, что бы малыши как можно больше узнали об окружающем их природном мире и полюбили его.
Организованная деятельность направлена на их общее развитие - интеллектуальное, эстетическое, речевое. Главной задачей в своей работе – заложить первый камень в тот фундамент, в котором дети не только чувствовали красоту природы, но и стремились передать свои впечатления о ней в ярких и трогательных творческих работах.
Если мои дети:
- научатся находить в природе и на художественной палитре такие цветовые оттенки, существование которых до недавнего времени не подозревали даже вы сами;
- перестанут делить живых существ на полезных и вредных;
- станут воспринимать окружающий природный мир, как гармоничное единое целое и хотя бы на мгновение испытают ощущение нерасторжимости своей связи с ним, то это значит, что мой труд не пропал даром.
И конечно организованная деятельность направлена на экологическое воспитание.
Драматизация
Обретение детьми навыков художественного творчества рассматривается мною не столько, как самоцель, сколько как средство для выражения ребёнком своих эмоций, вызванных красотой залитого солнцем луга, теремка, парящей птицы,. Но для пробуждения в детских душах такого рода эмоций необходимо создание соответствующей атмосферы, здесь я использую драматизацию.
Проектная деятельность.
Существует многообразие средств экологического воспитания. Но, в настоящее время, одним из наиболее современных и эффективных форм является проектный метод. Как и любая творческая работа, работа над проектом позволяет решать проблему осуществления наглядности, доступности, научности. Способы её решения нам подсказывают игры, детские фантазии, неповторимое детское творчество.
Мною был разработан краткосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста «Времена года»
На примере растительного и животного мира леса, изменяющихся явлений природы и погодных условий и в зависимости от времени года знакомлю детей с цветовым многообразием, учу понимать значение цвета и использовать цвет в изобразительном творчестве. Развивая цветовосприятие
на примере связанного изменения природы, обращаю внимание детей на многообразие оттенков в природе.
Следующий проект долгосрочный для детей старшего дошкольного возраста
«Природа и фантазия».
Работа над этим проектом используем с детьми природный и бросовый материл.
Наблюдая за своими воспитанниками, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче.
Другой краткосрочный проект «Весёлый огород»
Я знакомлю детей с тем, как овощи живут, где растут, как развиваются. Рассматриваем с детьми семена и плоды, а в зимнее время года, на «Зимнем огороде на окне» дети наблюдают за ростом овощей. Каждую неделю делаем зарисовки ростков, потом вспоминаем, что было в начале и что произошло. Весной, на огороде дети сажают семена в грунт и наблюдают за их ростом, сравнивают на «Зимнем огороде» и что выросло на летнем.
Дополнительное образование.
В детском саду ведётся кружок «Чудеса природа», где я ввожу малышей в окружающий мир природы, что бы они каждый деть открывали в нём что то новое, что бы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы.
Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Я выступала на практической конференции в Мордовском Республиканском Институте Образования по проблеме «Формирование экологической культуры по средствам изобразительной деятельности».
Работа с родителями.
Результатом работы по воспитанию у дошкольников основ экологической культуры по средствам изобразительной деятельности является установленная тесная связь с родителями.
Одной из эффективных форм работы с семьёй является выставка детского рисунка. Моей целью было не просто устроить показ детских работ, а подарить детям праздник души, что бы радость заполнила их сердце, что бы каждый ребёнок осознал себя как личность, почувствовал результат своего труда, что бы частицу этой радости унёс с собой каждый, кто пришёл посмотреть детские работы: дети, родители, воспитатели. А так же с родителями была проведена консультация « Природа и художник», планируется провести праздник «В мире красок и мелодий».
Ра
бота с микросоциум
ом
.
Наш детский сад работает с театром Крошка, детской библиотекой им. Некрасова и краеведческим музеем имени Воронина.
Дидактический материал.
/ В своей работе использую следующий дидактический материал/
Мониторинг.
Мониторинг результатов диагностики уровня сформированной экологической культы по средствам изобразительных видов деятельности на начало 2011-2012 учебного года показал следующие результаты:
Высокий-22%
Средний-22%
Низкий-56%
Перспективы на буду
щее:
Продолжить свою работу с детьми и родителями по экологическому воспитанию и
изодеятельности
.
Использовать современные формы и методы работы с детьми (компьютер, проектор).
Продолжить работу по дополнительному образованию кружка «Чудеса природы»
Включить в план работы с родителями посещение музея изобразительных искусств им.
С.Д.Эрьзи
и библиотеки
им
.Н
екрасова
.
Управление образования
Администрация городского округа Саранск
МУ «Информационно-методический центр»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66»
Роль изоэкологического воспитания в формировании креативной личности дошкольника
Подготовила: воспитатель
I кв. категории
Надежкина И. А.
Саранск 2012 г.