Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экологическое воспитание как средство развития детей дошкольного возраста | Корбут Оксана Вячеславовна. Работа №344527

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста как важному аспекту их развития и формирования сознательного отношения к окружающей среде. Рассматриваются основные задачи экологического воспитания, его содержание и методы внедрения в образовательный процесс. Описание различных форм работы с детьми, таких как игры, экскурсии, проекты и занятия на свежем воздухе, демонстрирует, как экологическое воспитание может быть интегрировано в систему дошкольного образования. В статье также приводятся рекомендации для воспитателей по созданию позитивной экологической среды и вовлечению детей в активное знакомство с природой.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, развитие, окружающая среда, образовательный процесс, экологическая культура, активное обучение, природа.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Корбут Оксана Вячеславовна, воспитатель

МОУ СОШ №24 г.Подольск

Аннотация. Статья посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста как важному аспекту их развития и формирования сознательного отношения к окружающей среде. Рассматриваются основные задачи экологического воспитания, его содержание и методы внедрения в образовательный процесс. Описание различных форм работы с детьми, таких как игры, экскурсии, проекты и занятия на свежем воздухе, демонстрирует, как экологическое воспитание может быть интегрировано в систему дошкольного образования. В статье также приводятся рекомендации для воспитателей по созданию позитивной экологической среды и вовлечению детей в активное знакомство с природой.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, развитие, окружающая среда, образовательный процесс, экологическая культура, активное обучение, природа.

Современное образование ставит перед собой множество задач, одной из которых является формирование у детей сознательного отношения к окружающей среде и понимания их места в ней. Экологическое воспитание становится не только актуальной, но и необходимой частью образовательного процесса. Это связано с растущими угрозами для экосистемы и важностью раннего формирования у детей устойчивого интереса к природе и экологии. Данная статья рассматривает экологическое воспитание как средство комплексного развития детей дошкольного возраста, подчеркивая его значение для формирования экологической культуры и ответственного поведения по отношению к природе.

Экологическое воспитание охватывает не только знакомство детей с природой и ее закономерностями, но и формирование у них понимания их роли в охране окружающей среды и устойчивом использовании природных ресурсов. Дошкольный возраст – это период, когда у детей формируются основы личности, их ценностные ориентиры и представления о мире. Важно, чтобы в этот период у них развивалось чувство ответственности за окружающую среду, что может быть достигнуто через различные обучающие мероприятия и практическую деятельность.

Основными задачами экологического воспитания в дошкольных учреждениях являются:

Формирование знаний о природе: создание представлений о различных экосистемах, их компонентах и взаимодействиях.

Развитие эмоционального отношения к природе: воспитание любви и уважения к животным, растениям и природным ресурсам.

Воспитание ответственности: понимание ценности ресурсов и необходимость их защиты.

Развитие практических навыков: участие в акциях по благоустройству, уходу за растениями, заботе о животных.

Формирование здорового образа жизни: понимание пользы активного отдыха на природе и здорового питания.

Для эффективного внедрения экологического воспитания в образовательный процесс необходимо использовать разнообразные методы и формы работы с детьми. Это может включать:

Игровые методы. Игра является основным методом обучения в дошкольном возрасте. Экологические игры могут быть разнообразными:

Ролевые игры: дети могут изображать роли различных животных, растений или природных явлений, что позволяет им осваивать знания о природе через активное участие.

Настольные игры: такие как «Экологическая мозаика», где дети учатся сортировать мусор или восстанавливать природные экосистемы.

Экскурсии и контакт с природой. Прямое взаимодействие с природой является важной частью экологического воспитания:

Экскурсии в парки, леса, на природу: знакомство с местной экологией, наблюдение за изменениями в природе в разные времена года.

Опыт работы с растениями: создание цветников или огородов, уход за которыми развивает у детей чувства ответственности и заботы.

Проектная деятельность. Проекты — это отличный способ углубленного изучения экологических тем:

Совместные проекты: «Как мы можем помочь птицам зимой?» или «Создание цветника в нашем саду». Дети изучают проблемы, встречаются с экспертами (например, с экологами), учатся искать решения и реализовывать проекты на практике.

Творческая деятельность. Включение элементов творчества помогает развить у детей заинтересованность к экологическим проблемам:

Творческие работы: создание поделок из природных материалов, рисунков природы, написание рассказов о друзьях-животных помогает детям лучше осознать ценности экологии.

Важным аспектом успешного экологического воспитания является создание благоприятной экологической среды в самом детском учреждении. Это включает эко-дизайн пространства. Оформление группы должно способствовать экологическому воспитанию — использование натуральных и безопасных материалов, создание уголков природы, где дети могли бы наблюдать за растениями и маленькими животными.

Участие в акциях. Дошкольные учреждения могут активно участвовать в экологических акциях — «Чистый двор», «Посади дерево» и других, что также поможет формировать у детей коллективные ценности и ответственность.

Обучение родителей. Воспитатели могут организовать мастер-классы и семинары для родителей, чтобы они могли поддерживать экологическую тематику дома, демонстрируя примеры ответственного отношения к природе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это не только важная, но и неотъемлемая часть их общего развития. Формирование у дошкольников уважительного отношения к природе и понимания экосистемных процессов поможет вырастить поколение, готовое к ответственному отношению к окружающему миру. Внедрение активных методов обучения, проведение увлекательных экологических проектов и создание соответствующей образовательной среды способствует развитию экологической культуры у детей, что, безусловно, положительно отразится на будущем нашей планеты. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, и их работа в области экологического воспитания будет основой для становления сознательного и ответственного поколения.

Список литературы

Бауман Н.В., Пережогина И.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения // Проблемы педагогики. 2017. №8 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-doshkolnogo-uchrezhdeniya.

Тюмеева Г.Л., Богданова Т.Д, Олдвурова И.А. Формирование экологического воспитания дошкольников средствами игровой деятельности // StudNet. 2021. №5. URL:

https://cyberleninka.ru/article/

n/formirovanie-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-sredstvami-igrovoy-deyatelnosti.

Ханова Т.Г., Вялова Н.В. Роль экологической сказки в экологическом образовании детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ekologicheskoy-skazki-v-ekologicheskom-obrazovanii-detey-doshkolnogo-vozrasta.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×