Экологическое воспитание на уроках литературы | Елена Геннадьевна Матвеева. Работа №347809
Объектом исследования является человек. Человек и природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы.Цель данной работы: разработать систему уроков по литературе, которая будет способствовать экологическому воспитанию школьников.
Задачи работы:
1. Определить сущность и содержание понятия «экологическое воспитание».
На произведениях современной литературы XX века показать, что литература будит общественное сознание, призывая нас очнуться от беспечности, вдуматься в смысл отношений человека и природы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа №2 р.п. Новоспасское
(МОУ СШ №2 р.п. Новоспасское)
Экологическое воспитание на уроках литературы
Матвеева Е.Г.,
учитель русского языка и литературы
2017год.
Со второй половины XX в. наше общество стоит перед проблемой экологического воспитания, т.к. человек - единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. По мере развития цивилизации люди стали наступать на природу, вырубать леса и распахивать земли, осушать болота и взрывать горы. И в XX веке природный баланс был нарушен. Браконьерство, бесконтрольный отстрел животных и отлов рыбы привели к тому, что в лесах нет дичи, в реках и озерах - рыбы. Все против природы! И в настоящее время природа уже просит защиты - от деятельности человека. И чтобы ей помочь, надо проводить постоянную, целенаправленную работу с учащимися по экологическому воспитанию. Поэтому эта работа, я считаю, является актуальной в данное время. Вопросы экологии звучат во многих статьях разных авторов. Эту тему поднимает
А.В.Михеев, А.Ф. Смайкин.1
Объектом нашего исследования является человек. Человек и природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы.
Цель данной работы: разработать систему уроков по литературе, которая будет способствовать экологическому воспитанию школьников.
Задачи работы:
Определить сущность и содержание понятия «экологическое воспитание».
На произведениях современной литературы XX века показать, что литература будит общественное сознание, призывая нас очнуться от беспечности, вдуматься в смысл отношений человека и природы.
Разработать систему уроков по литературе, которая будет
способствовать экологическому воспитанию.
Если мы будем вести систематическую работу по экологическому воспитанию, то, наверное, нам все-таки удастся воспитать человека, заботящегося о родном крае, разумно и бережно относящегося к природным богатствам.
2.1. Экология
- слово недавнее, составленное из двух греческих слов:
«
oikos
»
-
дом, родина и
«
logos
»
- знание.
Экология
- домоведение, домознание.
2Экологическое воспитание - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Экологическое воспитание позволяет продемонстрировать связь человека с природой, результаты его воздействия на природу ближайшего окружения.
Проблема экологического воспитания поднимается не только на уроках литературы, но и на уроках биологии, химии. Но только художник слова, как никто другой, сможет «достучаться» до сердца каждого, ведь литература, в отличие от других предметов, - это образное восприятие, и обращена она, прежде всего, к душе человека. Формирование чувства Родины и воспитание любви к родной природе - одна из важнейших задач школьного курса литературы.
Но экологическое воспитание
-
понятие очень широкое. Кроме уроков литературы оно включает и уроки развития речи, и внеклассную работу. Большую роль в экологическом воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа в природных
условиях. Теоретические знания, полученные учеником, должны способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
В работе по экологическому воспитанию я использую практически все представленное в школьной программе творческое наследие поэтов и писателей XX века.
Так пятиклассники знакомятся со стихотворением Мережковского «Природа». После выразительного чтения стихов учащиеся размышляют над вопросом: какие явления
противопоставляются в 1 строфе.
В результате коллективной работы находим эти противопоставления:
а) зло, кровавая вражда - величавый чертог неба, прелесть цветущей земли;
б) наша кручина морщина - могучий таинственный лес, ясная лазурь небес.
В поэте постоянно жило желание подойти поближе к природе. Это желание, наверное, и породило стихи, которые отражают такое стремление.
В поэзии Игоря Северянина есть близкие детству стихи, которые мы с учащимися читаем ради звучания и нехитрой мысли о необходимости беречь природу, чувствовать близость к ней. После чтения стихотворения «В парке плакала девочка» задаю вопрос: почему отец простил дочери все обиды и шалости? Учащиеся легко находят ответ: потому что она умеет плакать о чужой боли, она умеет сострадать.
В 6 классе повесть М. Пришвина рассматривается мною, как начало темы русского леса в литературе, завершая которую в 11кл. при изучении на уроках внеклассного чтения романа JI Леонова
«Русский лес», мы постигаем глубину авторского обобщения «У нас, в России, лес за все в ответе...». Действие повести происходит в переславском крае в 1945 г., и я, стремясь приблизить ее содержание к восприятию ребят, рассказываю, как в конце войны и в первые послевоенные годы в пострадавшем крае женщины, оставшись одни с малыми детьми, без мужей, осенью шли в сосновый лес собирать хвою, чтобы протопить избу, а зимой в жгучий мороз возили из зарослей ольховника на санях дрова. Летом дети ходили в лес собирать грибы, яблоки. Таким образом, обращаясь к «Кладовой солнца», показываю, что Пришвин смотрит на природу не глазами случайного путешественника, а добрым взглядом рачительного хозяина. Мне очень дорога мысль Пришвина о том, что природа - общенародное достояние, источник красоты и нравственного здоровья. Знакомя ребят с этим произведением, стремлюсь, чтобы эта мысль стала дорога и им. Чтобы ощутить единство природы и человека, тесную неразрывную связь всего существующего на земле, необходим серьезный разговор. .
Вопросы к беседе:
Можно ли ели, сосны, ветер уподобить живым существам?
Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям?
Покажите, что чувства Пришвина согреты живым участием, что для него она имеет душу?
Наша цель будет достигнута, если ребята поймут, что для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа - друг, союзник. Если же человек только берет, он погубит сначала природу, а потом и себя. Читаем строки о полной гармонии, слитости человека с природой: «И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, лесами». В ходе нашей совместной работы ребята убедились в том, что богатства природы и ее красоту надо охранять и беречь, т.к., по мнению Пришвина, «охранять природу - значит охранять Родину».
«Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране...», - писал К. Паустовский. На уроках внеклассного чтения в бкл. мы знакомимся с книгой очерков «Мещерская сторона» К. Паустовского.
Именно в Мещерской стороне писатель впервые глубоко осознал, что значит любовь к своей земле.
Перед работой над произведением предлагаю детям подумать, о чем говорят, и что выражают записанные на доске слова: родная земля, родной край, милый сердцу край, отчий край.
Вопросы классу:
Что представляют в своем воображении, произнося их, люди, родившиеся на Кавказе, в Сибири, в степях Казахстана и других местах нашей Родины?
А в чем красота природы России, ее средней полосы? Умеем ли мы видеть и ценить эту красоту?
Ответом на эти вопросы и завершением вступительной беседы послужит стихотворение Рыленкова «Все в тающей дымке...», которое рисует обобщенный пейзаж нашей Родины. Эти стихи являются своеобразным «запевом» ко всей дальнейшей работе:
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки,
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает От беглого взора.
После чтения очерка «Леса» и его обсуждения учащиеся легко поняли, что Паустовский и всматривается, и вслушивается в природу. Если бы он этого не делал, он не написал бы «осторожное перепархивание птиц», ведь они перепархивают потому, что в лесу густо, летать там трудно, а перепархивать легко. А это можно заметить, если очень внимательно наблюдать за природой. Писатель вслушивается и слышит, как дрожат осиновые листочки, видит огоньки светлячков. Очерк «Мой дом» дает новые знания об авторе, знакомит с новым видом описаний - юмористическими характеристиками животных. Дети легко замечают, что Паустовский «очеловечивает» поведение животных, наделяет их человеческими чувствами и переживаниями, и делает он это любя их. «Очеловеченные» характеры живых существ передаются детьми в словесных рисунках. После совместной работы над этим очерком дети сделали вывод, что Паустовский был очень наблюдательным и умел открывать глаза на прекрасный окружающий мир. Он пишет о животных с чувством юмора, сравнивает их с людьми. «Ведь в действительности не могут же коты играть в волейбол и просить пощады. Видно, что Паустовский очень любит животных»,- говорят учащиеся.
Последний очерк «Бескорыстие» особенно важен для осознания главной темы, главной мысли «Мещерской стороны»: любовь к родному краю возникает в каждом, кто зорко всматривается в окружающий мир и открывает его красоту и разнообразие жизни. Эта любовь становится большим и сильным чувством любви к Родине. После чтения очерка коллективно работаем над уяснением смысла его названия, благодаря чему дети разделяют чувства автора.
В результате совместной работы над очерками Паустовского, учащиеся приходят к выводу, что природа не сразу открывает все свои тайны. Природу нашей Родины надо любить, уважать и понимать так же, как Родину. Ребята прекрасно поняли, что беглый, равнодушный взгляд не откроет скромной красоты нашей родной земли: лишь вглядевшись и вслушавшись в окружающее, можно увидеть необыкновенную прелесть и очарование лугов, озер и рек, а увидев, можно беззаветно полюбить свой край - родную землю.
Продолжает гуманистические традиции русской классики в цикле рассказов «Конь с розовой гривой» В. Астафьев. После знакомства с рассказом Ф. Абрамова «О чем плачут лошади» в 7кл. на уроке внеклассного чтения мы с учащимися читаем рассказ «Зачем я убил коростеля?». Этот рассказ автобиографичен. Это признание взрослого человека в давнем детском поступке: глупой и жесткой мальчишеской забаве - охоте на живое с палкой, рогаткой.
Учащиеся замечают, что, должно быть, игра эта передается мальчишкам с кровью далеких предков, бесчисленные поколения которых добывали пищу, охотясь на зверя, птицу. Инстинкт, когда- то спасительный для человеческого рода, утратил ныне свой смысл, сделался врагом природы и самого человека. Подчинившись ему, герой рассказа однажды в детстве догнал и захлестал насмерть раненую, плохо бегающую птицу. Отвечая на вопрос: в чем смысл заглавия рассказа, учащиеся говорят, что сердца героя хватило, чтобы понять всю жестокость своего поступка, ужаснуться себе, азартно бьющему плетью по беззащитному существу. Этот запоздалый ужас и преследует его всю дальнейшую жизнь мучительным вопросом, вынесенным в заглавие рассказа.
Продолжая работу по
экологическому
воспитанию на уроках литературы в 11 кл., пытаюсь еще раз донести до учащихся, что природа — само совершенство. В ней все взаимосвязано, все уравновешено. Но если нарушить природный баланс, то может случиться беда. Человек сам - продукт природы, поэтому находится с ней в вечной взаимосвязи. По мере развития цивилизации люди стали наступать на природу: вырубать леса и распахивать земли, осушать болота и взрывать горы. В XX веке природный баланс был нарушен. Браконьерство, бесконтрольный отстрел животных и отлов рыбы привели к тому, что в лесах нет дичи, в реках и озерах рыбы.
И вовсе не легко и не просто бывает сразу припомнить аналогичные в современной прозе картины варварского надругательства, кощунственного глумления над природой, которые потрясали бы так мощно, как в романе Ч. Айтматова «Плаха». Об этом романе мы и ведем разговор с учащимися. Особенно ужасает .десятиклассников словцо «мясосдача», для пополнения которой «в конце последнего квартала определяющего года» и осуществлено чудовищное насилие, кровавое побоище, прокатившееся по Моюнкумской саванне, как «сплошная черная река дикого ужаса...». В результате работы над текстом романа учащиеся пришли к выводу, что разбой, вандализм, учиненные в Моюнкумах - результат не неразумия, а преднамеренного преступления, на которое осознанно идут не полуграмотные дилетанты, а вполне цивилизованные калифы на час, чья козырная ставка на сиюминутную выгоду выдает мертвую хватку хищников.
Что им вечность, если миг позволяет урвать больше? И что душа, когда не о ней печаль, а о престижной карьере? Сказано же до них: гори все синим пламенем. И мы с учащимися видим, как разгорается пламя на многих сотнях и тысячах гектаров вокруг озера Алдаш: древние камыши мешают подъездным путям к открытой горнорудной разработке редкого сырья. «Пожару дали старт посреди ночи. Обработанные воспламеняющимся веществом, камыши вспыхнули как порох». И в этом огне погибает почти весь выводок волчицы Акбары. Но гибель камышовых джунглей, животных, птиц никого не остановит, если речь идет о дефицитном сырье. И никого из учащихся не оставила равнодушным предфинальная картина романа - гибель маленького Кенджеша, унесенного волчицей Акбарой, как месть природы за нарушенное равновесие, утраченную гармонию. Суд природы над людьми страшен, жесток, беспощаден.
Эту же тему поднимает Вл. Высоцкий в стихотворении «Охота с вертолетов». Чтением этого стихотворения мы и завершаем с одиннадцатиклассниками разговор о варварском надругательстве над природой.
Мы ползли, по-собачьи хвосты подобрав,
К небесам удивленные морды задрав:
Либо с неба возмездье на нас пролилось,
Либо света конец - и в мозгах перекос...
Только били нас в рост из железных стрекоз.
Кровью вымокли мы под свинцовым дождем - И смирились, решив: все равно не уйдем.
Животами горячими плавили снег.
Эту бойню затеял - не бог - Человек !
Улетающих - в лет, убегающих - в бег ...
Изучая творчество С. Есенина в 11 классе, стараюсь подвести учащихся к тому, что природа у него - это вечная красота и гармония мира. Природа нежно и заботливо врачует людские души, снимая напряжение земных перегрузок.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруде,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Говорим о том, что Есенин самозабвенно любит деревню. Он видит поэзию деревенской жизни, красоту людей труда. Мир природы не только наполнен красками, звуками, но и одушевлен - травы, деревья говорят на понятном поэту языке: «нежно охает солома». Учащиеся находят выразительные сравнения: «заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот», «по пруду лебедем красным плывет тихий закат». Поэт по-крестьянски смотрит на мир; жадно вглядывается в обновляющуюся весной природу, с трепетом ожидает восход солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари.
При дальнейшем знакомстве с поэзией Есенина выпускники замечают, что поэт ощущает и себя частицей природы, он очень любит животных и посвящает им много стихов: «Песнь о собаке»,
«Корова», «Лисица» - не просто стихи о животных, это стихи и о жестокости человека, о вине его перед «собратьями нашими меньшими». Говоря о них, класс получает вопросы:
Как поэт передает силу материнского чувства в стих.
«Песнь о собаке»?
Как автор показывает действия хозяина?
Какими метафорами усиливается ужас от свершившегося?
В ходе нашего совместного разговора ребята убедились, что стихи Есенина учат любить, жалеть все живое, живущее, заботиться о «братьях наших меньших», учат любить и хранить мир земной красоты. И если раньше им просто нравились мелодичные, быстро запоминающиеся стихи поэта о красоте природы, то сейчас они поняли, насколько они серьезны и проблематичны.
Литература в своем движении во времени все более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе Земли, на которой мы живем. Если в творчестве писателей XIX в. мы видим не нарушаемую гармонию человека и природы, выступающих как единое целое (Тютчев, Фет, Никитин), то уже в творчестве Пришвина появляются тревожные ноты. Они усиливаются в произведениях Солоухина, призывающего не к иждивенчеству, а к сотрудничеству с природой, и доходят до обостренной, звенящей высоты в «Царь - рыбе» Астафьева В., главная мысль которой в том, что гибель природы из-за вмешательства человека ведет к гибели самого человека; человек, который губит природу, губит, прежде всего, себя. Говорим с учащимися о том, что нельзя любить
родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. И то, что мы порою принимаем за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможно бережное отношение к природе, активность человека в ее защите, сохранении и приумножении ее богатств.3
Говоря о воздействии человека на окружающую природу в 11 классе, я провожу семинар «Человек и природа» по произведениям современной литературы. Учащиеся знакомятся с произведениями В. Астафьева «Царь-рыба», Ч. Айтматова «Белый пароход», В. Распутина «Прощание с Матерой» (см. Приложение 2 ).
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что возможности литературы, и в частности литературы XX века, в решении проблемы экологического воспитания велики. Мы используем урок литературы, чтобы показать учащимся гражданский смысл поэтического чувства природы в литературе, решаем задачу бережного отношения к природе, и на этой основе идет экологическое воспитание учащихся. Художники слова помогают подвести учащихся к осознанию того, что только человек несет ответственность за судьбу своей Земли, помогают вызвать озабоченность и тревогу за состояние природы. А наше неравнодушие к проблеме экологического воспитания позволяет надеяться на то, что мы не потеряем доверенное нам поколение, что литература поможет воспитывать активных защитников природы.
Но в рамках нашей темы есть еще много произведений, поднимающих данную проблему, проблему экологического воспитания, и в будущем мы будем постоянно возвращаться к этой теме. «...Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо,»- сказал М. Пришвин.4 В это зеркало надо учиться смотреть самому, научить видеть в нем себя и других. Тогда станут ближе, роднее слова Тютчева:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Цель, поставленную в работе, мы достигли.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Ярошенко В.А. Экспедиция «Живая вода», - М.: Молодая гвардия, 1989 г.
Литература в школе. М.: Просвещение, № 1, 1990, -с. 104
В судьбе природы - наша судьба. М.: Худ. лит. 1990,-с. 331
Литература в школе. М.: Просвещение, № 4, 1990, с.99
Литература в школе. М.: Просвещение, № 5, 1990, с.95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Семинар « За круглым столом ».
« Человек и природа »
( по произведениям современной советской литературы ) Т Д Ц (триединая дидактическая цель).
На произведениях современных советских писателей показать, что литература, искусство будит общественное сознание, призывая нас очнуться от беспечности, оглянуться вокруг себя, вдуматься в смысл отношений человека и природы.
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (сравнение, обобщение).
Способствовать развитию речи у каждого ученика, развитию
познавательных интересов. ,
ПРОЕКТ ПОДГОТОВКИ УРОКА.
Оформление высказываний писателей о природе.
Стихи любимых поэтов о природе (самост.)
Рассказы с описанием природы у Пришвина.
Стих. «Мудрый лось».
Оформление выставки книг «Человек и природа».
Фотовыставка «Природа нашего края».
Выставка рисунков «Мой любимый уголок природы»
Подбор газетных и журнальных статей об отношении человека к природе.
Чтение произведений:
Астафьев «Царь-рыба»,
В. Распутин «Прощание с Матерой»
Ч. Айтматов «Белый пароход»
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА.
Высказывания о природе:
а) Образование только развивает нравственные силы человека, но не дает их: человеку дает их природа.
В.Г. Белинский.
б) Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный университет».
JI. Леонов.
в) Неужели может среди обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе, должно, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра.
Л. Толстой.
Фотовыставка.
Выставка рисунков «Любимый уголок природы».
Грамзапись: С. Беликов «Родник»,
В. Астафьев отрывок из «Царь - рыбы»,
гр. «Любэ» «Не рубите дерева»,
В. Леонтьев «Наедине со всеми».
Выставка книг: что можно прочитать по данной теме:
а) М. Пришвин «Глаза земли», «Рассказы».
б) Сб. «Отеческая земля».
в) К. Паустовский «Михайловские рощи».
г) Михеев, сб. «Охрана природы».
д) Захлебный «Книга для чтения по охране природы».
е) Г. Троепольский «Белый Бим черное ухо».
ЛИТЕРАТУРА.
В. Астафьев «Царь - рыба».
В. Распутин «Прощание с Матерой».
Ч. Айтматов «Белый пароход».
М. Пришвин «Рассказы».
С. Есенин Стихи.
Сб. «Охрана природы».
Семинар «За круглым столом»
« ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» ( по произведениям современной советской литературы).
Содержание обучения
Методический инструментарий.
30 ‘
И
L
1
Г
с
л
I
(
I
Г
(
Вступительное слово учителя.
Земля... Какая она? Земля всегда увлекала [еловека своим вечным возрождением, :руговоротом весен и зим. Ему хотелось аглянуть, а что там, за зарей, лесом, лугом. Дне хочется начать наш урок-семинар трочками из стих. С. Есенина:
Яблоневым цветом брызжется Душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради бога, научите меня,
Научите меня, и я что угодно сделаю, Чтобы звенеть в человечьем саду.
/ С. Есенина была своя концепция человека, сонечно, поэтическая. Есть два гуманизма. Здин из них ставит человека в центр бытия, юлает его венцом природы. Во имя этого уманизма мы, тысячелетиями боролись с 1риродой. Но постепенно выяснялось, что )сушенные торфяники самовозгораются,
Сообщение учителем темы урока, цели, представить «корреспондентов» журналов «Экология и экономика», «Экология и биология».
3*
Содержание обучения
Методический инструментарий.
что море - это не просто громадное водное пространство, но и целый организм, живущий по своим законам, не всегда совпадающим с человеческими целями. Поэтому в мире образовался гуманизм, более уважающий жизнь, который утверждает, что, коли природа создала человека, значит, он не царь и не раб, а всего лишь дитя ее. Эту истину глубже, чем другие поэты, знал С. Есенин. Ведь мы покоряли природу, а поэт твердил:
Милые березовые чащи,
Ты земля, и Вы, равнин пески,
И зверье, как братьев наших меньших Никогда не бил по голове.
И сейчас В. Распутин, В. Астафьев взывают к милосердию по отношению к природе, к «братьям нашим меньшим». Но такое отношение к природе (когда человек взывает к помощи) существовало не всегда, а лишь последние 10-15 лет. А до этого поэты и писатели восхищались красотой родной природы.
Приведите примеры, когда писатели и поэты в своих произведениях лишь восхищаются красотой природы.
Методический инструментарий.
Да, мы дети природы, часть ее, плоть ее. Об этом говорит, Ч. Айтматов в своей повести «Белый пароход».
Слово группе читателей, защитников природы в повести «Белый пароход».
Слово «корреспондентам» журналов
Учитель. Песня в исполнении С. Беликова положила начало разговору о каком произведении ?
Уничтожается, уходит под воду замечательный остров Матера. Это неизбежно, потому что, ниже него, на Ангаре, будет построена огромная плотина, которая поднимет воду для
Стих. «Мудрый лось», чтение наизусть легенды о рогатой Матери - Оленихе.
Основные вопросы.
Как Вы понимаете легенду о рогатой матери - Оленихе.
Почему мальчик уплыл рыбой?
Охарактеризуйте позиции Орозкула, Молчун, самого автора.
Ваше впечатление о повести. Что вызвало волнение, что запомнилось?
Грамзапись С. Беликов «Родник».
Содержание обучения
работы могучей гидроэлектростанции. И это уничтожение природы сочетается с неразумным уничтожением всего
человеческого на Матере. Страшно, по- варварски разоряются могилы на кладбище. С каким-то сладострастием поджигаются дома, в которых прошла жизнь поколений. А
^противостоит этому трагическому действу лишь царский листвень, которого ни огонь, ни топор не берет.
Слово читателям - защитникам повести Распутина «Прощание с Матерой».
Слово «корреспонденту» журнала
Содержание обучения
Вывод. Повестью В. Распутин утверждает, что природа - основа человеческой жизни и несмотря ни на что люди принадлежат природе. Столкновение природы и человека он рассматривает как нравственный конфликт в самом человеке. Именно поэтому природа у писателя представлена не как внешняя сила, а неотвратимый судья.
Взявшись за эту тему, Распутин увидел тугой узел важных проблем в жизни человека. Он озабочен тем, чтобы в процессе преобразования природы «не источилась совесть», не была «потрачена душа», чтобы человеческое не выветрилось в человеке.
34
Содержание обучения
Методический инструментарий.
30 ‘
Слово учителя. Восприятие природы как матери рода человеческого забылось, уходило в гень. И появилось понятие: человек - царь природы. В. Астафьев возвращает наше сознание к гетевскому тезису «природа всегда 1рава». Выявляя взаимоотношения между 1еловеком и природой, писатель всегда утверждает: «Справедлива, мудра, терпелива iania природа». На этой почве возникает новое обобщение. Многоликие главы повествования объединяются ключевым образом царь - рыбы - огромного существа , обитающего в глубинных юдах, от имени самой поруганной природы вершащего строгий суд.
Мы видим, как природа наделяет такими человеческими качествами, как боль, страдание.
Содержание обучения
Слово «корреспонденту».
Методический инструментарий.
Основные вопросы.
1.. Почему являясь частью природы, человек противостоит ей как сила?
В чем же трагизм отношений Человека и природы в этой повести?
Каков приговор браконьерству, как преступлению перед Природой и Человеком?
Вывод. При всей важности проблем экологии, Ьхраны природы, поднимаемых астафьевским повествованием, оно, прежде всего, заставляет думать над тем, что происходит с человеком. Природа на страницах повести выступает как мера красоты и гармонии, как символ жизни и вечности.
Слово «корреспондентам»
А в вашем районе, какова экологическая обстановка? Делается ли что-нибудь для того, чтобы помочь природе?
Как вы думаете, может ли литература
сегодня помочь человеку стать богаче, чище, добрее?
Содержание обучения
Методический инструментарий.
Вывод. Если люди плохо относятся друг к другу, они и о природе не подумают. Тут связь прямая, неразрывная. Поэтому и говорим об экологии духа, экологии культуры, экологии
Ьовести. Совести, которая предполагает
i
бережное отношение к окружающей среде. Если человек пытается властвовать над Ьриродой, он принадлежит ей кровью и плотью.
Эб этом с вами наедине говорит поэт и певец 3. Леонтьев.
Вспомните, с чего мы начали наш разговор, как прошли по кольцу и закончили тем же.
«Что такое земля?» - Это колыбель человека.
Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.
Грамзапись В. Леонтьев «Наедине со всеми».
V
См. Ярошенко В. Экспедиция «Живая вода», М., Молодая гвардия, 1989 г., с.9.
Литература в школе, - М.: Просвещение, 1990, -с. 121
” Литература в школе, М., Просвещение, 1992 , № 3-4, с.74
А.Ф. Смайкин. «С любовью к природе», Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984 А.В. Михеев, ст. «Охрана природы», М., Просвещение, 1990 г.