Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности. (из опыта работы) | Мой кабинет. Работа №340381
Низкий уровень экологического образования, отсутствие экологического подхода к формированию сознания, привели к кризисному состоянию экономики и природной среды, к развитию потребительского отношения к природе, ухудшению здоровья человека. Поэтому сегодня особенно остро встает вопрос экологического воспитания и развития учащихся, формирования у них научного мировоззрения и нравственных основ, которые являются социально – значимыми качествами личности. Охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. В силу этого экологическое воспитание и образование должно осуществляться с раннего детства.
Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности. (из опыта работы)
Учитель биологии: Осипова Валентина Николаевна, МОБУ «Рыбкинская СОШ», Оренбургская область Новосергиевский район, с.Рыбкино, 2024
Низкий уровень экологического образования, отсутствие экологического подхода к формированию сознания, привели к кризисному состоянию экономики и природной среды, к развитию потребительского отношения к природе, ухудшению здоровья человека. Поэтому сегодня особенно остро встает вопрос экологического воспитания и развития учащихся, формирования у них научного мировоззрения и нравственных основ, которые являются социально – значимыми качествами личности. Охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. В силу этого экологическое воспитание и образование должно осуществляться с раннего детства.
Под экологическим воспитанием понимают составную часть воспитания, направленную на овладение учащимися экологических знаний, формирование экологического мышления и умения грамотного экологического поведения в окружающей среде, нравственно–эстетических качеств по отношению к природе .
Цель экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Для достижения поставленной цели – формирование экологических знаний на уроках биологии и во внеурочное время, ставлю перед собой следующие задачи:
сформировать у учащихся навыки самообразования по вопросам развития взаимодействия природы и общества;
вооружить учащихся методами самоанализа и самооценки в вопросах взаимодействия с природой, отношения к другим людям и самому себе;
Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде.
Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия
природообразующей
деятельности человека.
Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания.
Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Повышать интерес к предмету и как следствие этого – повышение качества знаний и уровня подготовки к итоговой аттестации.
Экологическое воспитание школьников реализуется мною в следующих формах:
предметная - деятельность на уроках биологии (изучение теоретического материала, решение экологических задач, выполнение творческих работ, написании докладов, составление кроссвордов и многое другое);
межпредметная
- внедрение экологического содержания в уроки биологии, химии, географии, просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;
внеурочная - различные формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы: проведение экологических мероприятий, участие в экологических акциях, организация экологических выставок, разработка и проведение классных часов.
исследовательская деятельность учащихся.
Формы и направления экологического воспитания школьников. Рассмотрим реализацию экологического воспитания в учебной деятельности:
Экологические знания, разъяснения идей охраны природы учащиеся получают на уроках биологии, лабораторных и практических работах, факультативе, во время фенологических наблюдений, участия в школьном мониторинге. Так, например, в 5-8 классах расширяю информацию об экологическом значении бактерий, грибов, растений, животных в природе для формирования и поддержания состава сфер Земли, в качестве источника питания живых организмов, в качестве места обитания. Расширяю информацию о сложных биотических связях между изучаемыми объектами и живыми организмами, обитающими в той же экосистеме. При изучении систематики растений и животных особое внимание уделяю редким и исчезающим представителям местной флоры и фауны, причинам, уменьшения их численности. Расширяю информацию, устанавливая связь особенностей строения органов с влиянием среды обитания, то есть, прорабатываем с учащимися вопросы приспособления растений к условиям среды, деление их на экологические группы, причины и значения возникающих видоизменений органов. При рассмотрении темы «Природные сообщества», рассматриваю региональные экологические проблемы, их влияние на биологическое разнообразие растений, возможные пути решения этих проблем, в том числе и роль школьников в этом процессе. При проведении уроков в 5 классах обращаю внимание детей на ежедневное изменение погоды, на сезонные изменения в живой природе. Также в пятом классе проводятся экскурсии «Осенние изменения в жизни растений», «Весенние явления в жизни растений родного края».
В 9 классе при изучении строения и функций организма, индивидуального развития организма, подробно рассматриваю вопросы экологии человека, расширяю содержание влияния факторов окружающей среды на людей. Особенно акцентирую внимание учащихся на вопросы здорового и нездорового образа жизни, на влиянии загрязнений окружающей среды на здоровье человека и будущего потомства.
Программа 10 класса включает темы, рассматривающие экологические вопросы. При изучении хромосомного набора клетки, митоза и мейоза, модификационной изменчивости, процессов фотосинтеза, биосинтеза белков, индивидуального развития организмов считаю, обязательно необходимо расширять содержание, разъясняя зависимость данных понятий и биологических процессов от экологических факторов. В содержание практически каждого урока я добавляю экологическую информацию, связанную с конкретной темой урока.
В программе 11 класса рассматриваются вопросы взаимоотношения организма и среды, основ экологии, биосферы и человека. В эти темы я добавляю лишь региональные данные, информацию по району, а так же последние данные из газет, журналов и Интернет.
Во внеклассной деятельности экологическое воспитание осуществляется в следующих формах: в школе проводятся беседы, кинолектории, игры, викторины, КВН с экологическим содержанием, экологические спектакли, выставки, рейды в природу, беседы о правилах поведения в ней.
Во внеурочной деятельности экологическое воспитание осуществляется в научно-исследовательской деятельности, выполнении домашних работ экологической тематики, опытов, наблюдений в природе, уходе за комнатными растениями на территории школы, изготовлении кормушек для птиц зимой, работ на пришкольном участке