Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экологическое воспитание в детском саду: использование проектов для формирования у детей осознанного отношения к окружающему миру | Кудрина Александра Викторовна. Работа №352179

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Современное экологическое воспитание в детском саду играет ключевую роль в формировании у детей осознанного отношения к окружающему миру и природным ресурсам. Важным инструментом в этом процессе являются проекты, которые способствуют развитию у детей экологического сознания через практическую деятельность, исследование, творчество и сотрудничество. Статья рассматривает подходы к организации экологического воспитания с использованием проектной деятельности, выделяет её значимость для формирования у детей таких ценностей, как забота о природе, ответственность за сохранение ресурсов и понимание важности экологической устойчивости. В статье приведены примеры успешных проектов, которые могут быть использованы в детских садах для воспитания у дошкольников уважения к природе и осознания их роли в её сохранении.

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, дошкольное образование, осознанное отношение, природа, устойчивое развитие, детский сад, экология, экологические проекты, экологические ценности.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Кудрина Александра Викторовна, воспитатель
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа Бугровский центр образования №2
Аннотация: Современное экологическое воспитание в детском саду играет ключевую роль в формировании у детей осознанного отношения к окружающему миру и природным ресурсам. Важным инструментом в этом процессе являются проекты, которые способствуют развитию у детей экологического сознания через практическую деятельность, исследование, творчество и сотрудничество. Статья рассматривает подходы к организации экологического воспитания с использованием проектной деятельности, выделяет её значимость для формирования у детей таких ценностей, как забота о природе, ответственность за сохранение ресурсов и понимание важности экологической устойчивости. В статье приведены примеры успешных проектов, которые могут быть использованы в детских садах для воспитания у дошкольников уважения к природе и осознания их роли в её сохранении.
Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, дошкольное образование, осознанное отношение, природа, устойчивое развитие, детский сад, экология, экологические проекты, экологические ценности.
Экологическое воспитание в детском саду становится всё более актуальной задачей в условиях глобальных экологических вызовов, таких как изменение климата, загрязнение окружающей среды и потеря биологического разнообразия. Уже на этапе дошкольного образования дети должны усвоить основные принципы экологического поведения, понять важность сохранения природы и научиться ценить её ресурсы. Одним из эффективных методов формирования у детей осознанного отношения к окружающему миру является использование проектной деятельности.
Проектная деятельность в детском саду представляет собой форму организованной работы, в которой дети активно участвуют в исследовательской, практической и творческой деятельности. В рамках таких проектов дети не только получают знания о природе и её защите, но и учат применять эти знания на практике. Проектная деятельность помогает детям осознать, что каждый человек может повлиять на окружающую среду, и тем самым способствует развитию ответственности за сохранение природы.
Одним из основных принципов проектного подхода является активное вовлечение детей в процесс. В отличие от традиционных форм обучения, когда воспитатель является основным источником знаний, в проектной деятельности дети становятся исследователями, активными участниками, которые учат и обучаются друг у друга. Это позволяет развить у детей не только когнитивные навыки, но и эмоциональную привязанность к природе, а также способность к коллективной работе.
Проектное обучение в контексте экологического воспитания основывается на принципе экологической целостности, то есть на понимании того, что все элементы природы взаимосвязаны. Важно, чтобы дети не только знали о растениях, животных, водоемах и климате, но и понимали, как изменения в одном компоненте экосистемы могут повлиять на всю систему в целом. Таким образом, проекты должны включать элементы не только знаний о природе, но и практических действий, направленных на её сохранение.
Процесс проектной работы начинается с обсуждения с детьми актуальных экологических проблем. Это могут быть вопросы о том, что такое экология, что происходит с природой, если мы её не защищаем, почему важно заботиться о растениях и животных. Важно, чтобы дети не воспринимали экологическое воспитание как набор сухих фактов, а как живую и важную тему, затрагивающую их повседневную жизнь. С помощью диалогов, игровых ситуаций, экскурсионных прогулок воспитатель помогает детям осознать важность защиты природы.
Детям можно предложить проекты, которые будут направлены на решение конкретных экологических проблем. Например, проект Зеленая планета, в рамках которого дети могут высаживать растения, ухаживать за ними и следить за их ростом. В процессе такого проекта дети не только изучают биологические особенности растений, но и учат осознанно относиться к их жизни, узнают, как важен каждый элемент экосистемы. Примером экологического проекта может быть и организация сбора и сортировки мусора в детском саду. Воспитатель объясняет детям, как правильно сортировать отходы, почему важно перерабатывать пластик и бумагу. Дети могут создать стенд с информацией о вреде загрязнения и о том, как каждый из них может помочь в охране окружающей среды.
Другим важным проектом может стать проект, направленный на исследование животных и птиц, обитающих в окрестностях детского сада. Дети могут организовать наблюдения за жизнью этих животных, вести экологические дневники, в которых записывают свои наблюдения, рисуют картины с изображением животных, а затем составляют коллективные работы. Этот проект помогает не только изучить особенности природы, но и развить у детей эмпатию к живым существам, понять, как важно охранять их место обитания и беречь природу в целом.
Еще проектная деятельность даёт детям возможность не только получить знания, но и научиться действовать. Важно, чтобы дети могли применять свои знания в реальной жизни. Например, проект Путеводитель по чистоте может быть направлен на создание информационного плаката или буклета, где дети могут изобразить и описать, как нужно ухаживать за природой, и рассказать другим детям и взрослым о важности защиты экосистемы. Это помогает детям осознавать их ответственность за будущее нашей планеты.
Применение проектной деятельности в экологическом воспитании способствует формированию у детей устойчивых экологических ценностей. В процессе работы над проектами дети не только получают знания, но и учат работать в коллективе, высказывать свои мысли и идеи, слушать мнения других. Проектная работа развивает у детей чувство гордости за свои достижения и осознание своей роли в сохранении окружающей среды. Важно, чтобы эти проекты не ограничивались лишь теоретическими знаниями, но и включали практическую деятельность, чтобы дети могли увидеть результаты своих усилий.
Кроме того, проектная деятельность позволяет интегрировать экологическое воспитание с другими образовательными областями. Например, проекты могут сочетать элементы изобразительного искусства, литературы, математики и даже музыки. Дети могут создавать коллективные рисунки на тему охраны природы, учить стихи о животных, разучивать песни о природе, что помогает развивать творческие способности и в то же время углубляет экологическое сознание.
Одним из важных аспектов является использование таких форм работы, как экскурсии, прогулки, наблюдения за природой. Это позволяет детям не только теоретически усваивать знания, но и непосредственно контактировать с природой. Природа, в свою очередь, становится основным учебным пространством, где дети могут наблюдать изменения в окружающем мире, узнавать о том, как ведёт себя природа в разные сезоны, какие процессы происходят в экосистеме. Этот опыт помогает детям лучше понять природные циклы и почувствовать ответственность за сохранение природы.
Таким образом, использование проектной деятельности в детском саду для формирования у детей осознанного отношения к окружающему миру является эффективным инструментом, который способствует развитию экологического сознания, эмпатии и ответственности. Проектная деятельность помогает детям не только усвоить знания об экологии, но и научиться действовать на благо природы, принимая участие в реальных экологических акциях и инициативах. Важно, чтобы экологическое воспитание не ограничивалось только знаниями, но включало в себя практическую деятельность, которая помогает детям стать активными участниками в защите окружающей среды и формирования экологически сознательного общества.
Список литературы
Коурова С. И., Яковлева Н. И. Развитие экологической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС до // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ekologicheskoy-kultury-doshkolnikov-v-usloviyah-realizatsii-fgos-do
Рубан И. В. Экология как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к объектам окружающего мира // Вестник Прикамского социального института. 2016. №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologiya-kak-sredstvo-vospitaniya-osoznannogo-otnosheniya-doshkolnikov-k-obektam-okruzhayuschego-mira
Скиф О.В., Карпова С.И. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста // Гаудеамус. 2018. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×