Экологическое воспитание в детском саду: использование проектов для формирования у детей осознанного отношения к окружающему миру | Кудрина Александра Викторовна. Работа №352179
Аннотация: Современное экологическое воспитание в детском саду играет ключевую роль в формировании у детей осознанного отношения к окружающему миру и природным ресурсам. Важным инструментом в этом процессе являются проекты, которые способствуют развитию у детей экологического сознания через практическую деятельность, исследование, творчество и сотрудничество. Статья рассматривает подходы к организации экологического воспитания с использованием проектной деятельности, выделяет её значимость для формирования у детей таких ценностей, как забота о природе, ответственность за сохранение ресурсов и понимание важности экологической устойчивости. В статье приведены примеры успешных проектов, которые могут быть использованы в детских садах для воспитания у дошкольников уважения к природе и осознания их роли в её сохранении.
Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, дошкольное образование, осознанное отношение, природа, устойчивое развитие, детский сад, экология, экологические проекты, экологические ценности.
Кудрина Александра Викторовна, воспитатель
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа Бугровский центр образования №2
Аннотация: Современное экологическое воспитание в детском саду играет ключевую роль в формировании у детей осознанного отношения к окружающему миру и природным ресурсам. Важным инструментом в этом процессе являются проекты, которые способствуют развитию у детей экологического сознания через практическую деятельность, исследование, творчество и сотрудничество. Статья рассматривает подходы к организации экологического воспитания с использованием проектной деятельности, выделяет её значимость для формирования у детей таких ценностей, как забота о природе, ответственность за сохранение ресурсов и понимание важности экологической устойчивости. В статье приведены примеры успешных проектов, которые могут быть использованы в детских садах для воспитания у дошкольников уважения к природе и осознания их роли в её сохранении.
Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, дошкольное образование, осознанное отношение, природа, устойчивое развитие, детский сад, экология, экологические проекты, экологические ценности.
Экологическое воспитание в детском саду становится всё более актуальной задачей в условиях глобальных экологических вызовов, таких как изменение климата, загрязнение окружающей среды и потеря биологического разнообразия. Уже на этапе дошкольного образования дети должны усвоить основные принципы экологического поведения, понять важность сохранения природы и научиться ценить её ресурсы. Одним из эффективных методов формирования у детей осознанного отношения к окружающему миру является использование проектной деятельности.
Проектная деятельность в детском саду представляет собой форму организованной работы, в которой дети активно участвуют в исследовательской, практической и творческой деятельности. В рамках таких проектов дети не только получают знания о природе и её защите, но и учат применять эти знания на практике. Проектная деятельность помогает детям осознать, что каждый человек может повлиять на окружающую среду, и тем самым способствует развитию ответственности за сохранение природы.
Одним из основных принципов проектного подхода является активное вовлечение детей в процесс. В отличие от традиционных форм обучения, когда воспитатель является основным источником знаний, в проектной деятельности дети становятся исследователями, активными участниками, которые учат и обучаются друг у друга. Это позволяет развить у детей не только когнитивные навыки, но и эмоциональную привязанность к природе, а также способность к коллективной работе.
Проектное обучение в контексте экологического воспитания основывается на принципе экологической целостности, то есть на понимании того, что все элементы природы взаимосвязаны. Важно, чтобы дети не только знали о растениях, животных, водоемах и климате, но и понимали, как изменения в одном компоненте экосистемы могут повлиять на всю систему в целом. Таким образом, проекты должны включать элементы не только знаний о природе, но и практических действий, направленных на её сохранение.
Процесс проектной работы начинается с обсуждения с детьми актуальных экологических проблем. Это могут быть вопросы о том, что такое экология, что происходит с природой, если мы её не защищаем, почему важно заботиться о растениях и животных. Важно, чтобы дети не воспринимали экологическое воспитание как набор сухих фактов, а как живую и важную тему, затрагивающую их повседневную жизнь. С помощью диалогов, игровых ситуаций, экскурсионных прогулок воспитатель помогает детям осознать важность защиты природы.
Детям можно предложить проекты, которые будут направлены на решение конкретных экологических проблем. Например, проект Зеленая планета, в рамках которого дети могут высаживать растения, ухаживать за ними и следить за их ростом. В процессе такого проекта дети не только изучают биологические особенности растений, но и учат осознанно относиться к их жизни, узнают, как важен каждый элемент экосистемы. Примером экологического проекта может быть и организация сбора и сортировки мусора в детском саду. Воспитатель объясняет детям, как правильно сортировать отходы, почему важно перерабатывать пластик и бумагу. Дети могут создать стенд с информацией о вреде загрязнения и о том, как каждый из них может помочь в охране окружающей среды.
Другим важным проектом может стать проект, направленный на исследование животных и птиц, обитающих в окрестностях детского сада. Дети могут организовать наблюдения за жизнью этих животных, вести экологические дневники, в которых записывают свои наблюдения, рисуют картины с изображением животных, а затем составляют коллективные работы. Этот проект помогает не только изучить особенности природы, но и развить у детей эмпатию к живым существам, понять, как важно охранять их место обитания и беречь природу в целом.
Еще проектная деятельность даёт детям возможность не только получить знания, но и научиться действовать. Важно, чтобы дети могли применять свои знания в реальной жизни. Например, проект Путеводитель по чистоте может быть направлен на создание информационного плаката или буклета, где дети могут изобразить и описать, как нужно ухаживать за природой, и рассказать другим детям и взрослым о важности защиты экосистемы. Это помогает детям осознавать их ответственность за будущее нашей планеты.
Применение проектной деятельности в экологическом воспитании способствует формированию у детей устойчивых экологических ценностей. В процессе работы над проектами дети не только получают знания, но и учат работать в коллективе, высказывать свои мысли и идеи, слушать мнения других. Проектная работа развивает у детей чувство гордости за свои достижения и осознание своей роли в сохранении окружающей среды. Важно, чтобы эти проекты не ограничивались лишь теоретическими знаниями, но и включали практическую деятельность, чтобы дети могли увидеть результаты своих усилий.
Кроме того, проектная деятельность позволяет интегрировать экологическое воспитание с другими образовательными областями. Например, проекты могут сочетать элементы изобразительного искусства, литературы, математики и даже музыки. Дети могут создавать коллективные рисунки на тему охраны природы, учить стихи о животных, разучивать песни о природе, что помогает развивать творческие способности и в то же время углубляет экологическое сознание.
Одним из важных аспектов является использование таких форм работы, как экскурсии, прогулки, наблюдения за природой. Это позволяет детям не только теоретически усваивать знания, но и непосредственно контактировать с природой. Природа, в свою очередь, становится основным учебным пространством, где дети могут наблюдать изменения в окружающем мире, узнавать о том, как ведёт себя природа в разные сезоны, какие процессы происходят в экосистеме. Этот опыт помогает детям лучше понять природные циклы и почувствовать ответственность за сохранение природы.
Таким образом, использование проектной деятельности в детском саду для формирования у детей осознанного отношения к окружающему миру является эффективным инструментом, который способствует развитию экологического сознания, эмпатии и ответственности. Проектная деятельность помогает детям не только усвоить знания об экологии, но и научиться действовать на благо природы, принимая участие в реальных экологических акциях и инициативах. Важно, чтобы экологическое воспитание не ограничивалось только знаниями, но включало в себя практическую деятельность, которая помогает детям стать активными участниками в защите окружающей среды и формирования экологически сознательного общества.
Список литературы
Коурова С. И., Яковлева Н. И. Развитие экологической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС до // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ekologicheskoy-kultury-doshkolnikov-v-usloviyah-realizatsii-fgos-do
Рубан И. В. Экология как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к объектам окружающего мира // Вестник Прикамского социального института. 2016. №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologiya-kak-sredstvo-vospitaniya-osoznannogo-otnosheniya-doshkolnikov-k-obektam-okruzhayuschego-mira
Скиф О.В., Карпова С.И. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста // Гаудеамус. 2018. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta