Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экологическое воспитание в дошкольном образовании | Журавлева Наталья Сергеевна. Работа №349244. Номер работы: №349244

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В условиях стремительно изменяющегося мира экологическая грамотность становится неотъемлемой частью общего образования. Дошкольный возраст — это период, когда основа ценностей и отношений к окружающему миру формируется наиболее активно. В данной статье рассматриваются основные подходы к экологическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях, его цели и методы, а также значимость вовлечения детей в природоохранные действия и формирование ответственного отношения к природе.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольное образование, бережное отношение к природе, активные методы обучения, развитие ценностей, природоохранные мероприятия, устойчивое развитие.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Журавлева Наталья Сергеевна, воспитатель

МДОУ Детский сад “Теремок”, Забайкальский край

с. Александровский Завод

 

Аннотация. В условиях стремительно изменяющегося мира экологическая грамотность становится неотъемлемой частью общего образования. Дошкольный возраст — это период, когда основа ценностей и отношений к окружающему миру формируется наиболее активно. В данной статье рассматриваются основные подходы к экологическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях, его цели и методы, а также значимость вовлечения детей в природоохранные действия и формирование ответственного отношения к природе.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольное образование, бережное отношение к природе, активные методы обучения, развитие ценностей, природоохранные мероприятия, устойчивое развитие.

 

Современное образование сталкивается с рядом вызовов, связанных с экологической ситуацией на планете. Проблемы загрязнения окружающей среды, изменения климата и уменьшения биоразнообразия требуют от молодого поколения не только осознания, но и активных действий. В дошкольном образовании закладываются основы экологической ответственности, что делает эту тему особенно актуальной.

Цели и задачи экологического воспитания

Экологическое воспитание в детском саду ставит перед собой несколько ключевых целей:

Формирование экологической грамотности: Дети должны понимать основные экологические процессы и их значение.

Развитие уважительного отношения к природе: Воспитание любви и заботы о окружающем мире, формирование осознания нужды в его защите.

Проведение практических природоохранных мероприятий: Участие детей в посадке деревьев, уборке территории и других активностях позволяет закрепить теоретические знания на практике.

Задачи

Ознакомление с основными понятиями экологии.

Организация наблюдений за природными явлениями.

Воспитание навыков ответственного поведения в отношении окружающей среды.

Методы экологического воспитания

Для достижения поставленных целей воспитатели могут использовать разнообразные методы и подходы.

1. Игровые методы

Игра — это основной способ познания окружающего мира в дошкольном возрасте. Использование экологических игр помогает детям усваивать знания об экологии в непринужденной форме. Например, игры с экологической тематикой, такие как "Экспедиция в мир природы" или "Защитники природы", могут стать отличным способом заинтересовать детей.

2. Наблюдения и эксперименты

Организация наблюдений за природой (за растениями, животными, погодой) позволяет детям наглядно понимать экосистему. Проведение простых экспериментов, таких как выращивание растений или наблюдение за изменениями в природе, способствует формированию у детей исследовательских навыков.

3. Творческие задания

Рисование, сценки и аппликации на естественнонаучные темы помогают развивать креативность детей и углубляют их понимание экологии. Можно организовать конкурсы на лучшее экологическое произведение искусства, что стимулирует детей замечать красоту природы.

4. Интеграция в образовательный процесс

Экологические темы можно интегрировать в другие образовательные области. Например, при обучении математике можно использовать количество предметов природы, а при изучении художественной литературы - читать сказки и рассказы о животных и растениях.

Вовлечение родителей

Одним из важных аспектов экологического воспитания является вовлечение родителей. Организация совместных мероприятий, таких как выходы на природу, экологические ярмарки, создание совместных проектов, позволяют расширить знания детей и их родителей об экологии, способствуют укреплению семейных ценностей и повышают эффективность воспитательной работы.

Природоохранные мероприятия

Ключевым моментом в экологическом воспитании является участие детей в природоохранных мероприятиях. Это могут быть акции по сбору мусора, высадка деревьев или участие в проектах, связанных с сохранением природы. Таким образом, дети не просто получают знания, но и учатся действовать в интересах окружающей среды.

Экологическое воспитание в дошкольном образовании - это не только формирование знаний и навыков, но и работа над ценностями, которые будут определять поведение детей в будущем. С помощью активных методов, вовлечения родителей и организации практических мероприятий воспитателям удается создать такую среду, в которой дети не только любят природу, но и готовы действовать для её защиты. Важно понимать, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент для дальнейшего отношения к окружающему миру.

 

Список литературы

Иванова Светлана Каняфиевна Роль экологического воспитания дете

й дошкольного возраста в процессе их развития // Современные

инновации.

2018. №5 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ekologicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-ih-razvitiya

Нагорная Л. Н., Бутвина О. Ю. Особенности эко

логического воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Форум молодых ученых.

2019. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ekologicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviy

ah-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

Тельнюк Ирина Владимировна, Багаева Наталья Алексеевна Современные направления и форматы экологического образования старших дошкольников // КПО. 2023.

№2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-napravleniya-i-formaty-ekologicheskogo-obrazo

vaniya-starshih-doshkolnikov

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×