Экологическое воспитание в условиях детского дома | Дохина Татьяна Зафаровна. Работа №299850
Автор: Дохина Татьяна Зафаровна
Одной из основных задач воспитательной работы является формирование у подрастающего поколения экологического воспитания и убеждения в том, что улучшение жизни зависит прежде всего, от сохранения среды обитания.
Окружающая среда становится важнейшей педагогической средой воспитания детей. История человечества непрерывно связана с историей природы.
Каждый должен помнить о важной роли экологического воспитания в современных условиях. Изменение климата земли, загазованность атмосферы промышленными предприятиями, замусоривание космического пространства, уменьшение запасов питьевой воды и загрязнение. Не хватит ли ужасов? На планете стремительно исчезает различные виды животных и растений, а освободившиеся ниши заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными.
Мы должны изменить своё отношение к среде собственного обитания. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. Воспитание любви к природе, пропаганда её охраны - долг воспитателей.
Дохина Татьяна Зафаровна
ГКУ «ЦССВ» Хуры тын»
«Экологическое воспитание в условиях детского дома»
Одной из основных задач воспитательной работы является формирование у подрастающего поколения экологического воспитания и убеждения в том, что улучшение жизни зависит прежде всего, от сохранения среды обитания.
Окружающая среда становится важнейшей педагогической средой воспитания детей. История человечества непрерывно связана с историей природы.
Каждый должен помнить о важной роли экологического воспитания в современных условиях. Изменение климата земли, загазованность атмосферы промышленными предприятиями, замусоривание космического пространства, уменьшение запасов питьевой воды и загрязнение. Не хватит ли ужасов? На планете стремительно исчезает различные виды животных и растений, а освободившиеся ниши заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными.
Мы должны изменить своё отношение к среде собственного обитания. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. Воспитание любви к природе, пропаганда её охраны - долг воспитателей.
В природе наше поведение должно окружать чистые реки, чистый воздух, чистые леса. На это нужны большие средства. Поэтому, сегодня экологическое воспитание – это всё наше сознание, каждого наше деяние. Только экологически безукоризненное поведение даст нам шанс. Каждое наше действие, каждый шаг должны быть экологически чистыми. Дети тогда последуют примеру взрослых. Таким образом, экологическое воспитание одно из самых необходимых направлений воспитательного процесса. Оно обеспечивает формирование личной ответственности каждого за решение экологическихпроблем.
Экологическое воспитание имеет ступенчатый характер. Сначала происходит формирование экологических представлений, затем развитие экологического сознания и чувств, потом формируются убеждения в необходимости экологической деятельности, потом выработка навыков и привычек поведения в природе. В заключении формируется преодоление в характере у детей потребительского отношения к природе.
В статье 58 Конституции РФ определены экологические обязанности граждан - сохранять природу и окружающую среду. Бережно относиться к природным богатствам.
Система экологического воспитания ставит такие задачи:
- формировать умение видеть взаимосвязи между растениями и животными, понимать, как человек влияет на их жизнь;
- сформировать у детей видеть красоту во всём живом, независимо от того, что это – человек, растение или животное. Понять истину, что в природе не бывает полезных и вредных животных, все они связаны, значит полезные;
- развивать у детей чувства, не быть равнодушным, умение ощущать себя на месте цветка, дерева, букашки – чувствовать их боль и т.д.;
- научить любить и охранять природу не на словах, а помогать растениям, животным, птицам - всему живому;
- разбудить в детях эмоциональный отклик на разнообразные явления природы, зарядить у них желание любоваться и наслаждаться, высказывать свои чувства.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и навыками, но и желание защитить, улучшать и облагораживать природную среду.
В детском доме используются различные формы и методы экологического воспитания. Это экологические субботники, акции по благоустройству территории, экскурсии в природу, наблюдения на прогулке, краеведческие беседы, часы общения, живой уголок.
Работа по экологическому воспитанию проводится ежедневно. В режим дня воспитанников включены прогулки, занятия по интересам, труд в природе. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности. Например, воспитатель организует прогулку таким образом, чтобы дети провели её с максимальной пользой. Это наблюдения за явлениями живой и неживой природы, подвижные игры, физический труд.
Физический труд во время прогулок призван решать вопросы экологического воспитания. Это ежедневная уборка закреплённой территории, сезонные работы.
Облагораживанию территории детского дома отводится особое место. Воспитанники занимаются разбивкой клумб, посадкой цветов, поливом, рыхлением. Такие виды работ формируют у детей потребность в соблюдении чистоты и порядка на территории детского дома и умения по уходу за растениями (цветами), воспитывают бережное отношение к природе.
Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обогащаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы:
- Рассказ воспитателя во время наблюдений на прогулках, из личного опыта и т.п.
- Беседы на темы «Времена года», « Сезонные изменения в природе» и т. д.
- Рассматривание иллюстраций природы, животных, растений.
- Чтение художественных произведений о природе.
Работа с природным материалом – даёт педагогу возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твёрдостью. Дети с удовольствием творят, создавая поделки из листьев, шишек, веточек, коры, семян растений и т. д. Педагог учит детей различать причудливые очертания природного материала, знакомые предметы, создавать интересные образы; развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.
Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе.
Решая задачи экологического воспитания детей, стараемся сформировать систему знаний о природе, научиться понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Успех экологического воспитания в детском доме, зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности воспитанников в условиях детского дома и условиях окружающей среды.
Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.
Не так это легко – научить ребенка замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам воспитатель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора – дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу воспитатель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями. Организация выполнения заданий может быть различна. В одном случае члены группы выполняют разные задания: одни собирают для коллекции растения, другие – горные породы. В группах организовываются выставки собранных на экскурсиях коллекций, рисунков и т. д.
Важнейшей задачей в организации экологического воспитания в детском доме является теоретическое освоение воспитанниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т.д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний
Хочется обратить внимание на сочетание таких форм организации работы, как кружок – (экологического направления). Как привило, дети пятого класса активно занимаются в кружках с природоохранительной тематикой. Разработка экологически грамотных проектов устройства площадки детского дома, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением детей, тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды – вся эта деятельность успешно организована в детском доме.
Другой задачей экологического воспитания является приобретение детьми опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения детьми практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности воспитанников в природе и условиях детского дома.
Задачей экологического воспитания является овладение детьми трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные детьми на занятиях, в процессе самообразования.
Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности зависит от возрастных особенностей ребят. Воспитанникам детского дома доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями; уход за животными живого уголка и т.д.
Успех экологического воспитания во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива детского дома в организации экологически направленной деятельности воспитанников.