Экология и экологическая нравственногсть | Меркурьева Лариса Александровна. Работа №312740
Актуальность этических проблем экологии, признаваемая современным научным сообществом, к сожалению, связана не столько с нашим стремлением к нравственному совершенству, сколько со страхом перед природными катастрофами и нами же вызванными экологическими бедствиями. В современном общественном сознании наиболее активно распространяют те объяснения экологических бедствий, которые основаны на путанице причин, следствий и понятий. Проблема заключается в чудовищном падении нравственного уровня людей.Об экологии сейчас говорят, без всякого преувеличения, все, но подразумевают под этим т6ермином далеко не одно и то же.
Между тем, экология достаточно четко определена, как биологическая наука, изучающая организацию и функционирование систем различных уровней. И заявляет она о себе в самых разнообразных научных, экономических, политических, природоохранных и других областях: от экологии геосфер Земли до экологической генетики, теории этногенеза и этики.
Решить проблему связи человека и природы, возродить утраченные обществом ценности можно только воспитанием нравственности.
Меркурьева Лариса Александровна
преподаватель экономических дисциплин
Московский промышленно-экономический колледж
РЭУ им.Г.В.Плеханова
Г. Москвка
Экология и экологическая нравственность
В буквальном смысле экология -это наука об организмах "у себя дома". Слово "экология" образовано то греческого "oikos", что означает дом (жилище, местообитание, убежище), и "logos" - наука. Наука, в которой особое внимание уделяется "совокупности или характеру связей между организмами и окружающей средой". В настоящее время исследователи считают, что экология -это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.
В жизни нашего общества в последние годы произошли большие перемены и, к сожалению, не все они носят позитивный характер. Особенно отрицательное влияние они оказали на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, а самое главное, на отношение людей к природе.
Об экологии сейчас говорят все, но подразумевают под этим термином далеко не одно и то же. Между тем, экология достаточно точно определена, как биологическая наука, изучающая организацию и функционирование систем различных уровней. В экологии как науке, описывающей взаимоотношения в природе, преимущественно в биосфере, вообще отсутствуют сами понятия права, нравственности, морали, этики и близкие к ним. Это вполне понятно, так как в природе существуют детерминированные законы, исключающие какую-либо возможность иного взаимоотношения объектов.
Мы должны понимать, что рассматриваемые концепции могут возникнуть и возникают лишь в человеческом обществе и характеризуют правила взаимоотношений между людьми или группами людей, связанные с процессами выбора, запрета, предпочтения, разрешения и ограничения. Можно сказать, что распространение понятий права, нравственности, этики и морали есть не что иное, как очеловечивание природы.
С древнейших времен отношение к среде обитания обладало большим значением для людей. На сегодняшний момент темя экологии и экологической нравственности является весьма актуальной. Его утрата привела к потере связи человека с землей. Со временем природные ресурсы стали рассматриваться в большей мере только как предмет торговли и сама земля, то есть жизненное пространство, как предмет рыночных спекуляций. Решить проблему связи человека и природы, восстановить утраченные обществом ценности возможно только пропагандой и воспитанием нравственности. Нравственность должна пронизывать и определять все стороны жизни человека. Безнравственный человек, не может быть мудрым. Он не может постичь целостность мира, поскольку лишился своей целостности. Без правильной духовной настройки человек не в силах познать ни смысла, ни цели жизни, ни сути того, чем он занимается. Безнравственный человек жалок и несчастен.
Термин экология (экос - дом, логос - учение, гр) в науку ввел немецкий биолог Эрнест Геккель (рис.1.1). В 1866 году в работе "Всеобщая морфология организмов" он писал: “... суммы знаний, относящихся к экономике природы: изучению всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и, прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт".
Это определение удерживает экологию в рамках биологических наук. В последующем, содержание понятия экологии многократно расширялось. Под ней стали понимать науку, изучающую среду обитания всех живых существ, включая человека. Казалось бы, уместно ограничить содержание экологии лишь природной средой. Однако, воздействуя на природную среду и изменяя ее, человек тем самым меняет условия существования не только растений и животных, но и самого себя, того общества, которое попадает под воздействие этого производства и природы, и созданных им изменений. Потому правомерно рассматривать всю окружающую человека среду. И не только природную, но также социальную и производственную, порой от природы основательно оторванную. Поскольку взаимодействие организмов между собой и окружающей их средой всегда системно, то есть всегда реализуется в форме некоторых систем взаимосвязей, поддерживающихся обменом вещества, энергии и информации, основным объектом исследования экологии являются экосистемы. Самой крупной в иерархии экосистем является биосфера. Учение о биосфере - это обширная область знания о функционировании и развитии биосферы, включающая в себя целый ряд научных направлений естественнонаучного и общественного профиля.
Общество окружено природой. Оно непрерывно взаимодействует в ней в самых разнообразных направлениях. Без природной среды общество существовать не может. Вышеуказанные авторы считают, что часто бывает трудно провести границу между природой, ставшей частью общества, и природой - средой жизни общества.
Материальная практика соединяет человека с природой и одновременно выделяет его из природы. Природа для общества имеет многогранное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое.
Производственное значение природы очевидно. Любые потребляемые человеком продукты создаются, в конечном счете, путем использования природных ресурсов.
Научное значение природы заключается в бесконечном разнообразии слагающих ее объектов и процессов, позволяющих путем наблюдения, анализа и сравнения познавать законы развития Вселенной. Природа является источником научных знаний, развития различных отраслей науки.
Неоценимо оздоровительное значение природы. Воздух в сосновом бору насыщен озоном, он лишен промышленных выбросов и других загрязнений, имеющих место в атмосфере крупных городов. Чистая вода горных рек, определенный климат местности и множество других благоприятных природных факторов положительно действуют на организм человека.
В более обобщенном смысле, под экологией понимается область знаний, рассматривающая совокупность природных объектов, явлений и процессов, по отношению к объекту или субъекту, принимаемому за центральный объект этой совокупности. Этим центральным объектом может быть тот или иной вид растения или животного, популяция (сообщество организмов одного вида, обитающих в пределах единого ареала) или человек, как один из видов живых существ обитающих на Земле и при этом оказывающий воздействие на ее природу несравнимо большее, чем любой другой вид или популяция, или какое то производство.
Современная экология, таким образом, представляет собой значительный цикл знаний, вобравшей в себя разделы биологии, географии, геологии, химии, физики, социологии, психологии, культурологии, экономики, педагогики и технических наук. Отсюда вытекает многообpазие объектов, методов и сpедств экологических исследований, многие из котоpых оказываются заимствованы из смежных областей знаний. В отношении экологии человека - это медицина, биология, психология, санитария и гигиена, гигиена окружающей среды, социология и демография, биохимия и, конечно же, комплексный мониторинг здоровья людей определенного региона, административной территории, связанных с тем или иным производством. Все это имеет прямое отношение к экологии вообще и экологии человека, в частности. В каком-то смысле, годы учебы - тоже процесс экологический. Потому, что на всем протяжении этого нелегкого пути познания нового, каждый из студентов представляет собой некий центр, к которому сходятся знания, от Вашей реакции и действий зависят результаты учебы, а в широком перспективном плане - уровень благополучия Вас, Вашей семьи и близких.
Экология изначально возникла как наука о среде обитания живых организмов: растений, животных (в том числе и человека), грибов, бактерий и вирусов, о взаимоотношениях между организмами и средой их обитания и о взаимоотношениях организмов друг с другом. Само же слово "экология" возникло гораздо позже в сравнении со временем появления собственно экологических знаний. Оно было введено немецким биологом Эрнстом Геккелем (1869 г) и образовано от греческого слова "ойкос" - дом, жилище. До 30-х годов ХХ столетия общей экологии, как общепризнанной науки, еще не существовало.
В последнее время в системе отношений, регулируемых моралью, особое место стало занимать отношение человека к природе. В этих условиях перед этикой встала задача расширения традиционного предметного поля морали за счет включения в него природы как равноправного субъекта, что вызвало к жизни становление новой отрасли этического знания– экологической этики. Будучи по своей сути нормативной, экологической этика проявляет себя как ситуативная, например, в конкретных ситуациях личного или производственно-экономического отношения человека к природе. Одновременно она затрагивает и отдельные стороны профессиональной, в частности, биомедицинской этики. Новый тип экологической ментальности –– расширяет диапазон господствующих моральных принципов до отношения человека к природе, вырабатывает нравственные нормы его поведения. Это еще в большей степени делает человека Человеком, в полной мере реализующим свою родовую сущность: человеком, способным, отрешившись от собственного антропоэгоизма, проявлять Любовь и Уважение к Иному, Ответственность перед Иным. В долгой истории отношения человека к природе прослеживаются две противоположные нравственно-этические традиции: «традиция управления» и «традиция сотрудничества».
Нравственность - один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Нравственность заключается в осознании необходимости согласовывать свои действия (или действия группы личностей) с интересами общества. Применительно к задачам рационального природопользования нравственным может быть признано только то, что при использовании природы как общечеловеческого достояния ее не разрушает. Любое действие, которое способно нанести вред природе, опосредствованно наносит вред всем другим природопользователям. В этом случае нравственный аспект поведения - согласование своих личных интересов с интересами других людей - становится особенно важным. Квалификация поступков и проступков на нравственные и безнравственные при этом осложняется в силу некой “иерархии нравственностей”: то, что нравственно для одного человека или его семьи, может быть безнравственным для населения поселка, города или даже государства; то, что нравственно для государства - безнравственно для мирового социума; и, наконец, то, что нравственно для одного поколения социума, может оказаться безнравственным для последующих поколений.
В настоящее время выделяют четыре основных типа отношений между человеком и природой.
1. Безнравственное отношение. Человек уничтожает природу ради забавы или демонстрации силы. Оно встречается редко.
2. Утилитарное. Природа - это ресурсы необходимые для поддержания благополучия человека. Наиболее распространенный тип отношений.
3. Научное. Это отношение строиться на объективном познании законов природы, а не на основе субъективной выгоды человека. Оно часто противостоит сугубо утилитарному.
4. Эстетическое. Человек любуется природой вокруг себя и не хочет, чтобы она менялась.
Однако большинство экологов считают, что первый и второй типы отношений недопустимы, а третий и четвертый – недостаточны.
Поэтому в последние годы сформировался еще один тип отношений человека к природе - этический. Он появился как результат экологизации сознания людей, изменения ценностных ориентиров и осознания, что природа представляет собой уникальную и неповторимую ценность.
Проблема нравственности отношений с природой возникла только у человека. Причем безнравственность поведения человека стала проявляться все более очевидно по мере того, как он отдалялся от своих четвероногих собратьев и повышался уровень его энерговооруженности и технической оснащенности, что давало ему возможность расширять масштабы своего влияния на природу. По человеческим меркам, все виды, кроме человека, живут по законам “высокой нравственности”, и именно эта “нравственность” позволяет сохраняться экологическому равновесию в природе. У Д. Киплинга в “Маугли” идея “нравственности” животных проходит красной нитью через всю книгу. Животные охотятся только для того чтобы обеспечить себя пищей, и не уничтожают больше того, что необходимо. Если же их потребности выходят за рамки “нравственности”, их жестко контролирует природа - недостаток ресурсов сдерживает рост популяций. “Нравственны” волки, которые регулируют плотность популяций оленей и не дают им возможности полностью выесть лишайниковый покров тундры; “нравственны” степные орлы, которые не дают расплодиться мышевидным грызунам, угрожающим степному травостою.
Сегодня, когда человечество стало на грань глобального экологического кризиса, приоритетной становится именно “глобальная нравственность”, так как использование ресурсов конкретными участниками мирового сообщества и целыми государствами не должно лишать возможности нормально жить поколения наших потомков. Именно повышение уровня “коллективной нравственности” должно обеспечить построение того стиля жизни мирового сообщества, который получил название устойчивого развития.
При построении общества устойчивого развития важную роль будут играть не только «силовые» (экономические и правовые) рычаги, но и нравственно-этические нормы, побуждающие население к экологически целесообразному поведению, то есть и ответственному отношению к окружающей среде. В основе экономических рычагов рационального природопользования лежат платность природопользования и экологически ориентированные инвестиции государства в промышленность и сельское хозяйство. При платном природопользовании уменьшение потребления ресурсов (воды, горючего, руды и др.) и выбросов в окружающую среду (ее очистительная способность тоже является товаром) будет выгодным для производителя. Государство облегчает производителям переход на более экологичные технологии.
Экологическое право - формируемая государством законодательная база регулирования взаимоотношений человека и природы. В основе развития экологического права в России лежит закон “Об охране окружающей природной среды ” (1992 г.). Экологи-юристы защищают природу от потребительского отношения к ней отдельных личностей (физических лиц) и предприятий (юридических лиц). Они выступают в роли постоянных адвокатов природы, защищающих ее интересы. Закон наказывает и за небольшие проступки, и за крупные экологические преступления.
Силовые (экономические, правовые) рычаги в обществе устойчивого развития должны дополняться более «мягкими» нравственными, этическими стимулами экологически правильного поведения. Силовые рычаги должны действовать на фоне развитой системы экологического образования и воспитания населения, повышающей уровень экологического самосознания людей. Большую роль будут играть общественные экологические движения. Возрастет роль международного сотрудничества в деле охраны природы, так как биосфера - это общий дом всего человечества, и навести в нем экологический порядок можно только усилиями всего мирового сообщества.
Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит от того, что мало уделяется внимания экологическому образованию и воспитанию молодежи. Это привело к тому, что люди стали относится к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды.
Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания и образования населения. Далеко не каждый человек имеет возможность приобщиться к пониманию экологических проблем на уровне большой науки, представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом: под воздействием обыденных впечатлений или из сообщений средств массовой информации. Разрозненные сведения не дают возможности человеку выработать стройную систему экологических знаний, которая необходима ему, чтобы разумно относится к природе, не наносить ей урона. Задача общества тут - обеспечить системный характер экологического воспитания и образования населения. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних преобразований практически всех аспектов общественной жизни. Существенные преобразования должны претерпеть научные знания в плане преодоления их традиционной разобщенности и наполнения естественных наук гуманистическим содержанием, а общественных естественнонаучным. Более органичный и полный, чем прежде, синтез наук - необходимая предпосылка формирования такой комплексной области научного знания, как социальная экология, которую уже невозможно безоговорочно отнести ни к общественным, ни к естественным наукам.
Сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни. И прежде всего, конечно, должен быть экологизирован сам человек во всех сферах его деятельности: в производстве, быту, в воспитании и обучении. Экологическая проблема обладает рядом таких особенностей, которые очень важно учитывать в процессе экологического воспитания и просвещения людей. Первое условие успеха экологического просвещения и воспитания - достаточно высокая точность данных о состоянии биосферы в целом и отдельных ее регионов. Кроме того, точные данные необходимо дополнять сведениями о тех взаимосвязанных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное частное на первый взгляд изменение какого-либо компонента биосферы. Второе условие успеха экологического воспитания - необходимость комплексного характера освещения экологических явлений. Важно воспроизвести не только сложную совокупность природных процессов, но и дать их в отношении к событиям в человеческом обществе.
Приоритет природных ценностей важно подчеркивать еще и потому, что всей прежней теорией борьбы с природой (вспомним ныне печально знаменитое: "Мы не можем ждать милости от природы.. ") люди воспитывались в духе ожесточенной, непримиримой конфронтации с природной средой, природными условиями, которые нередко выставлялись именно как косная сила, как препятствие на пути к достижению практических целей: благосостояния, изобилия и т.д. Теперь уже всякий умеющий видеть реальное положение видит: опасность угрожает природе со стороны бесконечно возросшей мощи человека. Необходимость дать людям целостную систему экологических знаний как в области общих вопросов социально-экологической теории, так и в аспектах, соответствующих профилю определенной профессиональной деятельности.
Главная же проблема, которую решить просто необходимо, - это воздействие на сознание людей, чтобы произошел наконец переход от упрощенного, метафизического понимания проблемы взаимодействия общества и природы к более адекватному (современному) пониманию. Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы. Понятно, что стихийно подобные знания не могут стать достоянием человека даже в том случае, если он располагает высоким уровнем образования и культуры. Тут необходима специальная подготовка, соответствующая индивидуальным особенностям.
Воспитание уважительного отношения людей к природе своими корнями уходит вглубь веков. На заре своей жизни на Земле человек должен был вести жестокую борьбу за свое существование. Масштаб влияния его на окружающую среду в то время был весьма незначительным. В ходе развития человечества его пассивная зависимость от сил природы все более уступала место активному влиянию, и постепенно люди начали познавать законы природы и изучать природные явления. Все это способствовало появлению и развитию естественных наук - ботаники, зоологии, зоогеографии и других. Для того чтобы прекратить процесс разрушения экологического пространства вокрег нас, необходимо изучать и принимать экологическое воспитание ,процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатываются определенная экологическая культура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней. По сути, это психолого-педагогический процесс, нацеленный на развитие у людей экологического стиля мышления, гуманного отношения к природе, активной жизненной позиции в борьбе за утверждение принципов разумной экологической деятельности. Воспитанием людей в духе любви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и пищи – все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как изменяется среда обитания. Хорошо известна роль выступлений писателей, журналистов, ученых в освещении экологических проблем. Судьба Байкала и Арала, переброска стока рек и строительство АЭС, другие «болевые точки» взаимодействия общества и природы всколыхнули общественное мнение, стали катализатором развития экологического движения. Формирование экологической культуры невозможно без общения человека с природой. Оно делает людей любознательнее, возвышеннее и добрее. Благодаря человеческой активности природа отражается в ощущениях, чувствах и мыслях. Это происходит в процессе постижения значения природы в жизни людей, когда в ходе экологического образования утверждаются мировоззренческие взгляды и убеждения. Не менее важным каналом развития личности оказывается обращение к природе с целью удовлетворения потребности в «естественной красоте». Источнику формирования сострадания, сопереживания и сочувствия ко всему живому. И, наконец, необходимым фактором является экологическая деятельность человека. Его общественно полезный труд в мире природы, практика природопользования.
Основными принципами экологического образования и воспитания являются: ·
комплексность и междисциплинарный подход; ·
систематичность и непрерывность изучения экологического материала;
сочетание обучения с выходом в сферу практики; ·
взаимосвязь глобального, регионального и местного аспектов; ·
учет возрастных особенностей, интеллектуального и эмоционально-волевого начала в психике людей.
Конечно, экологическое воспитание должно проводиться с раннего детства. К основным институтам экологического воспитания личности следует отнести: семья; дошкольные учреждения; школа; начальная и средняя профессиональная школа; высшие учебные заведения; средства массовой информации.
Особое место занимает экологическое воспитание студентов. К мероприятиям по данной деятельности следует отнести: ·
приобщение студентов к научно-исследовательской работе, особенно на экологические темы; ·
создание экологической воспитывающей среды в университетском городке; ·
повышение экологической культуры преподавателей.
Итак, как мы выяснили, на данном этапе развития человеческого общества формирование у людей экологической культуры является важнейшей задачей, стоящей перед основными институтами экологического воспитания (семья, школа, высшие учебные заведения). Ведь именно благодаря формированию и развитию экологической культуры человечество будет продолжать жить и процветать.
В воспитании нравственного отношения к природе большую роль играет семья, школа, трудовой коллектив. Успех этого воспитания во многом зависит от экологического образования, особенно дошкольного и школьного. Экологическое образование - это система обучения экологии, направленная на усвоение теории и практики рационального природопользования и охраны природы, формирование экологического мышления и мировоззрения, базирующихся на принципе индивидуальной экологической ответственности. Экологическое образование должно быть непрерывным - начинаться в дошкольных учреждениях и в младших классах школы и продолжаться в старших классах школы, в вузах и на специальных курсах переподготовки специалистов. Оно должно сочетаться с экологическим просвещением - пропагандой экологических знаний через средства массовой информации.
Трудно определить, когда и почему умерли в людских душах совесть и любовь к природе.
Мы сможем справиться с экологическим кризисом, если каждый начнет с себя, задумается и пересмотрит систему жизненных приоритетов. Экологическая проблема - проблема нравственности, но все они определяют и регулируют отношения человека к природе и не могут быть распространены на природу как источник воздействия на человека и на те отношения, которые характеризуют взаимосвязь объектов природы.
Объединившись мы можем уберечь экологическую составляющую нашего мира!