Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эколого-психологический тренинг | Кредина Елена Валерьевна. Работа №338676

Дата публикации:
Автор:
Описание:

     Цель:

формирование экологического сознания у обучающихся, через коррекцию и развитие отношения к себе и окружающей природе.

 

    Задачи:

- формирование активной позиции и нравственного отношения к природе;

- обучение умениям и навыкам взаимодействия личности с природой и её

  объектами;

- развитие перцептивных возможностей личности при его контактах с

  природными объектами;

- раскрытие и реализация творческих возможностей личности;

- расширение индивидуального экологического пространства.

 

      Тренинг проводится с группой из 6 – 12 человек и рассчитан на 1,5-2 часа. Возраст участников тренинговой группы от 12 лет (элементы эколого-психологического тренинга можно использовать в работе с обучающимися начальных классов).

Эколого-психологический тренинг

«Я и природа»

 

Цель:

формирование экологического сознания у обучающихся, через коррекцию и развитие отношения к себе и окружающей природе.

 

Задачи:

- формирование активной позиции и нравственного отношения к природе;

- обучение умениям и навыкам взаимодействия личности с природой и её

объектами;

- развитие перцептивных возможностей личности при его контактах с

природными объектами;

- раскрытие и реализация творческих возможностей личности;

- расширение индивидуального экологического пространства.

 

Тренинг проводится с группой из 6 – 12 человек и рассчитан на 1,5-2 часа. Возраст участников тренинговой группы от 12 лет (элементы эколого-психологического тренинга можно использовать в работе с обучающимися начальных классов).

 

Материалы и подготовка: бумага, ручки, карандаши, краски, кусочки коры.

 

Конспект занятия

 

I этап.

Ввод участников в занятие, запуск (объяснение правил, то есть содержания и способов взаимодействия, самоопределение участников и постановка задач).

 

Знакомство с правилами группы.

1 правило.

- быть принятым и активно принимать других участников группы.

2 правило.

- не бояться других и пользоваться полным доверием группы.

3 правило.

- заботиться об окружающих, помогать им и рассчитывать на их помощь.

Если есть предложения со стороны участников группы, необходимо их рассмотреть и добавить в общий список.

 

Ритуал начала занятия.

Сесть плотно в круг, прижаться локтями друг к другу, закрыть глаза, молча посидеть 1 минуту, думая о себе, о своей группе, о природе, окружающей всех нас.

 

 

II этап.

Основной (организация поиска решения поставленных целей и задач, взаимодействие участников группы).

 

Упражнение 1. «Природа в моей жизни».

Цель: помочь участникам группы составить представление друг о друге, узнать отношение к природе каждого из них.

Процедура: Каждому участнику предлагается письменно 10 раз закончить высказывание «Природа в моей жизни…» После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.

 

Природа

в моей жизни…

Примерные высказывания

1.

Предмет моей заботы

2.

Проведение досуга

3.

Способ восстановления душевного равновесия

4.

Источник вдохновения и др.

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

 

 

Упражнения 2, 3, 4

Цель: помочь участникам группы в приобретение опыта общения с природными объектами.

 

2. «Встреча с деревом».

Участники разбиваются на пары. Одному из пары завязывают глаза, получается один поводырь, другой ведомый. Поводырь проводит немного ведомого, подводит к дереву, дает ему его ощупать, уводит. Теперь ведомый должен найти свое дерево. В процессе поиска должен описать, как он запомнил свое дерево.

 

3. «Ноев ковчег».

В этом упражнении используются карточки с названиями животных, по две каждого вида. Карточки раздаются участникам. Теперь каждый должен найти свою пару, не говоря ни слова, а только изображая свое животное. Обсудить.

 

4. «Спящий скряга».

Один участник сидит на чем-нибудь и охраняет свое «богатство», у него завязаны глаза. Все остальные располагаются по кругу него, на расстоянии 3-4 метров, и начинают подкрадываться к скряге, чтобы забрать у него «богатство». Если он услышит шорох, то указывает туда пальцем, тот на кого он указал пальцем замирает, погибает. Так до тех пор, пока кто-нибудь не захватит «богатство». Участникам необходимо объяснить, что игра характеризует поведение животных в лесу.

 

Упражнение 5. «Человечек из коры».

Цель: помочь участникам группы в расширении перцептивного опыта, развитии эмпатии и воображения.

Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д. После этого в кругу каждый рассказывает группе о своих ощущениях, старается дать максимум информации о кусочке коры. Участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих человечков, соответствующих «своему» кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек «родился».

 

Упражнение 6. «Веселый зоопарк».

Цель: идентификация с природными объектами.

Процедура: Участники должны представить себя, например, слонами. Необходимо двигаться как слоны, издавать звуки как слоны.

Затем, представить себя веселыми мартышками, попрыгать как мартышки, издавать звуки как мартышки.

Представить себя птицами, бабочками, кузнечиками, зайчиками и пр.

 

Упражнение 7.

Цель: помочь участникам группы в развитии эмпатии к объектам природы, в усилении эмоционального и практического компонентов личностного отношения к природе.

Процедура: Участники должны подумать и записать, что каждый из них должен сделать для улучшения состояния окружающей среды. После того, как участники расскажут о своих обязанностях, они должны сделать общий вывод.

 

 

III этап.

Заключительный (обсуждение способов взаимодействия участников, отношений между ними, причин возникновения конфликтов и возможных способов их избегания и ликвидации).

 

Заполнение психологического дневника (предлагается участникам группы ответить на следующие вопросы).

- сегодняшнее занятие произвело на меня большое впечатление (оценка по 5-балльной системе) или не произвело никакого впечатления…

- я чувствовал себя свободно 5 4 3 2 1 скованно

- большое влияние на ход занятия оказали следующие моменты:

 

 

 

- лично мне мешало поведение:

 

- на следующем занятии я хотел бы участвовать в игре с

 

 

 

Ритуал прощания

Встать всем в круг, взяться за руки, закрыть глаза и подумать 1 минуту о себе, о своей группе, о природе, окружающей нас всех.

 

 

 

 

 

Литература:

 

Аверченко Л.К.

Человековедение

. Омск, 1998

Дерябо

С.Д.,

Ясвин

В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону,1996

Ясвин

В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×