Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности | Усольцева Наталья Владимировна. Работа №345360. Номер работы: №345360

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам экономического воспитания дошкольников и формированию предпосылок финансовой грамотности на раннем этапе развития. Рассматривается важность воспитания у детей старшего дошкольного возраста начальных экономических понятий, таких как деньги, обмен и труд. В статье описываются основные методы и подходы, используемые воспитателями для формирования у детей первых представлений о финансах и экономических взаимодействиях.

Ключевые слова: экономическое воспитание, финансовая грамотность, дошкольное образование, экономические понятия, подготовка к школе.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

Усольцева Наталья Владимировна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №13» г. Каменск-Уральский

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам экономического воспитания дошкольников и формированию предпосылок финансовой грамотности на раннем этапе развития. Рассматривается важность воспитания у детей старшего дошкольного возраста начальных экономических понятий, таких как деньги, обмен и труд. В статье описываются основные методы и подходы, используемые воспитателями для формирования у детей первых представлений о финансах и экономических взаимодействиях.

Ключевые слова: экономическое воспитание, финансовая грамотность, дошкольное образование, экономические понятия, подготовка к школе.

 

Финансовая грамотность является важнейшей составляющей современного общества, и формирование основ этой компетенции должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Дети, начиная с раннего детства, сталкиваются с ситуациями, которые требуют понимания элементарных экономических принципов, таких как обмен, покупка, накопление. Однако обучение этим понятиям должно быть адаптировано к особенностям восприятия дошкольников и представлено в игровой, увлекательной форме, что делает процесс освоения финансовых навыков естественным и доступным для ребенка.

Экономическое воспитание дошкольников нацелено на формирование предпосылок финансовой грамотности, необходимых для дальнейшего успешного обучения и взаимодействия с миром экономики. В этом процессе важную роль играет педагогическая деятельность воспитателя, направленная на развитие у детей навыков рационального обращения с ресурсами, понимания трудовых усилий и значимости обмена. Цель этой статьи — рассмотреть основные подходы к экономическому воспитанию дошкольников и способы формирования предпосылок финансовой грамотности.

Экономическое воспитание в дошкольных учреждениях играет важную роль в формировании основ финансовой грамотности у детей. Уже на этапе дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться первые представления о деньгах, товарах и услугах. Это происходит через наблюдения за действиями родителей, через игры и социальное взаимодействие. Задача воспитателя — систематизировать эти знания, сделать их осознанными и доступными для ребенка. Дети должны понимать, что деньги — это не просто средство для покупки игрушек или сладостей, а результат труда и обмена.

Финансовая грамотность закладывается через понятие стоимости вещей, труда и обмена, которые ребёнок может постигать через игровую деятельность. Например, в процессе сюжетных игр, где дети играют в «магазин», у них появляется возможность на практике освоить основы экономических процессов, таких как обмен товара на деньги. Важно, чтобы воспитатель направлял этот процесс, помогая детям осознать связи между трудом, деньгами и возможностью приобретения вещей. Это позволяет сформировать у детей начальные экономические представления, которые лягут в основу их дальнейшего понимания финансового мира.

Игра, будучи ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, является основным инструментом формирования экономических знаний и навыков у детей. Через игровую деятельность дети получают опыт взаимодействия с экономическими процессами в условиях, близких к реальной жизни. Например, игры, имитирующие работу магазина, ресторана или строительной компании, позволяют детям моделировать экономические отношения, учиться принимать решения о тратах, понимать важность трудовых усилий и умения управлять ресурсами.

Игровая форма обучения не только делает процесс изучения финансов доступным и интересным, но и позволяет воспитывать у детей мотивацию к разумному отношению к материальным благам. Когда ребенок осознает, что труд приносит результаты, и что его труд может быть вознагражден, это формирует основу для дальнейшего развития его финансовой грамотности. Воспитатель в этом процессе играет ключевую роль, направляя игру, объясняя детям смысл тех или иных действий и помогая делать выводы из игровой деятельности.

Также стоит отметить, что игра позволяет детям усвоить важные социальные навыки, такие как сотрудничество, обмен, ответственность. Все эти качества будут важны для успешной адаптации в школьной среде и в дальнейшем — в мире экономических отношений. Игра не только развивает у ребенка экономические знания, но и способствует его общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Экономическое воспитание в дошкольном возрасте не только формирует у детей начальные представления о финансах, но и закладывает основы для их будущего финансового поведения. Дети, которые с раннего возраста учатся понимать ценность труда, осознавать необходимость управления ресурсами, будут более подготовлены к взрослой жизни и экономическим вызовам, которые она перед ними поставит. В этом контексте роль воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям понять связь между трудом, результатами труда и материальными благами.

Формирование финансовой грамотности также связано с воспитанием у детей чувства ответственности за свои действия. Воспитатель, объясняя детям необходимость бережного отношения к ресурсам, помогает им осознать, что финансовая жизнь требует планирования, учета и взвешенных решений. Все это создает основу для дальнейшего понимания ребенком более сложных экономических процессов в школьном возрасте и в дальнейшей взрослой жизни.

Таким образом, экономическое воспитание дошкольников — это важный этап подготовки детей к финансовой жизни, который закладывает основы их будущего взаимодействия с миром экономики. Правильная организация педагогического процесса, основанная на использовании игр и практических заданий, позволяет детям не только освоить начальные экономические понятия, но и развить у них навыки, которые будут важны на протяжении всей жизни.

 

Список литературы

1. К вопросу о формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Зенова, Н. П. Проводова, А. С. Хамбекова [и др.] // Педагогическое мастерство: материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань: Молодой ученый, 2022. — С. 19-23.

2. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×