Экономика отраслевых рынков и конкурентная политика | Каширин Евгений Александрович. Работа №308638
Началу развития теоретического направления в экономике отраслевых рынков поспособствовали работы Уильяма Джевонса в начале 1880-ых годов. Они были посвящены анализу чистой монополии и совершенной конкуренции. Помимо Джевонса огромный толчок в развитии экономики отраслевых рынков дали: Альфред Маршалл (он положил начало технологической концепции конкуренции, показал преимущества производств большого масштаба), Джон Кларк (в начале 20-го века вышли его работы, которые стали импульсом для развития прикладных эмпирических исследований отраслевых рынков). В момент, когда Кларк показал миру свои работы, в экономической науке сформировалась и была утверждена статистическая модель конкуренции и монополии.
Каширин Е.А. (21Э-201)
Экономика отраслевых рынков и конкурентная политика: история и современные тенденции
Ключевые слова: тенденции, конкуренция, экономика, рынок, фирма.
Началу развития теоретического направления в экономике отраслевых рынков поспособствовали работы Уильяма Джевонса в начале 1880-ых годов. Они были посвящены анализу чистой монополии и совершенной конкуренции. Помимо Джевонса огромный толчок в развитии экономики отраслевых рынков дали: Альфред Маршалл (он положил начало технологической концепции конкуренции, показал преимущества производств большого масштаба), Джон Кларк (в начале 20-го века вышли его работы, которые стали импульсом для развития прикладных эмпирических исследований отраслевых рынков). В момент, когда Кларк показал миру свои работы, в экономической науке сформировалась и была утверждена статистическая модель конкуренции и монополии[3].
В 1930-ых годах благодаря Эдварду Чемберлину и Гарольду Хотеллингу, читатели их работ могли ознакомиться с моделями рынков с дифференцированной продукцией. Также Чемберлин один из первых написал работы по анализу олигополистического рынка, а его вклад в теорию несовершенной конкуренции проявился в введении понятия «монополистическая конкуренция». Великая депрессия с 1929 года по 1939 год дала понять, что необходимо пересмотреть роль конкуренции в работе рыночного механизма. В 1950-е годы Эдвард Мэйсон предложил парадигму «Структура-Поведение-Результат» также данную парадигму называют «Гарвардской», а Джо Бэйн дополнил её. Уже в этой парадигме считалось, что конкуренция – неотъемлемая часть структуры рынка[3].
В период с 1960 по 1970-е появляется теория квазиконкурентных рынков Баумоля, Панзара и Уиллига. Квазиконкурентный рынок – рынок, в рамках которого существует крупная фирма, которая по всем признакам может называться доминирующей, но не становится доминирующей из-за своего стратегического плана поведения ввиду особенностей рынка.
С середины 1980-х годов конкуренцию начинают рассматривать как особенную форму взаимодействия фирм, появляется теория игр, наступает время новой индустриальной экономики.
Современные тенденции экономики отраслевых рынков можно разделить на два направления:
Чикагская школа
–
строгий анализ зависимостей на основе построения теоретических моделей.
Гарвардская школа – системный анализ отраслевых рынков на эмпирической основе
[1]
.
Нам уже известно, что в Гарвардской школе преобладают эмпирические исследования. А зародилось это направление благодаря Джо Бэйну и Эдварду Мэйсону, которые предложили парадигму «Структура-поведение-результат» (рис.1).
Рис.1 Парадигма «Структура-Поведение-Результат» (СПР)[1].
Основная идея парадигмы заключается в том, что эффективность отрасли определяется поведением покупателей и продавцов, их поведение зависит от структуры рынка, а она находится под влиянием основных факторов, которые воздействуют на рынок отрасли как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Также на отрасль воздействуют и многие другие факторы: доступность сырья, качество сырья, наличие или отсутствие спроса, плохо развитая инфраструктура и так далее. Чтобы определить насколько эффективна та или иная отрасль, нужно оценить темпы научно-технического прогресса внутри неё, эффективность использования ограниченных ресурсов, направления, в которых реализуются результаты функционирования производителей в отрасли. Иными словами, направление Гарвардской школы в экономике отраслевых рынков включает в себя исследование взаимосвязей, которые возникают в процессе функционирования рынка отрасли и изучают манеру поведения производителей, а также их эффективность.
Чикагская школа относится к теоретическому направлению, включает в себя методы микроэкономического анализа и теории игр, она новее Гарвардской и противопоставляется ей в том, что её представители не придерживались парадигмы СПР и считали, что структура отрасли не может полностью определять поведение производителей (игроков). Исследования данного направления проводятся на основе трудов Коуза, Баумоля, Панзара, Френсиса Эджуорта, Штакельберга. В рамках Чикагской школы весомый толчок в развитии получило исследование квазимонопольных рынков. Квазимонопольный рынок – тот рынок, в рамках которого существует монопольная власть, низкий уровень концентрации продавцов, а центром исследования в таких рынках является выявление процессов и причин, которые поспособствовали появлению монопольной власти[1].
В современных реалиях экономики отраслевых рынков и конкурентной политики фирма занимает место одного из основных институтов и является отдельным субъектом экономической деятельности. Её отличия от других хозяйствующих субъектов состоят в следующем (Рис.2).
Рис. 2 Отличия фирмы от других хозяйствующих субъектов[2].
Также каждый производитель стремится уменьшить свои издержки, их разделяют по характеру реакции на изменение объёма выпуска продукции(Q) на три вида: постоянные (FC), переменные(VC) и общие(TC) (Рис.3).
Рис. 3 Реакция разных видов издержек на изменение объёма выпуска продукции[2].
Что касается конкурентной политики в современных реалиях, то она отличается от политики рынка совершенной конкуренции, напрямую связана с особенностями нынешних рыночных структур, таких как монополистическая или олигополистическая, ведь в условиях монополии среднерыночная цена будет выше, а объём ниже, чем при совершенной конкуренции. Также современной монополии характерно, что сумма излишков у потребителя и продавца ниже и характерна аллокационная неэффективность. Аллокационная неэффективность – ситуация, когда устанавливаемая на рынке цена превышает предельные издержки по выпуску соответствующей продукции[1].
Экономика в наши дни является очень важной частью истории человечества, да и жизни любого человека, а особенно предпринимателей, производителей, которые нашли себя в какой-то отрасли. Эти люди ежедневно сталкиваются с новшествами как в технологиях производства, так и в сфере теории их деятельности. А конкуренция в этом деле имеет тенденцию постоянного роста числа фирм-участников, поэтому нужно следить за появлением новых способов конкуренции, числом участников, чтобы оставаться на плаву и повышать прибыль своего предприятия.
Научный руководитель: Силова Е.С.
СОДЕРЖАНИЕ
Современная конкурентная политика//
Cyberleninka
: режим доступа
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-konkurentnaya-politika-teoreticheskiy-analiz-i-opyt-realizatsii-na-primere-es-i-rossii/viewer
Структура отраслевых рынков Шерер Ф., Росс Д.
, 1997г.
Теория отраслевых рынков как наука//
StudFiles
: режим доступа
URL: https://studfile.net/preview/6179537/
Каширин Евгений Александрович, экономика, 2 курс, Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования, Челябинский государственный университет. (kashirin06112002@gmail.com).