ЭКСКУРСИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. | Жмакина Юлия Алексеевна. Работа №363325
Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и так далее), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода.
Экскурсия – форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и прочее.
Экскурсия – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.
Экскурсии, проводимые с дошкольниками, можно классифицировать по ряду критериев:
По содержанию – экскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и так далее). Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе – архитектурные ансамбли минувших веков.
По форме проведения – помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют экскурсии прогулки в основном на природоведческие темы в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке.
По составу участников – перед проведением мероприятия воспитателю следует продумать, сколько детей целесообразно вовлечь в конкретную экскурсию. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведения – экскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.
По характеру передвижения – экскурсии бывают пешеходные, транспортные, а также комбинированные. Обязательно учитываются погодные условия и особенности дороги. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Структура природоведческой экскурсии включает: вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы.
Построение экскурсий и последовательность их проведения зависит от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы [1].
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства [2].
Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.
Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Воспитатели учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать [4].
На экскурсиях детей знакомят не только с природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.
Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность – все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений [3].
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами.
ЭКСКУРСИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Аннотация: данная статья посвящена экскурсии с детьми старшего дошкольного возраста как одно из средств экологического образования дошкольников. Раскрыта классификации экскурсий в ДОО, структура природоведческих экскурсий, раскрыты преимущества экскурсий.
Ключевые слова: экскурсия, старший дошкольный возраст, экологическое образование, природоведческая экскурсия.
Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и так далее), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода.
Экскурсия – форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и прочее.
Экскурсия – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.
Экскурсии, проводимые с дошкольниками, можно классифицировать по ряду критериев:
По содержанию – экскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и так далее). Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе – архитектурные ансамбли минувших веков.
По форме проведения – помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют экскурсии прогулки в основном на природоведческие темы в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке.
По составу участников – перед проведением мероприятия воспитателю следует продумать, сколько детей целесообразно вовлечь в конкретную экскурсию. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведения – экскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.
По характеру передвижения – экскурсии бывают пешеходные, транспортные, а также комбинированные. Обязательно учитываются погодные условия и особенности дороги. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Структура природоведческой экскурсии включает: вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы.
Построение экскурсий и последовательность их проведения зависит от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы [1].
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства [2].
Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.
Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Воспитатели учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать [4].
На экскурсиях детей знакомят не только с природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.
Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность – все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений [3].
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами.
Литература и примечания:
[1] Еркина, С. В. Экологические экскурсии как форма экологического образования старших дошкольника / С. В. Еркина, О. Ю. Ковбаса, И. В. Казакова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2017. – № 1. – С. 79–82.
[2] Соколова, Н. Н. Экологическое развитие детей на экскурсии / Н. Н. Соколова // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 812–820.
[3] Чурбакова, С. Ю. Экологическая экскурсия как форма экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста / С. Ю. Чурбакова, И. В. Родионова, Л. А. Прилуцкая // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 1 (8). – С. 171–174.
[4] Якункина, Т. Ю. Организация экскурсий в процессе экологического воспитания / Т. Ю. Якункина // Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения: материалы круглого стола, 25 нояб. 2016 г. / сост. и отв. ред. М. С. Смирнова ; МГПУ. – М., 2016. – С. 76–80.