Экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к берёзке» | Жуланова Екатерина Николаевна. Работа №301472
Автор: Жуланова Екатерина Николаевна
Непосредственно образрательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста экскурсия "В гости к берёзке". В результате НОД ребенок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности; способен рассуждать и давать адекватные объяснения о значимости и пользе берёзы для людей, необходимости бережного отношения к природе в целом. У ребенка формируются умения и навыки для осуществления различных видов детской деятельности. Занятие можно провести как в помещении, так и в парке, лесу и тд.
Екатерина Николаевна Жуланова
воспитатель первой квалификационной категории
филиал МАОУ «Сервинская ООШ» «Детский сад д. Тарова»
Экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста
«В гости к берёзке»
Цель: Показать детям значимость природы для человека
Задачи:
Обучающие: Продолжать знакомить детей с деревьями Прикамья. Расширять их представления о значимости и пользе берёзы.
Развивающие: Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности. Помочь детям в проявлении осознанного бережного экологического и эстетического отношения к природе.
Воспитательные: Вызвать эмоциональный отклик от встречи с природой. Воспитывать любознательность.
Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности; способен рассуждать и давать адекватные объяснения о значимости и пользе берёзы для людей, необходимости бережного отношения к природе в целом; у ребенка сформированы умения и навыки для осуществления различных видов детской деятельности.
Предварительная работа: чтение и разучивание стихов, рассматривание картин, разучивание хоровода «Посадили мы берёзку», знакомство с изделиями из бересты.
Оборудование: короб с берестой, кусочками древесины, берёзовым соком и инструментами для исследования; иллюстрации берёзы в разное время года, набор карточек «Можно - нельзя», фишки, разноцветные ленты, конверт с письмом.
Ход:
Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем в гости к дереву, которое растет в нашем крае, про него в народе говорят так: «Где это дерево вырастает, там русский человек приживается».
Если дети затрудняются, читает загадку:
«Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одёжке, свесив сережки?»
Вот мы и на месте. Как много разных деревьев! Бегите к берёзке! А теперь посмотрим, правильно ли вы определились. Послушайте стихотворенье.
Ребенок: Берёзка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета
Встречает горячее лето.
Воспитатель раскладывает карточки с изображением берёзы.
Берёза может быть очень разной. Встаньте, пожалуйста, возле того изображения, которое вам больше нравится. Почему?
Динамичная пауза. Воспитатель: А теперь найдем самую большую (высокую, стройную и т.д.) берёзу.
У нас в Прикамье берёзу очень любят и ценят за её волшебные качества, которыми она щедро делится с людьми. Хотите знать какие это качества?
Возле последней берёзки дети находят короб с материалом и инструментами для исследовательской деятельности.
Исследование разных частей берёзы.
Воспитатель: Чем необычна её кора? (гладят, расслаивают)
Белую кору называют берестой. Для чего нужна кора дереву? В белой бересте есть отдушины (чечевички), через них берёзка дышит.
В древние времена наши предки писали на бересте. Попробуйте и вы (углем, карандашом, стекой).
Какие изделия делали из бересты? (короба, корзины, лапти, туеса…) Берестяная посуда лучше любого термоса или холодильника сохраняет свежесть продуктов.
А из какой части берёзы делают мебель? А во что ещё может превратиться ствол берёзы? (лыжи, фанера, кухонная утварь, рукоятки инструментов…) Дети рассматривают кусочки древесины, пытаются согнуть.
Берёзовые дрова горят долго, выделяя много тепла, света и приятного аромата.
Берёзовые ветки и листья используют в бане. Как? Дать детям возможность понюхать, ощутить аромат.
А ещё людям помогают лекарства из почек берёзы и чаги. Добавив к ним сережки можно получить вкусный и полезный чай.
Предлагаю вам утолить жажду соком. Узнали какой? Он напитает вас силой и добрым духом.
За такую щедрость люди берёзке благодарны и бережно к ней относятся.
Исстари человек соблюдает такое правило: не брать у берёзы лишнего, не доводить её до болезни, чтобы она была жива и здорова. Как вы думаете, что это значит?
Дидактическая игра «Можно - нельзя».
Дети берут фишку красного или зеленого цвета и образуют пары (цвет фишек разный). Воспитатель показывает карточку (скворечник на дереве, костер под деревом и т.д.) и предлагает поднять соответствующую фишку (красный цвет – нельзя, зеленый – можно). Пара должна объяснить свой выбор.
Воспитатель: Относится ли это правило к другим деревьям, к природе? Будем мы его соблюдать?
А теперь давайте поблагодарим берёзу: украсим лентами и поводим хоровод (если есть необходимость – собрать мусор возле деревьев)
Воспитатель незаметно весит на ветку яркий конверт. Ребята, посмотрите, для нас письмо!
Письмо берёзы
Дорогие ребята! Я рада, что вы ко мне пришли! Я вас так ждала, ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Пригодился вам мой короб? Рада, что вы так много знаете. Спасибо вам, ребята! Очень мы, березы, любим слушать о себе. У нас даже свой праздник есть.
Возьмите мои листочки на память и приходите ко мне еще!
Ваша березка.
Воспитатель: Вернемся полюбоваться берёзой в праздник? Тогда наверняка узнаем о ней ещё много нового. Листья берёзки сохраним для открытки малышам и расскажем им о таком чудесном дереве нашего края.