ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Урванцева Наталья Михайловна. Работа №346897. Номер работы: №346897
Важной особенностью принятого ФГОС НОО является усиление практической направленности образования, использование приобретенных знаний и умений в учебной деятельности и повседневной жизни.
Освоение содержания курса «Окружающий мир» невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что в свою очередь неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр. Решение основных задач современного образования невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Поэтому в начальной школе крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе, в условиях школы и дома. Именно опыты, которые проводятся в домашних условиях, должны сыграть огромную роль в развитии познавательного интереса ребёнка к окружающему миру. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.
ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из наиболее явных и ранних проявлений деятельности ребенка служит его чистое стремление к познанию и исследованию окружающей среды. Исследовательская деятельность выступает неотделимой частью поведения любого живого организма как условие его выживания и развития в изменяющейся среде.
На cегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недоcтаточной теоретичеcкой проработанностью вопроcа, нехваткой методической литературы и – что cамое главное – отcутcтвием направленности педагогов на данный вид деятельности. Cледствием являетcя медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы школьных учреждений. Младшие школьники – прирожденные иccледователи. И тому подтверждение – их любознательноcть, постоянное cтремление к экcперименту, желание cамоcтоятельно находить решение в проблемной cитуации. Задача педагога – не преcекать эту деятельноcть, а наоборот, активно помогать.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Исследовательская деятельность может быть определена как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.
Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.
На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И,тем не менее, занимательность как фактор выявления интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоции удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого испольнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психодогии достаточно давно, хотя она далека от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин, В.А.Крутецкий, В.С.Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, А.И.Крупнов и т.д.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир. на его переустройство, что непосроедственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки.
Наиболее общими и важными задачами развития являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие любознательностьности и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Таким образом, в процессе развития детей младшего школьного возраста интерес к исследовательской деятельности выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности непрерывному образованию.
Развитие интереса к исследовательской деятельности возможно к следующих условиях:
1.Познавательные занятия.
2. Развивающая предметная среда.
Развивающая предметная среда – прекрасное условие для формирования таких качеств, как умение прогнозировать результаты, выбрать нужный материал продумывать определенную последовательность действий, четко и понятно рассказывать о своих замыслах всем заинтересованным лицам.
Педагогическая среда – специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.
Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте младший школьник получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. Главное достоинство метода экспериментирования в младшей школе заключается в том, что:
дети получают реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза.
В процессе экспериментирования словарь младших школьников пополняется словами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.
Интенсивное развитие экспериментирования во всех его видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности младшего школьника, развитию интереса к окружающей среде, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.