Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников | Шевелькова Анна Айгениусовна. Работа №345925

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассмотрены особенности экспериментирования как средства развития познавательной активности у дошкольников. Описаны преимущества использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе, а также ее влияние на развитие детей. Выделяются основные педагогические условия, необходимые для организации экспериментирования в детском саду. Предложены практические рекомендации по внедрению и проведению экспериментов, направленных на развитие у дошкольников познавательных способностей и интереса к окружающему миру.

Ключевые слова: экспериментирование, познавательная активность, дошкольное образование, исследовательская деятельность, развитие детей.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Шевелькова Анна Айгениусовна,

воспитатель МДОУ ИРМО «Горячеключевской

детский сад», Иркутская область

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности экспериментирования как средства развития познавательной активности у дошкольников. Описаны преимущества использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе, а также ее влияние на развитие детей. Выделяются основные педагогические условия, необходимые для организации экспериментирования в детском саду. Предложены практические рекомендации по внедрению и проведению экспериментов, направленных на развитие у дошкольников познавательных способностей и интереса к окружающему миру.

Ключевые слова: экспериментирование, познавательная активность, дошкольное образование, исследовательская деятельность, развитие детей.

 

Познавательная активность дошкольников — это важный аспект их общего развития. Формирование интереса к знаниям, стремление к исследованию окружающего мира и желание узнать что-то новое — это черты, которые способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей детей. Одним из эффективных методов формирования познавательной активности является экспериментирование.

Экспериментирование как метод позволяет детям активно взаимодействовать с окружающей средой, решать практические задачи, ставить и проверять гипотезы. Оно не только развивает исследовательские навыки, но и формирует умение анализировать и делать выводы, что играет важную роль в дальнейшем обучении ребенка.

Рассмотрим роль экспериментирования в развитии познавательной активности. Экспериментирование в дошкольном возрасте направлено на создание ситуаций, которые стимулируют детей к самостоятельному поиску ответов. Оно позволяет интегрировать игру и обучение, делая процесс познания более увлекательным и доступным для детей младшего возраста.

Экспериментальная деятельность помогает детям научиться наблюдать, анализировать и сопоставлять факты. В процессе проведения экспериментов дети учатся ставить вопросы, проверять гипотезы и находить ответы самостоятельно. В ходе экспериментов у дошкольников развиваются когнитивные процессы: память, внимание, мышление и воображение. Эти процессы стимулируются через деятельность, направленную на изучение и исследование новых явлений и объектов.

Экспериментирование создает условия для формирования устойчивого познавательного интереса. Дети не только выполняют задания воспитателя, но и активно ищут ответы на собственные вопросы, что повышает их внутреннюю мотивацию к обучению.

Эксперименты учат детей самостоятельно находить решения задач, действовать по плану и анализировать результаты своей деятельности, что формирует у них ответственность за свои действия.

Экспериментальная деятельность требует от воспитателя тщательной подготовки. Важно создать условия, при которых дети смогут свободно исследовать и экспериментировать, используя различные материалы и инструменты.

Для проведения экспериментов воспитателю нужно подготовить безопасные и простые материалы. Например, для экспериментов с водой, воздухом или светом можно использовать емкости, зеркала, бумагу и другие подручные средства.

В группе можно выделить специальные зоны, где дети смогут проводить эксперименты в свободное время. Важно, чтобы дети могли самостоятельно выбирать материалы для экспериментов и предлагать свои идеи.

На начальном этапе воспитателю следует активно помогать детям в проведении экспериментов, объяснять их суть и показывать, как можно ставить гипотезы и проверять их. Со временем можно давать детям больше свободы, чтобы они сами могли организовывать исследовательскую деятельность.

Экспериментирование не обязательно должно быть отдельной деятельностью. Оно может быть органично включено в другие образовательные процессы, например, при изучении окружающего мира, природы или математики.

Простые и доступные эксперименты можно организовать в рамках любой образовательной программы. Приведем несколько примеров:

Эксперименты с водой. Изучение свойств воды, например, растворимость разных веществ, может быть интересным и полезным для детей. Они могут наблюдать, что растворяется в воде, а что нет, и делать выводы о свойствах различных материалов.

Эксперименты с воздухом. Дети могут исследовать, как воздух влияет на движение предметов, наблюдая за поведением воздушных шариков, бумаги или легких игрушек.

Эксперименты с растениями. Например, можно организовать эксперименты по изучению условий, необходимых для роста растений. Дети могут наблюдать, как растение растет в условиях разного освещения или полива.

Эксперименты со светом и тенью. Дети могут изучать, как изменяются тени в зависимости от угла света, и использовать это для создания собственных композиций или игр с тенями.

Для того чтобы экспериментальная деятельность действительно способствовала развитию познавательной активности детей, необходимо соблюдать несколько важных условий:

1. Важно поощрять у детей стремление задавать вопросы, активно интересоваться тем, что происходит вокруг. Воспитатель должен быть проводником, который помогает ребенку найти ответы на его вопросы, но не давать их сразу.

2. Дети должны иметь возможность самостоятельно выбирать, какие эксперименты проводить и каким образом. Это помогает формировать у них самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности.

3. Каждый ребенок развивается в своем темпе, и воспитателю важно учитывать индивидуальные особенности детей при проведении экспериментов. Кто-то быстрее схватывает суть эксперимента, а кому-то нужно больше времени и дополнительных объяснений.

4. Важное условие — это обеспечение безопасности детей при проведении экспериментов. Воспитатель должен следить за тем, чтобы используемые материалы и инструменты не представляли опасности для детей.

В заключение следует отметить, что экспериментирование — это важный элемент образовательного процесса в дошкольном учреждении, который способствует развитию познавательной активности детей. Оно позволяет детям через игру и практическую деятельность осваивать новые знания и навыки, развивать исследовательские способности и интерес к окружающему миру. Организация экспериментальной деятельности требует от воспитателя тщательной подготовки, внимания к индивидуальным особенностям детей и создания условий для безопасного проведения экспериментов. Правильно организованное экспериментирование помогает формировать у детей интерес к обучению и развивать их творческий потенциал.

 

Список литературы

Антонова, Л. П. (2020). Экспериментальная деятельность в дошкольном образовании: практические рекомендации. Вопросы образования, 4(3), 38-44.

Петров, А. И. (2021). Экспериментирование как способ формирования исследовательских навыков у детей. Современное образование, 6(2), 22-29.

Федорова, М. В. (2022). Влияние экспериментальной деятельности на развитие детей в дошкольном возрасте. Образование и общество, 7(1), 75-82.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×