Экспериментирование на прогулке в старшей группе | Фельк Наталья Владимировна. Работа №305547
Исследовательская, поисковая активность- это огромная возможность для детей думать, пробывать. искать, эксперементировать, а самое главное самовыражаться.Наша задача- помочь детям в проведении этих исследований. сделать их полезными. Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовольствие, а значит личностно ориентирована на каждого ребенка.В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе.
«Эксперименты проводимые на прогулке в старшей группе»
В нашем современном мире перед школой, воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Дети по своей природе- исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой детский сад.
Исследовательская, поисковая активность – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит личностно ориентирована на каждого ребенка. В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивать самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты ответов, выстраивать причинно-следственные связи.
Из всех форм исследовательской деятельности детей мне бы хотелось остановиться на играх-экспериментах, проводимых в совместной исследовательской деятельности педагога с детьми на зимней прогулке. При организации данной формы работы с детьми, необходимо решать следующие задачи:
Формировать у детей представление об окружающей природе; развитие способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
Поддержание у детей инициативности, сообразительности, самостоятельности, критичности.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, будут достигнуты цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания детей.
Экспериментальная деятельность начинается с постановки познавательной задачи и принятия ее детьми. Затем осуществляется ее анализ, выдвигаются предложения, отбираются способы их проверки, формируется вывод. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций. Такие ситуации возникают, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер.
В зимнее время уместно сооружения построек из снега, опыты и задания со снегом от сказочного персонажа, изготовление цветных льдинок для украшения построек. Все это развивает у детей умение планировать свою деятельность, предвидеть результат и добиваться цели.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием. Мы используем эти свойства природы для организации интересных прогулок с детьми. На основе проведенных опытов можно создать картотеку зимних экспериментов. Дети, основываясь на своих впечатлениях, схематично зарисовывают опыты, применяя знаки, символы. Картотека помогает детям вести самостоятельные беседы, рассуждения и при желании повторить опыты.
На прогулке зимой можно проводить следующие эксперименты:
- «Лед – твердая вода»
- «Где быстрее растет лёд»
- «Взаимодействие воды и снега»
- «Строим снежный город»
- «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» и др.
Проводятся опыты чаще всего в старших группах раз в неделю. В младших и средних группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Для планирования экспериментальной деятельности можно использовать следующую литературу:
Книга О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников)
Ван Клев Дж. «200 экспериментов» (перевод с английского 1995 г.)
Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты» Екатеринбург, 1995 г.
Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. экспериментирование»
Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2010 г.
«Организация деятельности детей на прогулке» Авторы Кобзева Т.Г., Желодова И.А. Волгоград 2011. Издательство Учитель.
Хочу привести несколько примеров опытов с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке зимой.
При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы? Здесь уместно провести такой опыт.
Опыт No1. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Цель.
Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Материалы.
Подносы для снеговых фигурок.
Ход.
На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.
Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Опыт No2. Ледяной секретик
Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).
Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в
окно». (Лёд). Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А.Калинчук «Зима»:
Стоят деревья в инее –
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И всё на свете в инее –
То белое, то синее.
Опыт No3. Откуда берётся иней?
Цель.Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал. Термос с горячей водой, тарелка.
Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку
оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.