Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экспериментирование с дошкольниками | Андриечко Наталья Дмитриевна. Работа №347369

Дата публикации:
Автор:
Описание:

    

    

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 КВ»

 

 

 

    

     .

 

 

 

 

«Детское экспериментирование как средство развития

познавательной активности дошкольников».

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребёнка в процессе познания действуют все органы чувств.   Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет  изучаемый  материал.

 Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое даёт реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем быстрее развиваются его познавательные способности, и   повышается познавательная активность.

     Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру.  Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне.

Но проблема заключается в том, что   часто ребенку преподносятся готовые истины, готовые выводы и обобщения.  И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать,  сравнивать, творить, получать какой-либо результат,  он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения  и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.

Такое обучение можно назвать, пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен, самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. 

Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате необходимо оборудовать уголок экспериментирования.

Значение и оборудование уголка экспериментирования имеет отличия в разных возрастных группах.

В младшем дошкольном возрасте – это манипулятивный центр, в котором используются материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктированные (песок, вода, опилки);сенсорные игры и пособия; оборудование: совочки, сито, мельница  и др. ёмкости для игр с водой, песком, снегом.  

Манипулирование предметами  это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей.  

В старшем дошкольном возрасте – это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование – весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др.; различные ёмкости; материалы – природный, бросовый, технический (болты, гайки); литература – энциклопедии, журналы, иллюстрации, игры.

Старший дошкольный возраст – это период любознательности, дети приобретают способность осуществлять экспериментирование, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей требует систематичной, целенаправленной работы педагога. Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.

Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов,

первый вид - наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например: опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.),

второй вид – наблюдение за изменением и преобразованием объектов (например: опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.)

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводится планомерно и последовательно; педагог должен учитывать возрастные возможности детей и способствовать проявлению их активности и самостоятельности.  

Практический метод это игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (например: игры «Ветер и зайка», «Искатели сокровищ», « На что похожи осадочные породы».

Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даёт педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они сосредоточить своё внимание на ходе повествования (например «Пустыня», «Воздух вокруг нас» и др.). Широко применяются в данном опыте беседы: предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда педагог знакомит детей с новой для них информацией. Обобщающая беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания (например: беседа «Можно ли вырастить камень?», «Что такое солнце?» «Что такое воздух?»). В ходе работы  необходимо научить детей задавать вопросы. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, такое задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?» «Кто больше задаст вопросов?» «Вопросы по кругу». «Кто задаст самый интересный вопрос?»

Педагогу необходимо развивать наблюдательность детей, в этом помогут игры – задания: «Рассмотри предмет». «Разложи образцы». «Найди больше отличий». «Кто заметит сходство».

Эти упражнения необходимо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

Работая с детьми по формированию познавательной активности дошкольников успешны такие приёмы как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, решение проблемных ситуаций с персонажами. Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.      

Очень важно сделать в начале года перспективное планирование экспериментальной деятельности дошкольников.  Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:

экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

познавательные занятия с элементами экспериментирования;

 демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

долгосрочные наблюдения-эксперименты.

     Экспериментальную деятельность можно организовать в трёх основных формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей и занятие (занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей (1 раз в месяц)

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

видеть и выделять проблему;

принимать и ставить цель;

решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;

фиксировать этапы действий и результаты графически.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды, наглядной агитации убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрять стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное.

В завершении хотелось бы напомнить слова К.Е.Тимирязева: «Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получить на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл».

 

«Детское экспериментирование как средство развития

познавательной активности дошкольников».

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребёнка в процессе познания действуют все органы чувств.   Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет  изучаемый  материал.

 Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое даёт реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем быстрее развиваются его познавательные способности, и   повышается познавательная активность.

     Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру.  Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне.

Но проблема заключается в том, что   часто ребенку преподносятся готовые истины, готовые выводы и обобщения.  И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать,  сравнивать, творить, получать какой-либо результат,  он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения  и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.

Такое обучение можно назвать, пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен, самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. 

Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате необходимо оборудовать уголок экспериментирования.

Значение и оборудование уголка экспериментирования имеет отличия в разных возрастных группах.

В младшем дошкольном возрасте это манипулятивный центр, в котором используются материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктированные (песок, вода, опилки);сенсорные игры и пособия; оборудование: совочки, сито, мельница  и др. ёмкости для игр с водой, песком, снегом.  

Манипулирование предметами  это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей.  

В старшем дошкольном возрасте это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др.; различные ёмкости; материалы природный, бросовый, технический (болты, гайки); литератураэнциклопедии, журналы, иллюстрации, игры.

Старший дошкольный возрастэто период любознательности, дети приобретают способность осуществлять экспериментирование, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей требует систематичной, целенаправленной работы педагога. Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.

Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов,

первый вид - наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например: опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.),

второй виднаблюдение за изменением и преобразованием объектов (например: опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.)

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводится планомерно и последовательно; педагог должен учитывать возрастные возможности детей и способствовать проявлению их активности и самостоятельности.  

Практический метод это игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (например: игры «Ветер и зайка», «Искатели сокровищ», « На что похожи осадочные породы».

Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого методасоздать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даёт педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они сосредоточить своё внимание на ходе повествования (например «Пустыня», «Воздух вокруг нас» и др.). Широко применяются в данном опыте беседы: предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда педагог знакомит детей с новой для них информацией. Обобщающая беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания (например: беседа «Можно ли вырастить камень?», «Что такое солнце?» «Что такое воздух?»). В ходе работы  необходимо научить детей задавать вопросы. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, такое задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?» «Кто больше задаст вопросов?» «Вопросы по кругу». «Кто задаст самый интересный вопрос?»

Педагогу необходимо развивать наблюдательность детей, в этом помогут игрызадания: «Рассмотри предмет». «Разложи образцы». «Найди больше отличий». «Кто заметит сходство».

Эти упражнения необходимо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

Работая с детьми по формированию познавательной активности дошкольников успешны такие приёмы как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, решение проблемных ситуаций с персонажами. Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.      

Очень важно сделать в начале года перспективное планирование экспериментальной деятельности дошкольников.  Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:

экспериментальную

деятельность, организованную педагогом;

познавательные

занятия с элементами экспериментирования;

 

демонстрационные

опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

долгосрочные

наблюдения-эксперименты.


     Экспериментальную деятельность можно организовать в трёх основных формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей и занятие (занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей (1 раз в месяц)

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

видеть

и выделять проблему;

принимать

и ставить цель;

решать

проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

высказывать

суждения, делать выводы и умозаключения;

фиксировать

этапы действий и результаты графически.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды, наглядной агитации убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрять стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное.

В завершении хотелось бы напомнить слова К.Е.Тимирязева: «Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получить на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×