ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ – УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ | Печенкина Наталия Андреевна. Работа №338375
Формирование устойчивой жизненной позиции несовершеннолетних, не допускающей в поведении экстремистских настроений. Сформировать у обучающихся отрицательное отношение к экстремизму, терроризму; сформировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения. Дать представление несовершеннолетним о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме, объяснить сущности экстремизма и терроризма, его цели. Также беседа поможет развивить у обучающихся навыки ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации; умения делать выводы; развивать самостоятельность суждений обучающихся.
ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ – УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
СО ШКОЛЬНИКАМИ
Цель: формирование устойчивой жизненной позиции несовершеннолетних, не допускающей в поведении экстремистских настроений.
Задачи:
Воспитательная задача: сформировать у обучающихся отрицательное отношение к экстремизму, терроризму; сформировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения.
Образовательная задача: дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме, объяснить сущности экстремизма и терроризма, его цели;
Развивающая задача: развивать у обучающихся навыки ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации; умения делать выводы; развивать самостоятельность суждений обучающихся.
Форма: беседа.
Вступительная часть
Много лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Наши отцы и деды свято верили и мечтали о том, что после победы на земле больше не будет войн и наступит всеобщее братство. Победа была одержана, но мир так и не наступил.
Военные конфликты, связанные с национальными, территориальными и религиозными спорами продолжаются. В нашу жизнь все настойчивее вторгается такое зловещее явление, как экстремизм и терроризм. Они несут горе, слезы, материальный ущерб, разрушения, человеческие жертвы.
Давайте вмести разберемся, что это такое, и как не попасть под влияние экстремистов и террористов.
ЭКСТРЕМИЗМ
1. Как вы понимаете значение слова «экстремизм»?
(ответы детей)
Экстремизм (от фр. exremisme, от лат. extremus – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.
Экстремизм многолик и проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности.
Различают этнический; политический, религиозный, экономический, межличностный и иные виды экстремизма, которые могут проявляться на уровне личности, группы, государства (общества).
Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию, которая основана на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
В основе экстремизма лежит агрессия. Однако это неравнозначные понятия, так как по своей сути любой экстремизм агрессивен, но далеко не каждый случай агрессии равнозначен экстремизму.
У каждого человека с детства должна закладываться мысль о том, что нужно уважать всех людей по любым признакам. Это может противодействовать различным видам экстремизма.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
2. Ребята, а что, по-вашему мнению, можно считать экстремистскими действиями?
Возможные ответы школьников: хулиганство, вандализм, осквернение мест захоронения, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, публичное разжигание национальной или расовой вражды, причинение вреда здоровью и убийство из-за национальной или расовой ненависти, терроризм.
Основные методы работы экстремистов:
– агитация, распространения листовок (обычно с расистскими призывами);
– различные акты вандализма (рисунки свастики на видных местах, и др.;
– нападения на иностранцев;
– совершение общеуголовных преступлений;
–нанесение изображений экстремистского характера, в том числе, свастики;
– хулиганство;
– распитие спиртных напитков;
– участие в столкновениях с футбольными фанатами;
– бритая голова (или короткая стрижка);
Внешние признаки: камуфляжная форма; куртки «бомберы» (черного цвета, внутри оранжевые); толстовки с капюшоном, на ногах – «берцы», «гриндорсы», закатанные джинсы. Наличие татуировок (обычно, свастика). Все они имеют в данной среде прозвища.
ТЕРРОРИЗМ
Терроризм – это крайнее проявление экстремизма, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
Терроризм – последняя стадия человеческого безумия, первым зернышком которого является экстремизм, т.е. провокация беспорядка, гражданское неповиновение и многое другое.
Суть терроризма – насилие с целью устрашения. И частью террористической тактики, направленной на вызов паники, страха у населения является теракт.
Проблема распространения экстремизма и терроризма в российском обществе является фактором, угрожающим национальной безопасности и целостности всего государства.
3. Давайте попробуем представить себе
портрет террориста. Какие они?
Возможные ответы школьников: агрессивные; жестокие; предпочитают силовые варианты при решении жизненных задач; нечувствительны к чужой боли, страданиям и потерям; лишены родительской заботы; познали раннее унижение; низкий уровень образования и общей культуры; стереотипное мышление; искаженное представление об историческом прошлом.
В результате действий террористов взрываются бомбы, гибнут люди, калечатся судьбы. Вместе с тем, атмосфера общества отравляется страхом, растерянностью, безнадежностью. На это и рассчитывают в первую очередь террористы, это их цель, это морально-психический террор против российского общества.
Террористами могут быть лица как мужского, так и женского пола. Анализ случаев совершения террористических актов показывает, что террористы-смертники в основном молодые люди 18-35 лет, различных национальностей. Имеют случаи совершения террористических актов несовершеннолетними и даже подростками.
В целях маскировки взрывного устройства (ВУ), закрепленного на теле, обычно используется неестественно свободная одежда, в результате чего возникают визуальные диспропорции между размерами головы и тела. Одежда, явно несоответствующая погоде (например, пальто в жаркий день).
У одежды нет ярких, заметных деталей. Попытки изменения внешности, в том числе грима, накладных усов, париков, повязок, частая, немотивированная смена верхней одежды, приобретение необходимых аксессуаров для изменения внешности.
Деятельность террористов не всегда бросается в глаза. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д. Возможен и другой вариант поведения. Его особенностью является заметное возбуждение, которое может сопровождаться обильным выделением пота. Человек производит резкие движения, повороты головы, оглядывается назад, как бы опасаясь преследования, облизывает губы.
Терроризм подстерегает нас везде, и поэтому мы должны знать, что делать в данной ситуации, как в данном случае вести себя, как помочь пострадавшим.
4. Как, по-вашему, вербуют в экстремистские
и террористические организации?
Возможные ответы школьников: через Интернет.
Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности.
Наиболее легко вербовке поддаются одинокие люди; люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии; имеющие серьезные нерешенные проблемы; романтики; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди, подвергающиеся различного рода дискриминации; ищущие вторую половину.
Предварительно, перед знакомством для последующей вербовки во вредную организацию, вербовщики могут исследовать странички в соцсетях – это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей (в соцсетях – таких великое множество).
Вербовщики – специально обученные люди (хотя, и необязательно профи), во время общения и взаимодействия (виртуального, а потом и реального) с потенциальным кандидатом для вербовки «прощупывают» его слабые места (условно говоря, «кнопки управления»…нитки, за которые можно дергать и манипулировать).
5. Что нужно делать, чтобы не попасть под влияние экстремистов?
Возможные ответы школьников: ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете, с помощью соответствующих настроек.
Если Вам пришло сообщение непонятного содержания с незнакомого номера, не отвечайте на него! Вырабатывайте навык наблюдателя, задавайте вопросы: «Зачем Вы мне это говорите?», «Для чего вам это нужно?».
Основными причинами распространения радикальных идей среди молодёжи является значительная зависимость от чужого мнения, социальная и материальная незащищенность молодежи, психологическая незрелость. Лидеры экстремистских и террористических группировок завлекают молодежь, часто обещая легкое решение всех проблем, в том числе и материальных.
А теперь, давайте попробуем сами определить правила поведения в случае террористической угрозы. Терроризм подстерегает нас везде, и поэтому мы должны знать, что делать в данной ситуации, как в данном случае вести себя, как помочь пострадавшим.
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?
Алгоритм действий: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, обо всех подозрительных ситуациях незамедлительно сообщать родителям и сотрудникам правоохранительных органов.
Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо?
Алгоритм действий: запомнить разговор, оценить по голосу возраст говорящего, темп речи, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
Если рядом прогремел взрыв?
Алгоритм действий: упасть на пол, убедиться в том, что не получили серьезных ранений, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую медицинскую помощь).
Если вы оказались в числе заложников?
Алгоритм действий: не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить о том, что спецслужбы начали действовать).
При нахождении на улице, в местах массового пребывания людей, общественном транспорте обращать внимание на:
– внешний вид окружающих (одежда не соответствует времени года либо создается впечатление, что под ней находится какой - то посторонний предмет);
– странности в поведении окружающих (проявление нервозности, напряженного состояния, постоянное оглядывание по сторонам, неразборчивое бормотание, попытки избежать встречи с сотрудниками правоохранительных органов);
– брошенные автомобили, подозрительные предметы (мешки, сумки, рюкзаки, чемоданы, пакеты, из которых могут быть видны электрические провода, электрические приборы и т.п.).
Не принимать от незнакомых людей свертки, коробки, сумки, рюкзаки, чемоданы и другие сомнительные предметы даже на временное хранение, а также для транспортировки. При обнаружении подозрительных предметов не приближаться к ним, не трогать, не вскрывать и не передвигать.
Заключительная часть
Терроризм и экстремизм – это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество. От экстремизма и терроризма насилия нас защищают полиция и Федеральная служба безопасности Российской Федерации, но никто не защитит нас лучше, чем мы сами!
Бывают разные ситуации – но всегда надо оставаться человеком. Доброта спасёт мир! Мы верим в то, что наступит время, в котором не будет ни экстремизма, ни терроризма.
Спасибо за внимание!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
Б Е С Е Д А
ЭКСТРЕМИЗМ – УГРОЗА ОБЩЕСТВУ!
Подготовил:
тренер-преподаватель Самойлов Д.А.
СТАРЫЙ ОСКОЛ
2024