Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Элективный курс "Хочешь быть успешным - говори правильно" | Вера Николаевна Саррова. Работа №274073

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Вера Николаевна Саррова
Элективный курс по русскому языку "Хочешь быть успешным - говори правильно"

Аттестационное задание № 2

Какой должна быть современная рабочая программа? Разработайте проект учебной программы элективного курса.

Выполнила: Саррова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 3

 

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Хочешь быть успешным – говори правильно» создана на основе учебного пособия Дудиной Г.И., Пташкиной В. Н. Русский язык. 9 класс «Хотите быть успешными? Говорите правильно!», элективные курсы.– Волгоград: Учитель, 2014.

Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. Курс предназначен для учащихся 9 классов, введен в соответствии с запросом учащихся (анкетирование учащихся).

Значение и актуальность данного курса определяется ключевой ролью речевой культуры в формировании мыслительной и общей культуры личности. Необходимость его введения обусловлена тем, что кризисное состояние языка в обществе и низкий уровень чтения и понимания текста нашими школьниками, по мнению многих ученых и общественных деятелей, представляет угрозу безопасности страны. Одним из необходимых средств сохранения и развития культуры русского языка и возрождения к нему интереса может стать наряду с совершенствованием преподавания русского языка и литературы изучение в единстве с этими предметами связующего звена между ними - предмета курса «Хочешь быть успешным - говори правильно». Культура речи занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развивает их абстрактное мышление, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Умение правильно строить свою речь способствует лучшему усвоению других учебных предметов, является фундаментом общего образования учащихся. Без овладения речевой грамотностью невозможна никакая познавательная работа, поскольку язык тесно связан с мышлением. Актуальность курса обусловлена усилением стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении. В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.

Ученики ежедневно узнают о возрастающем значении языка в современном мире, о речевой культуре как показателе общей культуры человека, поэтому данный курс востребован и необходим для более углубленного изучения речевой грамотности, овладения современными орфоэпическими, фонетическими, грамматическими нормами. Умение строить диалогическую, монологическую речь как письменную, так и устную, способствует социализации и адаптации учащихся в жизни, является залогом успеха в дальнейшей профессиональной деятельности.

Изучение курса «Хочешь быть успешным – говори правильно» направлено на достижение следующей цели: развитие речевой личности учащихся путем совершенствования нормативности и целесообразности их речи.

Достижение данной цели влечет реализацию следующих задач:

Ориентировать учащихся на интенсивную интеллектуальную работу культуры мышления.

Способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать отношение к собственной речи как к производной этой культуры.

Помогать становлению

культуросообразной

речевой личности, способной к самореализации в высказывании.

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитывать у учащихся уважение к нормам речевого этикета, личностной

адаптированности

этих норм.

Принципы, обеспечивающие преподавание этого курса

Научность: практикум и выполнение разных видо

в упражнений курса ориентированы

на владение обширной теоретической базой, знание лингвистической, психологической и педагогической специфики

речепорождения

,

речевосприятия

.

Системность:

курс делится на блоки:

«Культура речи. Языковая норма» (17 часов),

«Язык твой – друг твой» (18 часов), каждый их которых имеет

структуру, обусловленную методически оправданным углублением и усложнением трактовок понятий и категорий. Блоки представляют собой единство усвоения теории речевого общения и процесса нормативного уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Природосообразность

: учитель исходит из сложившихся ценностных ориентаций и приоритетов учащихся

,

из зоны ближайшего и актуального развития, из наличных и проектируемых возможностей каждого из них. Сведения при преподавании курса преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать; в любом случае начинать преподавание следует, разъяснив значение культуры речи в жизни учащихся, в их самореализации.

Культуросообразность

: курс преподносится в контексте русской культурно – языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к элементам повседневного общения, выходящим за пределы нормативной и целесообразной речи. Так при разговоре о маргинальных явлениях русской речи педагогу важно рассказать об их происхождении в языке, вторжении в речь, аргументировать суждения об их недопустимости в речи нашего современника.

Креативность: в основе изучения курса находится педагогика творческого взаимодействия учителя и учеников, предполагающая диалогичность в работе – возможность ролевого интерпретирования заданий в соответствии со спецификой; чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе творческих групп, творческий характер заданий – например, предполагается увидеть явление с разных сторон, преподнести в разных ролевых ситуациях, интерпре

тациях.

Последовательность: сначала у учащихся формируется и закрепляется представление о нормативности речи, затем о целесообразности, то есть о качествах оптимальной речи и возможности организовать высказывание, исходя из требований нормы, но сообразно коммуникативной ситуации для достижения необходимого эффекта общения.

Занимательность: организованы грамматические игры,

предусмотрено сочинение шарад, кроссвордов, рассказов на грамматические темы.

Укрепление связи обучения с жизнью: занятия продуманы с целью социализации, использование материала в практической деятельности, которую можно применить в дальнейшей жизни. Так учащимся предложена информация о языковых явлениях русского языка: язык

sms

, правила переписки по электронной почте, современные требования к деловому письму и деловому телефонному разговору, особенности языка рекламы.

Материал курса предлагает интересные факты о языке, материалы для наблюдения, темы для исследовательских работ.

Формы организации учебной деятельности: семинар, практикум, лекции, деловая игра, письменные творческие формы работы, что предполагает частично поисковые, проблемные, практические методы, методы самостоятельной работы. При подборе материалов для творческих работ учащимся рекомендуется использование ресурсов Интернет.

Основные методы обучения, виды деятельности учащихся: на лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и частично-поисковый методы (в зависимости от учебного материала). Применяются виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой (выписки, составление плана, тезисов, конспектов); наблюдение за речью окружающих, сбор речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, комплексный анализ текста. Предполагается создание следующих образовательных продуктов: конспекты, тезисы, схемы, статьи, визитные карточки, тексты рекламы, компьютерные презентации.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется после изучения каждого раздела в форме самостоятельных, практических или творческих работ. Итоговая аттестация - выполнение исследовательского проекта.

Технологии: технологии проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо, метод проектов, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие.

Критерии, позволяющие оценить успешность освоения программного курса.

В процессе обучения по данной программе ученик:

- способен работать над разнообразной информацией;

- может корректно выразить своё мнение по самым различным проблемам;

- умеет аргументированно доказать собственную точку зрения;

- может анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

Ведущими объектами контроля являются продуктивные коммуникативные умения устной речи.

Содержание учебного курса

I. Культура речи. Языковая норма (17 часов)

Культура речи, её предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический.

Нормативный аспект культуры речи.

Грамматические, орфографические, фонетические, лексические нормы, их изменение в результате развития языка.

Орфоэпические нормы и споры вокруг них.

Языковые нормы, их подвижность.

Стилистические нормы и их варианты.

Коммуникативные качества речи: смысловая точность, богатство синонимов, грамматическая правильность, логическая стройность, выразительность.

Культура монологической и диалогической речи.

Виды речи, сферы их употребления и назначения.

Тропы.

Фразеологизмы как одно из средств образного и выразительного языка.

Стилистические (риторические) фигуры.

Публичные выступления. Правила ведения дискуссии и диспута.

II. Язык твой – друг твой (18 часов)

Словарный запас человека. Как развивать свой лексикон?

Иноязычные слова: обогащение или оскудение языка?

Дикторское искусство (язык радио и телевидения).

Отношение к рекламному слогану.

Появление языка sms, его особенности.

Правила создания резюме, электронного письма.

Эпистолярный жанр: есть ли у него будущее?

Речевые правила телефонного общения.

Речевая ситуация и употребление этикетных формул.

Правила составления рецензии.

Общение посредством жестов и мимики.

Спич. Что это такое?

Заключительное занятие. Защита проектов.

Учебно-тематический план курса

Раздел, тема

Количество часов

 

всего

теория

практика

контроль

 

Культура речи. Языковая норма

17

11

5

1 .

Язык твой – друг твой

18

8

9

1

Всего:

35

19

14

2

 

Результаты обучения

Личностные результаты:

- умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфографических, орфоэпических норм русского литературного языка, с точки зрения языкового оформления;

- различать функционально-смысловые типы речи;

- создавать связное высказывание на заданную тему;

-использовать в собственной речи разнообразные конструкции, лексическое богатство языка;

-ориентироваться в справочной литературе

моделировать речевое поведение

в соответствии с задачами общения;

совершенствовать умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм;

употреблять адекватную и правильную речь в практической деятельности во время обучения и после окончания школы.

Предметные результаты:

- умение определять тип и стиль текста;

- находить и исправлять языковые ошибки;

- составлять реферат, выступление по заданной теме;

- соблюдать нормы литературного языка,

- пользоваться словарями различных видов;

- составлять репортажи и осуществлять его представление;

- составлять резюме, письма согласно основным правилам;

- правильно и грамотно вести беседу, согласно этикету.

Ожидаемый результат:

Активизация творческого начала, формирование культуры речи, мышления и речи, освоение духовных богатств, выработанных человечеством. Все это поможет выпускникам найти свое место в обществе.

Список литературы.

Антонова Е.С.

Воителева

Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов сред. проф. учеб.

завед

. –М.,

201

6

Введенская Л.А Куль

тура речи. – Ростов-на-Дону, 20

1

2

Голуб И.Б. Русский язык и культура

речи.-

М.,

20

1

2

Дудина Г.И. Хотите быть успешными? Говорите правильно! –

Волгоград.:

Учитель, 20

14

Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся: пособие для учителя

литературы. – М.: Мнемозина, 201

4.

Ладыженская

Т.А. Развивайте дар слова. Теория и практика сочинений разных жанров. – М.: «Просвещение», 20

12

Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средн

ей школе. – М.: Просвещение, 201

5

Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупре

ждения. Волгоград: Учитель, 2015

 

Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

_______ ___________________

Подпись Расшифровка подписи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

 

№ занятия

Количество часов

Дата

Тема занятия

Цель

Форма организации занятия

Способы деятельности учащихся

Образователь-ный продукт

 

 

План

Факт

 

 

 

 

 

Раздел №1 «Культура речи, языковая норма»

1

1

 

 

Культура речи, ее предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи.

Познакомить с целями и задачами курса, нормативным, коммуникативным, эстетическим аспектам речи

Лекция

Конспектирование

Конспект лекции

2

1

 

 

Нормативный аспект культуры речи. Виды языковых норм.

Выявить функции языка

Беседа, обсуждение

Составление схемы

Схема

3

1

 

 

Грамматические и орфографические нормы: век 19, 20, 21.

Познакомить с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами языка.

Практикум

Анализ словарных статей, заполнение таблицы

Таблица

4

1

 

 

Секреты фонетики и фонетических норм.

Провести наблюдение над коммуникативными качествами речи

Практикум

Анализ художественных текстов

Памятка

5

1

 

 

Стилистическое использование омонимов, синонимов, антонимов.

Развивать навыки корректирования и рецензирования текстов

Практикум

Редактирование текстов, рецензирование текстов

План рецензии текста с точки зрения коммуникатив-ных качеств

6

1

 

 

Стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов.

Выявить этико-социальные аспек-ты культуры речи

Практикум

Исследование

Алгоритм

7

1

 

 

Стилистическое использование историзмов, архаизмов, неологизмов.

Углубить знания об этико-социальных аспектах речи

Практикум

Анализ текста, работа над проектом

Проект

8

1

 

 

Языковые нормы, их подвижность.

Познакомить с особенностями монолога

Практикум

Лекция

Конспект

9

1

 

 

Правила орфоэпического искусства.

Проанализировать монологи героев художественных произведений

Практикум

Анализ художественных текстов

Таблица

10

1

 

 

Коммуникативные качества речи.

Развивать навыки публичного выступления в жанре монолога

Семинар

Публичное выступление

Презентация, текст монолог

11

1

 

 

Роль монолога и правила его построения.

Развивать навыки приветственной речи с учетом сферы ее использования

Практикум

Составление текста

Тексты приветствен-ной речи в разных стилях

12

1

 

 

Культура диалогической речи. Правила ведения дискуссии и диспута.

Выявить особенно-сти информацион-ной речи

Семинар

Анализ ведения местных теленовостей

Тезисы

13

1

 

 

Виды речи: агитационная, информационная, приветственная. Сферы их употребления и назначения.

Познакомить с особенностями агитационной речи

Лекция с элементами беседы

Запись тезисов, обсуждение

Тезисы

14-15

2

 

 

Слово под пером писателей (тропы).

Развивать навыки публичного выступления

Практикум

Публичное выступление в жанре выбранного вида речи

Текст выступления

16

1

 

 

Русская фразеология.

Углубить знания о фигурах речи

Практикум

Определение фигур речи

Заполненная перфокарта с примерами

17

1

 

 

Стилистические (риторические фигуры).

Проверить знания, изученные в разде-ле "Культура речи. Языковая норма"

Тестирование

Работа с тестом

Тест

Раздел №2 "Язык твой - друг твой"

18

1

 

 

Словарный запас человека. Пути его развития.

Выявить роль языка в жизни человека века

Лекция с показом презентации

Запись тезисов

Тезисы лекции

19

1

 

 

В мире толковых словарей.

Познакомить с толковыми слова-рями, словарным запасом людей определенного возраста Выявить значение понятия "деловая бумага", их особенности, сферу применения

Практикум

Анализ текстов

Схема, таблица с примерами

20

1

 

 

 

 

Оценка роли заимствованных слов в русском языке.

Проследить изменения языка деловых докумен-тов от 17 до века

Исследование, чтение и анализ статей

Анализ документов разных эпох

План проекта Проект

21

1

 

 

Дикторское искусство.

Познакомить с историей возникно-вения рекламы, ее формами

Лекция с просмотром презентации

Запись тезисов

Тезисы лекции

22

1

 

 

Составление репортажа, его представление.

Научить составлять рекламные слоганы и тексты

Практикум

Анализ современ-ной рекламы

Таблица, словарь для составления рекламы

23

1

 

 

Язык рекламы. Правила составления рекламного слогана.

Закрепить умение составлять рекламные тексты

Письменная творческая работа

Составление текста рекламы

Текст рекламы

24

1

 

 

 

 

 

 

Язык sms. Отношение к нему, его особенности.

Познакомить с особенностями языка SMS, с оборотами речи, применимыми в определенном об-ществе, обстановке.

Составление диало-га по заданной теме

Беседа

 

 

Практикум

Обсуждение темы по вопросам

 

Составление диалога по теме, его проговарива-ния

Запись оборотов речи.

 

Диалог на заданную тему

25

1

 

 

Правила создания резюме, делового письма.

Познакомить с толковыми слова-рями, словарным запасом людей определенного возраста

Семинар с просмотром отрывка из фильма "12 стульев"

Анализ словарных статей, обсуждение

Запись тезисов

26

1

 

 

Эпистолярный жанр, его история, развитие. Примеры эпистолярного жанра в литературе.

Выявить условия развития лексикона человека

Практикум

Анализ словарных статей, тренирово-чные упражнения

План-проект "Как пополни-ть свой слова-рный запас

27

1

 

 

Учимся писать письмо.

Выявить роль и особенности офор-мления визитной карточки

Практикум

Создание собственной визитной карточки

Визитная карточка

28

1

 

 

Речевые правила телефонного общения.

Познакомить с особенностями языка SMS

Суд над албанским языком. Ролевая игра

Распределение ролей, выступление

Письменный ответ на вопрос по данной теме

29

1

 

 

Речевая ситуация и употребление этикетных формул.

Выявить особенности языка электронных писем

Практикум

Выступление по теме

Электронное письмо другу

30

1

 

 

Жесты и мимика. Использование их в общении.

Выявить особен-ности жанра резюме

Практикум

Составление текста резюме

Резюме

31

1

 

 

Невербальное общение как фактор точной и действенной речи.

Выявить особенности телефонного разговора в разных ситуациях

Практикум

Составление текста телефонного диалога

Телефонный диалог

32

1

 

 

Контрольный тест по теме «Правила устного и письменного общения».

Научить составлять поздравительный текст

Письменная творческая работа

Составление поздравления

Текст поздравления

33

1

 

 

Анализ контрольного теста.

Спич. Что это такое?

Научить правилам дискуссии

Дискуссия

Распределение ролей, ведение дискуссии

Выводы по теме дискуссии

34

1

 

 

Защита проектов.

 

 

 

 

35

1

 

 

Обсуждение и устное рецензирование проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×