Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Элективный курс "Образы в художественной литературе" | Шарыпова Ольга Алексеевна. Работа №324390

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Занятия электива по литературному чтению «Образ героя в произведениях детской литературы» дают возможность вести более детальную и кропотливую, чем на уроках литературного чтения,   работу над образами персонажей и средствами их создания.

Расширению круга детского чтения способствует проведение внеклассных занятий, где младшие школьники узнают мир книг, приучаются сами различать доступные для них, полезные, интересные книги. У них формируется тип правильной читательской деятельности и читательский кругозор, без чего стать настоящим читателем просто нельзя. 

МАОУ СОШ №19
Элективный курс
Образ героя в произведениях детской литературы
Авторы: Буянтуева Л.М.
Капустина О.М.
Селиванова А.Г.
Шарыпова О.А.
Улан-Удэ
2023
Содержание:
1.1. Образ как форма выражения содержания в художественной литературе
1.2. Художественные средства создания литературного образа
2.1. Формирование представления об образе у младших школьников
2.2. Работа над образом героя на внеклассных занятиях литературой
2.3. Образ в произведении Анны Виноградовой Секретные коды Байкала
3.1. Выводы.
3.2. Заключение.
3.3. Литература
1.1. Образ как форма выражения содержания в художественной литературе
Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.
Л.И. Беленькая справедливо замечает, что дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль. Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности [Беленькая, 1977: 9].
Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином образ (др.-гр. эйдос – облик, вид).
Художественная литература – один из видов искусства, которое, в свою очередь, является средством познания жизни, отражая и осмысляя действительность посредством образов.
Художественный образ – одно из самых широких и многозначных понятий. Оно употребляется теоретиками и практиками всех видов искусства без исключения, в том числе и литературы. Образ вообще – это абстракция, которая приобретает конкретные очертания лишь как элементарное слагаемое художественной системы в целом. Образно всё художественное произведение, образны и все его составляющие.
При определении художественного образа необходимо иметь в виду, что в целом понятие образа имеет несколько значений. В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий. Они противостоят абстрактным понятиям, которые фиксируют общие, повторяющиеся свойства реальности, игнорируя ее неповторимо-индивидуальные черты. Существуют, иначе говоря, чувственно-образная и понятийно-логическая формы освоения мира.
А.А. Потебня в работе Мысль и язык рассматривал образ как воспроизведенное представление — в качестве некой чувственно воспринимаемой данности [Потебня, 1990: 32-35]. Именно это значение слова образ является насущным для теории искусства, в составе которой различаются образы научно-иллюстративные, фактографические (информирующие о действительно имевших место фактах) и художественные [Поспелов, 1992:259]. Последние (и в этом их специфика) создаются при явном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления. Воображение художника — это, следовательно, не только психологический стимул его творчества, но и некая данность, присутствующая в произведении. В последнем наличествует вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия себе в реальности.
В статье М.Б. Храпченко Горизонты художественного образа дано такое определение художественного образа: …художественный образ – это творческий синтез общезначимых, характерных свойств жизни, духовного я человека, обобщение его представлений о существенном и важном в мире, воплощение совершенного, идеала, красоты. В структуре образа в тесном единстве находятся синтетическое освоение окружающего мира, эмоциональное отношение к объекту творчества, установка на внутреннее совершенство художественного обобщения, его потенциальная впечатляющая сила [Храпченко, 1982: 79]. Это характеризует художественный образ с точки зрения воплощенного в нем содержания.
Художественный образ в литературе – отнюдь не прямое опредмечивание духовного содержания, какой-либо идеи, мечты, идеала, как легко и наглядно представляется это, скажем в той же скульптуре. Литературный труд не несет в себе прямых материализованных результатов, осязаемых практических последствий.
Говоря о понятии образ, мы, в известной мере, абстрагируем его от конкретной ткани художественного произведения. Из вышесказанного следует, что под художественным образом понимается элемент или часть художественного целого, такой фрагмент, который обладает самостоятельной жизнью и содержанием: образы людей, образы природы, образы вещей, образы чувств, словесно-речевые образы, образы-детали.
Многие исследователи понимают под художественным образом лишь образы персонажей или литературных героев, однако, по нашему мнению, это сужение понятия художественный образ. Любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, является художественным образом.
Самые незначительные и случайные детали, вещи, явления, поступки, черты характера в художественном мире подчинены главной идее произведения. В этом смысле любая случайность внутри художественного мира предусмотрена. В художественном мире нет ничего лишнего.
1.2. Художественные средства создания литературного образа
У каждого искусства – свой художественный язык, свои средства создания образов. Например, в изобразительном искусстве это бумага, холст, глина, мрамор, камень, карандаш, краски и т.п.; в музыке – звуки, создаваемые разнообразными музыкальными инструментами и и.д. Образ в литературе создается с помощью слова, но не звучащего, как в устной речи (таким было народное словесное искусство, или фольклор), а письменного, т.е. закодированного специальными знаками-буквами на бумаге. Художественное литературное произведение, с одной стороны, существует в виде текста – это его материальное воплощение (книга, буква, идиография – все то, что можно увидеть и взять в руки). С другой стороны, словесный образ нематериален: его нельзя потрогать, услышать, увидеть. И в то же время читатель, открывая художественное произведение, начинает видеть, слышать, чувствовать. Это происходит потому, что, в отличие от музыки и изобразительных искусств, литература – искусство синтетическое: слово оказывается способно передавать звуки, как музыка, рисовать, как краски, т.е. создавать и зрительные и слуховые, обонятельные и даже тактильные (осязательные, кинестетические) образы. Но, чтобы произведение ожило, необходим тот, кто будет его читать, т.е. расшифровывать значки, переводя их в слова. Но и этого мало. Слово само по себе – буквенный и звуковой комплекс – носитель значения. Образ необходимо воссоздать, сложить из отдельных слов, а для этого читателю нужно развитое воображение, богатый жизненный опыт и память. Поэтому литература не способна в полной мере заменить другие виды искусства, т.к. напрямую связано с читательскими способностями конкретизировать словесные образы.
2.1. Формирование представления об образе у младших школьников
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Целью обучения чтению в начальных классах является формирование талантливого читателя (С.Я. Маршак), т. е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Учебные программы по литературному чтению для начальной школы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Нами был проанализирован ряд ведущих программ по литературному чтению по различным образовательным системам, с целью выявления особенностей формирования представления об образе у младших школьников.
Курс литературного чтения для 1-4 классов четырехлетней начальной школы Школа России (Авторы: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В.Голованова) является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы, обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, выпадавшие из образной ткани произведения. (Например: Лес принакрылся шапкой и заснул. Скажите по-другому.)
Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Приведем фрагмент урока литературного чтения в 3 классе, на котором ведется работа над рассказом Н.Н. Носова Живая шляпа по учебнику Родная речь, книга 1 (Авторы: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова). Задачи урока: воспитать у ребенка активное отношение к читаемому, развить интерес к чтению произведений Н.Н. Носова, развить представления детей о средствах создания образа писателем и художником, сформировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа построения рассказа, воспитать чувство юмора.
Урок начинается с рассказа учителя, который перетекает в беседу:
– Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведениями Николая Николаевича Носова. Н.Н. Носов был волшебником потому, что владел таинственным золотым ключиком к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты. Как настоящие волшебники Носов был редкостным фантазёром. Сам он человек весёлый, жизнерадостный, энергичный.
– Вспомните прочитанные вами рассказы Н. Носова. Скажите, о ком пишетписатель, кто герои его книг? Сколько им приблизительно лет?
– Что появилось на ваших лицах, когда вы их читали?(Улыбка)
– Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.
Задание. Внимательно слушайте и следите по тексту. После прочтения постарайтесь ответить на вопрос: Почему автор так назвал своё произведение? (Учитель читает рассказ Живая шляпа вместе с подготовленными учениками.)
– Почему, когда мы читали рассказ, вы смеялись, а ведь мальчикам, героям рассказа, было совсем не до смеха? Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Какие они были по характеру?
– Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.
– Что же испугало мальчиков? (шляпа, которая двигалась) Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? (да) Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.
– Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно. Как повели себя дети в первый момент, когда увидели живую шляпу? Найдите слова, характеризующие их поведение.
Запись на доске:1. Испугались.
– Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу? Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение? Давайте прочитаем диалог на кухне.
– Какое чувство испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы? (облегчение)
Запись на доске: 2. Осмелели.
– Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его? (обрадовались, что страх прошел, стало стыдно, что они испугались котёнка, стало жалко Ваську, которому зря попало.)
Запись на доске: 3. Обрадовались.
– Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения? Как автор относится к своим героям? (с симпатией, подшучивает, подсмеивается)
– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
– Похожи ли эти мальчики на других героев из произведений Н.Носова? (несмышлёные, неопытные, глупые)
Работа над иллюстрациями к рассказу.
– Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрацию к рассказу.
Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а все вместе они рассказывают о том, что случилось.
– Сказано ли в рассказе, в какой позе должны находиться герои? (нет) Посмотрите, как разные художники, прочитав рассказ Н. Носова, изобразили его героев художественными средствами (показать иллюстрации трех разных художников). Художник должен перевести язык писателя – слово – на свой язык, язык красок.
Итак, и писатель, и художник каждый по-своему передаёт своё отношение к герою, его настроение. А мы – читатели – постараемся передать характеры героев в чтении, но уже на следующем уроке. Для этого вам необходимо дома подготовить чтение рассказа по ролям.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:
– развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
– учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
– формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающие воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление.
Цель уроков литературного чтения по программе Школа 2100 (Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Программа по литературному чтению для каждого класса предполагает большой объем работы по формированию представления о художественном образе, о способах его создания. Данное понятие включено в раздел: Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
В первом классе учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребление слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир. Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному.
Во втором классе работа построена на развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д.; материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описание его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышление по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Высказывать свое отношение к прочитанному.
В третьем классе учитель уделяет большое внимание развитию умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Особое внимание уделяется работе над образом литературного героя. При этом важно знать, что и как рассказывает автор о герое:
портрет;
детали биографии (что известно о жизни);
черты личности (какой он?); как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
речь героя как средство его характеристики;
отношение автора к герою;
собственное отношение к герою, его обоснование.
При чтение художественного текста развивается внимательное отношение к языку художественных произведений, умение понимать образные выражения, использованные в нем, умение представить картину, нарисованную автором.
Третьеклассники учатся высказывать своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано), высказывать и аргументировать своего отношения к прочитанному.
Работа в четвертом классе направлена на развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения. Продолжается работы над образами литературных героев; наблюдение над языком художественных произведений.
Заканчивая начальную школу, дети должны уметь:
– определять тему произведения, его главную мысль, рассказать сюжет;
– назвать героев произведения, увидеть в тексте героев, описание природы и интерьера;
– видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте;
– представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создания условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. В основу программы положены идеи отечественных и зарубежных исследователей: М.М. Бахтина, В.С. Библера, Л.С. Выготского. Основная цель предлагаемого курса литературы как предмета эстетического цикла, рассчитанного на все годы обучения в школе, - воспитание эстетически развитого читателя.
Полноценная личность всегда отличается гармоничным развитием всех психологических сфер. Одной из них является воображение. Воображение развивается средствами предметов эстетического цикла, в частности средствами литературы. Развитое воображение – прерогатива творческого читателя, исследующего природу художественного образа.
Художественный образ – это основное системообразующее понятие всего курса. Его конкретизация выводит учащихся на другие понятия. Условия происхождения этих понятий исследуются детьми на уроках литературного чтения.
Способы создания этого образа могут быть самыми разными, это зависит от замысла автора, его индивидуальности и тех приемов, которыми он пользуется, создавая свой художественный образ.
Способы создания образа усваиваются читателем в процессе исследования условий их происхождения. Для этого ребенок учится работать в позициях читатель и автор.
Произведение автора, написанного в рамках определенного жанра, – это тот материал, на котором конкретизируется понятие художественного образа. Ученики анализируют, интерпретируют такое произведение, чтобы самостоятельно открыть различные авторские средства, характеризующие природу данного художественного образа.
Программа Литературного чтения для четырехлетней начальной школы, разработанная в контексте системы начального обучения Л.В.Занкова, нацелена на разностороннее развитие учащихся, развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств.
Цель курса Литературное чтение (автор – В.А. Лазарева) – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения ее теории и практики анализа художественного текста.
В начальной школе формируются представления об образной природе художественного текста, закладывается фундамент целостного анализа произведения, формируется умение увидеть картину, нарисованную автором, понять его мысль, разделить его чувства. Учащиеся, наблюдая за героями произведения, получают первоначальные представления о характере героя и способах его создания в фольклоре и литературе; о поступке героя как проявлении характера. Умение представить художественное произведение целостно и выделить эпизоды, увидеть, как проявляется характер человека в поступке, оценить его – ведущее читательское умение и главное условие соотнесение художественного произведения с жизнью. Дается представление о понятиях: портрет героя, его речь. Большое внимание уделяется рассмотрению внутреннего мира героя, а также взаимоотношений героев в художественном тексте.
Концентрический принцип построения программы позволяет, обращаясь к новым художественным произведениям, закреплять умения и формировать навыки анализа художественного текста.
Программа по литературному чтению О.В. Кубасовой, прежде всего, нацелена на формирование читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видожанровом, эстетическом многообразии.
Особое внимание автор программы уделяет формированию представления об образной природе художественного текста. Во второй части учебника для второго класса (Учимся работать с текстом) заложены элементарные основы литературного анализа художественного текста (разделы Автор и его герои, Слова, слова, слова…, План и пересказ).
По итогам обучения в начальной школе ребенок должен осознавать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением); должен уметь выявлять авторское отношение к персонажам, определять, от какого лица (автора, персонажа) ведется повествование, характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам.
Приведем некоторые примеры вопросов, которые учитель задает на уроке литературного чтения в 3 классе по учебнику Любимые страницы.
Тема урока: Н.Н. Носов Огурцы.
Задачи урока: формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения; развитие умений оценивать героев, определять мотивы и последствия поступков героев, видеть динамику эмоций, осознавать идею произведения; эмоционально откликаться на прочитанное.
Какие чувства вызвал у вас рассказ?
Что вы можете сказать о поступке Павлика и Котьки?
За что мы осуждаем Павлика?
Понравился ли вам главный персонаж рассказа? Почему?
Могут ли эти слова Я. Акима, посвященные В. Драгунскому, стать эпиграфом к нашему произведению? Почему?
На доске записаны слова: Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины! Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества.
Как на протяжении рассказа меняется состояние героя?
Как вы считаете, ожидал ли Котька, что его мама именно так отнесется к его поступку?
Правильно ли поступила мама?
В чем проявилась любовь матери к Котьке?
Как стало на душе у Котьки, после того как он искупил свою вину? Найдите и прочитайте.
При анализе образа внимание учащихся привлекается к текстовым иллюстрациям, на которых герой изображен в различных ситуациях и обстоятельствах, эмоциональных состояниях. Иллюстрация помогает воссоздать внешний вид персонажа, представить окружающую обстановку, передает атмосферу событий и характер действий. Рассматривание и анализ текстовой иллюстрации, так же, как и при подготовке к чтению по ролям или инсценировке, позволяет обратить внимание на жесты, мимику, позу, которые отражают внутреннее состояние героя и его характерные черты. Работа с серией картинок к произведению дает возможность наблюдать развитие образа-персонажа.
Перечитывая и осмысляя описания обстановки, поступков и размышлений героев, сцены и диалоги с участием персонажей произведения, младшие школьники учатся видеть авторскую оценку действующих лиц произведения. Развитию представления о способах выражения авторского отношения к персонажам во многом способствует языковой анализ текста.
Развивая у младших школьников представление о способах создания образа-персонажа, о средствах выражения отношения автора к героям в художественном произведении, учитель формирует у учеников читательские умения.
2.2. Работа над образом героя на внеклассных занятиях литературой
Проанализировав образовательные программы по литературному чтению для начальной школы, мы пришли к выводу, что круг произведений для детского чтения довольно ограничен, изучается в основном классика детской литературы.
Хотя круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой, тем не менее, детям 7-10 лет предлагается значительный по объему репертуар чтения, выходящий за рамки программного. Трудно представить развитие ребенка этого возраста без произведений Р. Погодина, В. Крапивина, Е. Велтистова, В. Медведева, Ю.Сотника и многих других.
Особый интерес у младших школьников способны вызвать книги, герои которых такие же школьники, как они сами, например: Витя Малеев в школе и дома Н. Носова, Многотрудная, полная невзгод и опасностей, жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника Л. Давыдычева, Ольга Яковлева С. Ивановой и др.
Однако, к сожалению, в начальной школе мало внимания уделяют произведениям этих авторов. Лишь в отдельных программах мы можем встретить некоторые из этих произведений, Но их процент настолько мал, что необходимо искать другие пути включения данных авторов в круг чтения младшего школьника.
Нами был разработан элективный курс по литературному чтению Образ героя в произведениях детской литературы. Нами были рассмотрены произведения авторов, которые включены в школьные программы либо в очень маленьком объеме, либо вообще отсутствуют в программном чтении.
Элективные курсы зарекомендовали себя как отличный способ дать ученику дополнительные знания в интересующей его области. Элективные курсы (electus – это избранный с лат.) – это курсы, обязательные для изучения, направленность которых школьник выбирает самостоятельно. При этом такие курсы не должны повторять программу базового начального образования. Схема обучения на элективных курсах достаточно проста. Учитель предлагает учащимся выбрать предмет, после чего дети получают необходимый багаж знаний по интересующему их направлению. Элективные курсы выступают своего рода дополнением к основному курсу, что дает возможность углубить знания ребенка в интересном для него направлении. Обучение проводится в нестандартной форме, что мобилизует внимание и творческие способности учащихся.
Элективные курсы развивают умственные способности детей и учат их анализировать обсуждаемый материал. Такое обучение позволяет сделать процесс познания более индивидуализированным и эффективным. Кроме того, элективные курсы дают отличную возможность использовать новейшие технологии для улучшения усвоения материала. И, наконец, ученики, изучающие определенное направление в небольшой группе, всегда могут попросить учителя заострить внимание на том пункте программы элективного курса, к которому у них возник наибольший интерес.
Элективный курс Образ героя в произведениях детской литературы рассчитан на 12 часов. Этот курс предметно-ориентированный. Как и другие элективные курсы такого типа, данный курс требует от учителя серьезной подготовки, активизации творческого мышления для того, чтобы реализовать поставленные задачи: углубить знания учащихся, привить школьникам навыки самостоятельной работы. Данный элективный курс рассчитан на учащихся 4 класса.
Цель данного курса – сформировать представления об образе главного героя и о средствах его создания в детской литературе 60-80-х годов XX века.
Данный курс носит практико-ориентированный характер. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.
На занятиях большее внимание уделяется анализу главных героев, их поступков, становлению характера в процессе развития действия сюжета, их взаимоотношение с другими персонажами, а также обращается внимание на то, как автор относится к своим персонажам, формируется личное отношение к героям произведений.
В примерном планировании определенно количество часов, отведенных на каждую тему, а также рекомендованы виды деятельности на занятиях.
Примерное ТЕМАтическое планирование
элективного курса
Образ героя в произведениях детской литературы
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
(учителя и школьников)
1.
В.Ю. Драгунский Что я люблю…, …И чего не люблю.
1
Вступительное слово учителя, комментированное чтение, анализ образа главного героя.
2.
Р.П. Погодин Книжка про Гришку.
5
Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя, выставка книг автора, знакомство с книгой Книжка про Гришку, анализ образа главного героя.
3.
Ю.Я. Яковлев Рыцарь Вася.
1
Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя, выставка книг автора, комментированное чтение, анализ образа главного героя.
4.
Ю.В. Сотник Как я был самостоятельным.
1
Комментированное чтение, анализ образа главного героя.
5.
В.В. Голявкин Как я встречал Новый год.
1
Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя, выставка книг автора, комментированное чтение, анализ образа главного героя.
6.
В.В. Медведев Баранкин будь человеком!.
1
Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя, выставка книг автора, доклады учащихся об авторе (по желанию), комментированное чтение, анализ образа главного героя.
7.
Л.И. Давыдычев Жизнь Ивана Семенова
1
Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя, выставка книг автора, комментированное чтение, анализ образа главного героя.
8.
В.П.Крапивин Колыбельная для брата.
1
Доклады учащихся о творчестве писателя ( интересные факты из жизни писателя), анализ образа главного героя.
Главной задачей работы с текстом произведений является развитие у школьников умения подбирать материал для высказывания о действующих лицах, выражать свое отношение к ним, составлять рассказ о действующем лице.
В методике работы над образами-персонажами исходными являются литературоведческие положения: 1) о единстве типичного (общего) и индивидуального (конкретного и особенного) в образе; 2) об экспликации (проявлении и выражении) главных, характерных черт героя произведения в развитии сюжета, во взаимоотношениях с другими персонажами и др.
С точки зрения литературного образования важным является формирование у младших школьников читательских интерпретационных умений: 1) выявлять в тексте авторские оценки (характеристики) действующего лица; 2) определять и формулировать личное отношение читателя к действующим лицам произведения.
Последовательность работы над образом-персонажем обусловлена психологическими особенностями восприятия художественного произведения младшими школьниками. Эмоциональное восприятие образа при первичном ознакомлении с произведением соответствует первому этапу. Оценочные суждения учащихся о действующих лицах, как правило, опираются на общее впечатление от прочитанного и лишь отчасти мотивированы. Однако обмен эмоциональными впечатлениями постепенно переходит в побуждаемые вопросами учителя размышления о мотивах поведения действующего лица.
На втором этапе первоначальное эмоциональное восприятие учащимися образа-персонажа конкретизируется в процессе тщательной работы с текстом. Особое внимание на этом этапе уделяется формированию у младших школьников умения выбирать из текста материал о действующих лицах. Подбор материала о герое осуществляется двумя путями:
1). Исходя из целостного впечатления, дети постепенно самостоятельно и с помощью учителя называют характерные черты героя и выбирают соответствующий материал из текста, т.е. высказывают и доказывают, зачитывая текст, свои суждения; используется и выборочное чтение;
2). Читая текст по частям, учащиеся анализируют содержание каждой части и выясняют, что нового узнали о герое, какая черта его характера проявилась. Подбор конкретного фактического материала при сплошном или выборочном чтении текста развивает у учащихся внимание к художественным средствам, использованным автором для оценки героя и выражения отношения к нему.
На третьем, заключительном, этапе работы над образом-персонажем учащиеся обобщают отобранный конкретный материал и составляют рассказ обобщенное мотивационно-оценочное суждение о герое. Учитель может определить основные параметры, по которым проходит обобщение: Кто он? Каков его внешний вид? Как он выглядит? Как относится к другим? К порученному делу? Как относится к герою автор? Каково твое отношение к нему? Таким образом, у учащихся создается целостное представление о действующих лицах произведения.
Такое направление работы способствует формированию у школьников активного отношения к действующим лицам, развивает умение оценивать героя по его отношению к людям, к делу, к природе.
Умение характеризовать персонажи, с опорой на авторские ремарки, выявлять авторское отношение к персонажам, определять собственное отношение к их поступкам свидетельствует о сознательности чтения, умении работать с текстом и книгой, а значит, и о сформированности основных читательских умений (См.: Приложение 2).
Анализ образа-персонажа должен включать в качестве обязательного своего компонента выяснение собственного отношения учащихся к действующим лицам произведения. Сопереживание читателя, его симпатия или антипатия к образу-персонажу, является важным условием эффективности работы над образом художественного произведения. Собственные суждения о герое дети обосновывают также, опираясь на текст, и сопоставляют их с авторской оценкой.
Таким образом, младшие школьники должны овладеть следующими умениями грамотного чтения художественного произведения:
1. При помощи учителя и самостоятельно вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется автор для изображения образа, выражения мыслей и переживаний персонажа;
2. Уметь назвать героев произведения, увидеть в тексте образы-персонажи, описания природы, интерьера; видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ-персонаж (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою), какова роль пейзажа и описания, интерьера в создании образа;
3. Уметь самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения.
Выбор авторов и произведений для элективного курса сделан нами не случайно. Мы исходили из того, что материал данных произведений очень близок ребятам, так как в образе главных героев, например, Дениски Кораблева (Что я люблю…, … И чего не люблю), каждый из них видит себя, и желания героев совпадают с их желаниями (См.: Приложение 3). Поэтому они охотно высказываются на уроке и с энтузиазмом пишут письма главным героям. Все это способствует развитию как устной, так и письменной речи.
Книги, герои которых такие же школьники, как они сами, вызывают огромный интерес у младших школьников. Например: Многотрудная, полная невзгод и опасностей, жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника Л. Давыдычева, Баранкин будь человеком! В. Медведева или герои Ю. Яковлева – простые ребята, мальчишки и девчонки. Они умеют прощать, сопереживать чужой беде как своей, совершают добрые, благородные поступки, почти настоящие подвиги, не ради славы и почета, не ради похвалы, а из чувства сострадания к ближнему (См.: Приложение 4). Дети с большим удовольствием анализируют поступки, характеры главных героев, иногда перекладывая их на себя, нередко осуждая те или иные проделки ребят.
В лучших традициях отечественной прозы для маленьких написана и повесть Книжка про Гришку Р. Погодина. Она построена традиционно для композиционной манеры писателя: эта повесть в маленьких рассказах, объединенных одним героем, познающим жизнь, ее социальные и нравственные законы. Каждый рассказ – это законченный эпизод. А из таких микрорассказов складывается сюжет повести.
Гришкина история – история городского мальчика, попавшего в мир непривычных деревенских отношений. С ласковым юмором повествует писатель о становлении характера. В окружении новых людей и природы Гришка почти самостоятельно познает многое, что в будущем скажется на всем его поведении.
По мере развития сюжета круг общения юного героя постепенно расширяется, появляются новые персонажи, усложняется действие, порой оно драматизируется. В центре же событий остается Гришка, его насыщенная событиями, поступками, самостоятельными решениями, мыслями жизнь, процесс укрепления тонкой статной оси малыша. И главная задача учителя на уроке вместе с детьми проследить этапы становления, развития характера маленького героя (См.: Приложение 5).
По нашему мнению данный элективный курс поможет ребятам глубже познакомиться с творчеством великих детских писателей 60-80-х годов XX века, незаслуженно забытых в настоящее время.
Расширению круга детского чтения способствует также внеклассные занятия, семейное и домашнее чтение. В настоящее время авторами программ по литературному чтению ведется активная работа в этом направлении: разрабатываются хрестоматии, книги для домашнего чтения, пособия с рекомендациями для родителей и т. п. Безусловно, каждая программа имеет свои особенности организации домашнего чтения.
Так, к примеру, программа Чтение и начальное литературное образование Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения детей и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают в рамках книг для чтения, т.е. другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом учебника.
Цель уроков внеклассного чтения – обеспечить в процессе обучения чтению непрерывное знакомство с широким кругом очень разных детских книг, помочь учащимся освоить общие свойства и те закономерности, которые группируют книги, упорядочивают их разнообразие, учат каждого ребенка свободно и безошибочно действовать с любой доступной книгой.
На уроках внеклассного чтения младшие школьники узнают мир книг, приучаются сами различать доступные для них, полезные, интересные книги. У них формируется тип правильной читательской деятельности и читательский кругозор, без чего стать настоящим читателем просто нельзя. Получить информацию о лучших книгах для детей помогут родителям специальные указатели литературы. К уникальным библиографическим пособиям можно отнести и детскую литературную энциклопедию "Я познаю мир: Литература", где каждый очерк о писателях заканчивается рубрикой "Листая страницы" со стихами, сказками, рассказами или отрывками из произведений данного автора. Особо следует остановиться па книге И.Н.Тимофеевой Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением, названной ею Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. В ней представлен колоссальный литературный материал более 200 авторов художественных и научно-познавательных книг для детей, отобранных временем и практикой семейного чтения.
2.3. Образ в произведении Анны Виноградовой Секретные коды Байкала
Говорить о специфике художественного произведения Анны Виноградовой можно в связи с героями ее произведений. Поскольку оно написано для детей и в первую очередь рассказывает о том мире, в котором они живут, то и главным героем этого произведения становится сверстник читателей. Выбор такого персонажа сокращает дистанцию между книгой и читателем и позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, произведение отвечает одному из важнейших критериев детской литературы- занимательности: юный герой, так же, как и читатели, активно осваивают окружающую действительность, попадает в неожиданные ситуации, а сюжеты с участием знакомых мест, в которых происходят события, становятся динамичными и увлекательными. Во-вторых, через эти образы в произведение ограничено входит педагогическая составляющая: маленькие читатели обладают развитым воображением, а потому находят себе друзей среди таких героев или легко представляют себя на их месте, а это позволяет донести до ребенка определенные этические нормы, не читая ему нравоучений.
В произведении читается оппозиция реальные и вымышленные герои. Первые живут в знакомом маленькому читателю мире, вторые – в фантастической стране. Для такой композиции характерны неожиданные повороты сюжета, связанные с появлением придуманных героев в реальном мире, и наоборот. Такая двуплановость художественного мира произведения чаще всего призвана подчеркнуть несовершенство мира реального и показать необходимость изменений в нем.
Главной темой произведения Анны Виноградовой становится взаимоотношения природы, природных явлений и ребёнка. Образ ребенка является главенствующим в произведении данного автора.
Анна Виноградова обращается к изображению внутреннего мира обыкновенного ребенка в повседневной жизни. При этом в сказке очень много образов взрослых людей, как реально существующих, так и вымышленных, которые играют немаловажные роли в жизни маленького человека. В изображении внутреннего мира своего героя писатель особое внимание уделяет детским эмоциям, которые оказываются ничуть не менее яркими и разнообразными, чем переживания взрослых.
Герой Виноградовой – не только равноправный участник диалога со взрослыми, в ряде ситуаций он превосходит взрослых по своим нравственным характеристикам и по зрелости принимаемых решений..
В связи с этим в произведении А.Виноградовой появляется новый аспект в разрешении темы конфликта детей и взрослых: защита природы уникального озера.
Образ озера Байкал как могущественного Властителя говорит со своим маленьким читателем о том, что нужно быть честным, отважным, великодушным, деликатным, справедливым, верным в дружбе; уметь любить и беречь землю, на которой родился и живешь, быть нужным ей. Писатель словно останавливает малыша на ходу, на бегу, дает ему отдышаться и, ззаворожив вязью поражающих воображение событий, подталкивает его к размышлениям о поступках, которые делают каждого гораздо смелее, выше ростом и, безусловно, красивее. Герой Анны Виноградовой и типичен, и индивидуален. Он личность, наделенная всеми чертами своего возраста, но с собственным внутренним миром, восприятием жизни, системой ценностей, формирующейся гражданственностью.
3.1.ВЫВОДЫ
Известно, что художественное произведение несет в себе большой развивающий и воспитывающий потенциал. Исследователями определены психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Восхождение учащихся к полноценному восприятию художественных произведений является глубоко индивидуальным для каждого ребенка и обусловлено особенностями развития волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферы личности в процессе ее восприятия.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил рассмотреть понятие полноценное восприятие. В данном исследовании за основу принято определение полноценного восприятия, данное М.П.Воюшиной. Анализ работ методистов М.Р. Львова, О.И.Никифоровой и других дал возможность выявить различные точки зрения на вопрос о классификации уровней восприятия художественного произведения. Как основная, наиболее точная и конкретная, нами рассматривается классификация М.П. Воюшиной, которая выделила четыре уровня – фрагментарный, констатирующий, аналитический, концептуальный – восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.
Чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию речи учащихся, адекватной оценке ими выразительных возможностей родного языка.
Художественная литература является важнейшим средством познания детьми окружающего их мира. История русской детской литературы хранит в памяти огромное количество имен великих писателей, создавших бесчисленное множество интереснейших произведений для юных читателей, на страницах рассказов которых появляются яркие образы героев-сверстников, попадающих в самые разнообразные жизненные ситуации.
Проанализировав ведущие образовательные программы по литературному чтению для начальной школы, мы пришли к неутешительному выводу, что многие талантливые писатели в настоящее время не заслуженно забыты и практически не включаются в круг чтения младшего школьника. В связи с этим нами был разработан элективный курс по литературному чтению: Образ героя в произведениях детской литературы 60-80-х гг. XX века, который призван улучшить сложившуюся ситуацию, а именно познакомить детей с творчеством писателей 60-80х гг. XX века.
3.2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, что такое хорошо, а что такое плохо, закладывается нравственный фундамент личности. И одним из мощных средств нравственного, эстетического развития ребенка является художественная литература, выступающая для ребенка – читателя средством познания жизни, отражающей и осмысливающей действительность посредством образов.
Как любой вид искусства, литература имеет свои художественные законы, но в то же время мы можем выделить черты, объединяющие ее со всеми другими видами искусства. Во-первых, это образность, лежащая в основе любого искусства; во-вторых, это коммуникативность – обращенность к читателю, зрителю, слушателю; в-третьих, – эмоциональность – воздействие на чувства адресата; в-четвертых, – идейность – произведение искусства всегда отмечено печатью индивидуальности творца: мировосприятие, мироотношение и мировоззрение автора и есть тот материал, из которого строятся художественные образы, транслируя авторскую идею.
Образность сущностное свойство литературы, как и искусства в целом; отличительной особенностью литературы является то, что в произведениях создаются словесные художественные образы.
Художественный образ сложен по своей структуре, поскольку строится на сравнении, сопоставлении, взаимосвязи событий, явлений, предметов, характеров, которые отражаются друг в друге и определяют друг друга.
Образы в произведениях имеют свои особенности. Образ героя рассматривается в качестве центрального в произведениях детской литературы. Литература располагает целым рядом художественно-изобразительных средств характеризации персонажей произведения. К их числу относятся: потрет, описание внешнего вида героя, его костюма, жилища и вещей, речь. Характер раскрывается во взаимоотношениях героя с другими персонажами, через отношение героя к другим персонажам и отношение персонажей к герою. Поступки и действия героя, события, в которых он участвует, – важное средство характеризации в произведении детской литературы.
Процесс создания литературных образов всегда был в центре внимания исследователей – литературоведов. Образ создается в воображении писателя и передается читателю, который его воспринимает, воссоздает своим воображением. Автор может словами нарисовать все: картину природы, животное, вещь, человека, – нарисовать так, что мы представим себе все это, даже если никогда не видели, ярко и красочно. Слова эти могут быть самыми обычными, но даже самое обычное слово художник может сделать особенным.
Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками таковы, что за первичным эмоциональным восприятием образа следует рациональное осмысление мотивов поведения героя и интерпретация образа, т.е. обобщение выбранного из текста конкретного материала и мотивационно-оценочное суждение о герое. Таким образом, эмоциональное восприятие младшими школьниками образа конкретизируется в процессе анализа текста, целенаправленного акцентного его вычитывания и выявления художественных средств, использованных автором для создания образа, выражения отношения к нему. Школьники оценивают героя по его поступкам, по отношению к людям, к делу, к природе. Постепенно усложняющийся из класса в класс анализ образов – героев произведения способствует формированию у учащихся определенных читательских умений.
Исследование восприятия детским сознанием литературных образов имеет глубокие традиции в отечественной педагогики и психологии. Проблемами восприятия занимались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А.Леонтьев, М.Р. Львов, О.И. Никифорова, М.П. Воюшина и др. Анализ работ этих методистов дал нам возможность выявить различные точки зрения на вопрос классификации уровней восприятия художественного образа. В данной работе за основу нами принята классификация М.П.Воюшиной, которая выделила четыре уровня восприятия художественного образа младшими школьниками: фрагментарный и констатирующий, аналитический (уровень героя) и концептуальный (уровень идеи).
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. За историю русской детской литературы было написано бесчисленное множество произведений для маленьких читателей. И сегодня трудно представить развитие современного ребенка 7-10 лет без произведений Р. Погодина, Ю. Сотника, В. Крапивина, В. Голявкина и многих других замечательных писателей. Однако проведенный нами анализ образовательных программ начальной школы по литературному чтению, выявил, насколько низок процент включения произведений данных авторов в круг детского чтения.
Одним из наиболее удачных выходов из сложившейся сложной ситуации нам показался элективный курс Образ героя в произведениях детской литературы, примерное тематическое планирование которого и было предложено. Занятия электива по литературному чтению Образ героя в произведениях детской литературы 60-80-х годов XX века дают возможность вести более детальную и кропотливую, чем на уроках литературного чтения, работу над образами персонажей и средствами их создания.
Расширению круга детского чтения способствует проведение внеклассных занятий, где младшие школьники узнают мир книг, приучаются сами различать доступные для них, полезные, интересные книги. У них формируется тип правильной читательской деятельности и читательский кругозор, без чего стать настоящим читателем просто нельзя. Велики возможности семейного чтения, тем более что современные программы начального литературного образования предлагают развернутые рекомендательные списки книг для самостоятельного домашнего чтения.
3.3. Список литературы
Виноградова А.И. Секретные коды Байкала. Издательство Центр-Принт - Улан-Удэ, 2022
Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983.
Литературный энциклопедический словарь/под общей ред.В.М.Кожевникова – М.: Советская энциклопедия, 1987
Нестерова С.А. Байкальские сказы. Издательство Нова Принт - Улан-Удэ, 2018
Ихтиофауна. // Байкал: атлас / РАН СО Межвед. науч. совет по программе 'Сибирь'; 1993
Животный мир. // Байкал: атлас / РАН СО Межвед. науч. совет по программе 'Сибирь'; 1993
HYPER13PAGE HYPER15
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×