Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Элективный курс "Практическая физика" | Елена Васильевна Погодина. Работа №277096

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Елена Васильевна Погодина
  

Программа курса «Практическая физика» в 10 классе для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте полного общего образования второго поколения. В ней также учтены основные идеи и положения программ развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для полного общего образования и соблюдена преемственность с программами для основного общего образования. Курс нацелен на оптимальное развитие творческих способностей учащихся, проявляющих особый интерес в области физики.

Программа курса "Практическая физика" в 10 классе.

Пояснительная записка

Программа курса «Практическая физика» в 10 классе для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте полного общего образования второго поколения. В ней также учтены основные идеи и положения программ развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для полного общего образования и соблюдена преемственность с программами для основного общего образования.

   Содержание образования в старшей школе должно способствовать осуществлению разноуровневого подхода. Курс нацелен на оптимальное развитие творческих способностей учащихся, проявляющих особый интерес в области физики.

   Ядро содержания школьного образования в современном быстро меняющемся мире  включает не только необходимый комплекс знаний и идей, но и универсальные способы познания и практической деятельности.

    Объектами изучения в курсе физики на доступном для учащихся уровне наряду с фундаментальными физическими понятиями и законами должны быть практика и эксперимент как метод познания, метод построения моделей и метод их теоретического анализа. Учащиеся  должны понимать, в чем суть моделей природных объектов (процессов) и гипотез, как делаются теоретические выводы, как экспериментально проверять модели, гипотезы и теоретические выводы и где в жизни они применяются.

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.

Программа элективного курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения, которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.

Программа состоит из 3 частей:

а) лекционный курс

б) практикум решения задач по физике с техническим и экспериментальным профилем;

в) творческие экспериментальные работы.

На практических занятиях при выполнении лабораторных работ учащиеся смогут приобрести навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, научатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение практических и экспериментальных заданий позволит применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах.

Все виды практических заданий рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики и могут выполняться в форме лабораторных работ или в качестве экспериментальных заданий .

Элективный курс направлен на воспитание у школьников уверенности в своих силах и умение использовать разнообразные приборы и устройства бытовой техники в повседневной жизни, а также на развитие интереса к внимательному рассмотрению привычных явлений, предметов. Желание понять, разобраться в сущности явлений, в устройстве вещей, которые служат человеку всю жизнь, неминуемо потребует дополнительных знаний, подтолкнет к самообразованию, заставит наблюдать, думать, читать, изобретать.

 

 

    Цели курса:

 - предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении экспериментов, исследований и решения различных видов задач.

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

- формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;

- применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.

Задачи курса:

- углубление и систематизация знаний учащихся;

- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

- овладение основными методами решения задач. 

-  выявление области применения теоретических  знаний на практике (производстве). 

- помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.

 

Результаты освоения курса.

ФГОС среднего общего образования провозглашают в качестве целевых ориентиров достижение совокупности личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:

положительное отношение к российской физической науке;

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами обучения физике в средней школе являются:

использование умений различных видов познавательной деятельности (наблюдение, эксперимент, работа с книгой, решение проблем, знаково-символическое оперирование информацией и др.);

применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование, экспериментирование и др.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

владение интеллектуальными операциями

:

формулирование гипотез, анализ, синтез, оценка, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогии

в межпредметном и метапредметном контекстах;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации (проявление инновационной активности);

умение определять цели, задачи деятельности, находить и выбирать средства достижения цели, реализовывать их и проводить коррекцию деятельности по реализации цели;

использование различных источников для получения физической информации;

умение выстраивать эффективную коммуникацию.

Предметными результатами обучения физике в средней школе на профильном уровне являются умения:

давать определения изученных понятий;

объяснять основные положения изученных теорий;

описывать и интерпретировать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя естественный (родной) и символьный языки физики;

самостоятельно планировать и проводить физический

эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием;

исследовать физические объекты, явления, процессы;

самостоятельно классифицировать изученные объекты, явления и процессы, выбирая основания классификации;

обобщать знания и делать обоснованные выводы;

структурировать учебную информацию, представляя результат в различных формах (таблица, схема и др.);

критически оценивать физическую информацию, полученную из различных источников, оценивать ее достоверность;

объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, владеть способами обеспечения безопасности при их использовании, оказания первой

помощи при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами;

самостоятельно конструировать новое для себя физическое знание, опираясь на методологию физики как исследовательской науки и используя различные информационные источники;

применять приобретенные знания и умения при изучении физики для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни;

анализировать, оценивать и прогнозировать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники.

Личностные образовательные результаты (достижения) учащихся являются системообразующим фактором при формировании предметных и метапредметных результатов и определяют линию развития субъектной позиции школьника в

учении (активность, самостоятельность и ответственность).

Достижение учащимися современных образовательных результатов посредством включения их в процедуры понимания, проектирования, коммуникации и рефлексии, которые становятся универсальными способами учебно-познавательной деятельности, приводит к изменению позиции школьника в системе учения.

 

Методы и организационные формы обучения.

Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, “круглые столы, практикумы по решению задач, лабораторные работы, консультации. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому государственному экзамену, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.

Методы обучения, применяемые в рамках курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего, это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.

Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.

 

Средства обучения.

Основными средствами обучения при изучении курса являются:

Физические приборы.

Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).

Дидактические материалы.

Интернет-ресурсы.

Учебные пособия по физике, сборники задач.

Программа курса «Практическая физика» составлена в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№1 и рассчитана на 1 час в неделю в 10-м классе (34 часа в год) и в соответствии с выбранными учебными пособиями:

Г.Я.

Мякишев

, Б.Б.

Буховцев

, Н.Н.

Стоцкий

, Физика 10 класс, учебник для общеобразо

вательных учреждений, М.: Просвещение, 2014

год.

Г.Я.

Мякишев

, А.З. Синяков

, Физика

-

10(3 части), углубленный уровень, М.: Дрофа

, 2011 год.

А.П.

Рымкевич

адачник

по физике 10-11 классы,М.:Дрофа,2006год

Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернет-сайтах или использование CD – дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.

 

 

Содержание курса.

 

Данная программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю).

 

Механика - 11 ч:

Кинематика и динамика (8 ч)

Решение задач на равномерное , равнопеременное, равноускоренное движение . Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

Законы сохранения (3 ч)

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

 

Молекулярная физика- 8 часов: 

 

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (4 ч)

 

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Основы термодинамики (4 ч)

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.

Конструкторские задачи и задачи на проекты.

 

Основы электродинамики -10 часов:

Законы постоянного электрического тока. Магнетизм (8 ч)

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Электромагнитные колебания и волны (2 ч)

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Применение теоретических знаний на производстве и в технике. (5 ч)

Проф. ориентированные занятия. Экскурсии на производство (очные и виртуальные).

Виртуальное посещение факультетов ведущих ВУЗов страны технической направленности.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование.

 

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведения

Примечание

 

1.Механика.

 

 

 

1

Вводное занятие

Формулы по курсу.

1

 

 

2

Решение задач на равномерное и равнопеременное движение.

1

 

 

3

Решение задач на равноускоренное движение.

1

 

 

4

Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

1

 

 

5

Метод размерностей, графические решения и т. д.

1

 

 

6

Координатный метод решения задач по механике.

1

 

 

7

Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

1

 

 

8

Решение задач на равномерное движение по окружности.

1

 

 

9

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содер1жанием.

1

 

 

10

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

1

 

 

11

Задачи на определение работы и мощности.

1

 

 

12

Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

1

 

 

13

Круглый стол по теме: Применение законов механики в быту и технике

1

 

 

 

2.Молекулярная физика.

 

 

 

14

Формулы по курсу.

1

 

 

15

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).

1

 

 

16

Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

1

 

 

17

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния.

1

 

 

18

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

1

 

 

19

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

1

 

 

20

Задачи на тепловые двигатели.

1

 

 

21

Конструкторские задачи и задачи на проекты.

1

 

 

22

Круглый стол по теме: Применение законов молекулярной физики в быту и технике

1

 

 

 

3.Основы электродинамики.

 

 

 

23

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.

1

 

 

24

Решение задач на описание систем конденсаторов.

1

 

 

25

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

1

 

 

26

Решение качественных и экспериментальных задач.

1

 

 

27

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.

1

 

 

28

Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д.

1

 

 

29

Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

1

 

 

30

Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

1

 

 

31

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

1

 

 

32

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока.

1

 

 

33

Экскурсия на ВНИИСИМС

1

 

 

34

Виртуальная экскурсия по техническим ВУЗам страны

1

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

Для обучения учащихся необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике .

Система демонстрационных опытов при изучении физики предполагает использование как классических аналоговых измерительных приборов, так и современных цифровых средств измерений.

Использование лабораторного оборудования в форме тематических комплектов позволяет организовать выполнение фронтального эксперимента .

Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике способствует:

формированию такого важного

общеучебного

умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;

проведению экспериментальной работы на любом этапе урока;

уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к урокам.

 

В кабинете физики имеются:

противопожарный инвентарь и аптечка с набором

пере

вязочных

;

инструкция по правилам безопасности труда для учащихся и журнал регистрации инструктажа по правилам без

опасности труда.

На фронтальной стене кабинета размещены таблицы со шкалой электромагнитных волн и единиц СИ.

Кабинет физики имеет специальную смежную комнату — лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов, а также оснащен:

комплектом технически

х средств обучения, ноутбуком

с

мультимедиапроектором

;

ОГЭ

абораториями;

учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками за

дач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудо

вания);

картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведе

ния контрольных работ;

комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики.

 

 

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДОВАННАЯ ДЛЯ учащихся:

 

А.П.

Рымкевич

, Сборник за

дач по физике 10-11, Дрофа, 2014

г.

Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, Физика -11, ЛАТ МИОО, 2015г.

Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, Физика -10, ЛАТ МИОО, 2015 г.

Г.Я.

Мякишев

, Б.Б.

Буховцев

, Н.Н.

Стоцкий

, Физика 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2014 год.

Г.Я.

Мякишев

, А.З. Синяков

, Физика

-

10(3 части), углубленный уровень, М.: Дрофа

, 2011 год.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСКИ:

Образовательный комплекс «Физика, 7-11

кл

. Библиотека наглядных пособий»

Программы

Физикона

. Физика 7-11

кл

.

Уроки физики Кирилла и

Мефодия

. Мультимедийный учебник.

Кирилл и Мефодий. Библиотека Электронных наглядных пособий. Физика.

Компьютерный курс "Открытая физика 1.0"


ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:


1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30

2.Открытая физика

http://www.physics.ru/courses/op25part2/design/index.htm

3.Газета «1 сентября»: материалы по физике

http://1september.ru/

4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru/

5.Физика.ru

http://www.fizika.ru

6.КМ-школа

http://www.km-school.ru/

7.Самая большая электронная библиотека Рунета. Поиск книг и журналов

http://bookfi.org/

8.Компьютерная учебная среда «Интер@ктивная физика»

9.Открытый банк заданий.- http://www.fipi.ru

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×