Электоральная активность в России. | Батырова Алина Дамировна. Работа №336280
Изучение уровня электоральной активности граждан и нахождение способов уменьшения уровня политического абсентеизма.
Уникальность моей исследовательской работы в том, что я разносторонне рассмотрела данную проблему, проанализировала и представила в таблице самые свежие материалы электоральной активности по России и Белебеевскому району, изучила общественное мнения жителей Белебеевского района. Практическое применение заключается в том, что материал можно использовать на уроках обществознания, права, во внеклассной работе, а также в работе избирательной комиссии нашего района.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №42"городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Электоральная активность как основной показатель уровня развития гражданского общества в России.
г. Уфа, 2023-2024 учебный год
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I Электоральная активность.
1.1 Понятие электоральной активности………………………………….5
1.2 Электоральный абсентеизм…………………………………………...7
1.3 История выборов в России……………………………………………8
1.4 Факторы, формирующие избирательное поведение………………...9
Глава II Практическая часть.
2.1 Изучение состояния электоральной активности граждан по России
и по Белебеевскому району………………………………………………10
2.2 Выявление причин игнорирования голосований……………………11
2.3 Способы преодоления политического абсентеизма .……………….12
Заключение…………………….……………………………………..........13
Список литературы......................................................................................14
Приложение………………………………………………………………..15
Введение
Мы живем в стране, где основным законом-Конституцией провозглашается демократический режим государства. А демократия- это проявление воли народа . А воля народа в первую очередь проявляется через участие в различных выборах, а также в праве на участие в референдуме. Выборы являются не только признаком или инструментом демократии, но по сути, это основной политический институт, который позволяет народу выступать в качестве реального источника власти, а гражданскому обществу- контролировать деятельность власти. Мы - граждане должны понимать всю важность этого процесса, а наша активность на выборах является основой демократического общества. В моей научно-исследовательской работе нам предстоит разобраться с довольно глубоким понятием - электоральная активность граждан Российской Федерации на примере избирательной активности в Белебеевском районе Республики Башкортостан. Ведь проблема участия граждан в избирательном процессе сегодня как нельзя актуальна. Для меня эта тема близка тем, что скоро мне предстоит стать молодым избирателем, и я бы хотела отнестись к этой роли ответственно .
Цель работы: изучение уровня электоральной активности граждан и нахождение способов уменьшения уровня политического абсентеизма.
Для достижения цели ставлю следующие задачи:
1. Изучить состояние электоральной активности граждан по России и по Белебеевскому району.
2. Провести мини-исследование в форме социального анкетирования среди жителей нашего города и района.
3.Определить факторы, формирующие избирательное поведение.
4. Изучить деятельность избирательной комиссии в РФ и Белебеевском районе по привлечению молодёжи к участию в выборах.
5. На основе полученных данных сделать выводы и предложить пути решения проблемы.
Уникальность моей исследовательской работы в том, что я разносторонне рассмотрела данную проблему, проанализировала и представила в таблице самые свежие материалы электоральной активности по России и Белебеевскому району, изучила общественное мнения жителей Белебеевского района. Практическое применение заключается в том, что материал можно использовать на уроках обществознания, права, во внеклассной работе, а также в работе избирательной комиссии нашего района.
Актуальность темы заключается в том ,что большая часть населения страны не хочет участвовать в политике. В их сознании укоренилось отрицание политики и всего, что с ней связано. В нашем государстве нельзя заставить человека участвовать на постоянной основе в политике. И это правильно! Но можно заложить основы патриотизма и гражданственности ещё в молодом возрасте и только тогда мы сможем сформировать активную гражданскую позицию, которая приведёт наше государство к процветанию. И если я своей научно-исследовательской работой изменю взгляды молодого покаления на участие в политике ,это будет большим шагом в становлении гражданского общества.
Глава I
Понятие электоральной активности.
Электорат (лат. elector - избиратель) - круг избирателей, которые голосуют за определенную партию на выборах. В электорат входит как часть избирателей, голосующих за определенную партию или кандидата, так и всех избирателей - граждан государства, которые имеют право участвовать в выборах.
Электоральная активность -форма электорального поведения, редставляющая собой действия или бездействие граждан в процессе избирательных процессов, обусловленные совокупностью убеждений и ценностей. Активные избиратели подразделяются на два типа: «последовательные активисты» и «непоследовательные активисты».
Избирательный процесс – это урегулированная Конституцией РФ и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательный процесс состоит из восьми стадий:
1. Назначение выборов - установление уполномоченным органом или должностным лицом даты голосования с обязательным официальным опубликованием.
2. Составление списков избирателей - составление избирательных документов, определяющих круг граждан, обладающих активным избирательным правом.
3. Образование избирательных округов и избирательных участков - образование территории, от которой непосредственно гражданами избирается выборное должностное лицо (выборные должностные лица)
4. Образование избирательных комиссий – образование коллегиальных органов, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов, в том числе выдвижение и регистрацию кандидатов.
5. Выдвижение кандидатов - стадия определения круга лиц, среди которых будет выбираться определенное лицо.
6. Предвыборная агитация-деятельность, осуществляемая с целью побуждения избирателей к голосованию за кандидата.
7. Голосование-главная стадия выборов, при которых происходит свободное волеизъявления избирателей(граждан).
8. Подсчет голосов и установление результатов выборов - заключительная стадия избирательного процесса.
Молодежь, как возрастная группа, представляет собой наиболее социально активную часть населения. Именно эта часть электората и является тем ресурсом, за который сегодня разворачивается борьба. Молодежь наследует уровень развития общества и формирует будущий образ государства, поэтому её роль должна учитываться во всех сферах общественной и политической жизни. Поэтому вопросы, связанные с участием молодежи в избирательных процессах, становятся всё более актуальными. Несмотря на некоторый рост участия молодежи в выборах, уровень электоральной активности молодежи остается низким. В связи с этим, одной из главных задач в настоящее время является совершенствование наиболее эффективных методов работы для широкого вовлечения молодёжи в избирательный процесс. Так как правовая грамотность является важнейшим фактором социализации личности, то на сегодняшний день значимым является стимулирование роста как общей, так и правовой культуры молодёжи. Молодежь, являясь особой социально-демографической группой, требует повышенного внимания со стороны общества.
1.2 Электоральный абсентеизм
Противоположное явление электоральной активности – электоральный абсентеизм.
Электоральный абсентеизм - это сознательное уклонение от участия в политических процессах, в частности от выборов. Сегодня во многих странах считается нормальным, когда голосуют от трети до половины избирателей. В большинстве цивилизованных государств считается, что не голосовать - это такое же право свободного человека, как и остальные, которые гарантирует лицу само государство. В некоторых странах голосование добровольное, но в мире есть примеры, когда закон устанавливает его обязательность. Так, неучастие в выборах в Италии приводит к моральным санкциям, в Мексике, Австралии, Люксембурге, Австрии - к штрафу, в Греции Турции - к тюремному заключению.
Каковы же причины абсентеизма? Для ряда избирателей характерна политическая апатия или неверие в свои политические институты. Некоторые граждане считают, что участвовать в политических мероприятиях им совсем не обязательно, что политика – дело далекое от них.
1.3 История выборов в России.
Историю выборов в России следует отсчитывать с IX века. Великий Новгород считался «центром земли русской» и горожане путем голосования выбрали себе князя. После призвания Рюрика князем выборы на время потеряли свою необходимость. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике также начали проводиться выборы (вече) вплоть до завоевания её Московией в 1478 году. Также как и в Псковской республике, до её ослабления и подчинения Московии в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.
В 1905, после первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект, но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.
В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
В СССР тоже были выборы. Первое голосование, в котором участвовало население страны, состоялось в 1937 году – тогда был выбран Верховный совет СССР. Нарушений при голосовании тогда не было, фальсификаций голосов, как и шумной предвыборной кампании тоже не наблюдалось.
Результаты были превосходными. «Явка составила 99,98%, за кандидатов народного блока коммунистов и беспартийных голосовало 99,84%»
(выборы в Верховный Совет СССР, 14 марта 1954 года).
В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.
1.4 Факторы, формирующие избирательное поведение.
Большинство российских экспертов определяют ряд факторов, влияющих на электоральную активность граждан. Среди них можно выявить такие, как:
возраст и пол избирателей, образование родителей, влияние традиций семьи;
уровень образования, тип занятости, социальный статус избирателя;
влияние супруга, друзей, членство в различных общественных организациях;
уровень политической и правовой культуры
Пожалуй, последний фактор является ключевым. Избиратель должен знать, какими законами регламентированы выборы, каковы права и обязанности участников избирательного процесса. При организации выборов должно быть уделено большое внимание созданию соответствующих условий для избирателей, испытывающих затруднения при голосовании. Необходимо предпринимать усилия, чтобы избирательный процесс был максимально понятным для всех его участников, в особенности для молодежи и тех, кто голосует впервые.
Глава II
2.1 Изучение состояния электоральной активности граждан по России и по Белебеевскому району.
В целях изучения состояния электоральной активности граждан, были собраны сведения о численности участников в возрасте до лет и впервые голосующих, включенных в списки участников голосования, принявших участие в день голосования 1 июля 2020 года.(Приложение 1)
По результатам выявилось, что 1 июля 2020 года, из числа всех участников голосования, включенных в списки (69 380 человек) 66 140 из них приняли участие в голосовании, что составило 95%из числа всего.
В то время как из всего числа участников, включенных в список, в возрасте до 30 лет (14 872 человека), проголосовало лишь 11 563, что составило 77,75% .
У участников голосования, впервые голосующих, результаты лучше. Из всего 760 включенных в список, приняли участие 751, что составило 98,82%.
Также, были собраны сведения о численности участников в возрасте до 30 лет и впервые голосующих, включенных в списки избирателей, принявших участие в дни голосования 17-19 сентября 2021 года.(Приложение 2)
По результатам выявилось, что из числа всех участников, включенных в список (67 929) приняли участие 47 307, что составило всего лишь 69,64%
Среди числа избирателей, в возрасте до 30 лет, включенных в список(10 464 человека), приняли участие в выборах всего 7026, что составляет 67,14%.
В то время как из числа избирателей, впервые голосующих и включенных в список, проголосовало всего 583 из 850, что составляет 68,6%.
Если сравнить результаты голосования 2020 года и 2021 года, можно увидеть резкое уменьшения явки на выборах не только среди молодежи, но и среди граждан в целом, что доказывает нам, что уровень электоральной активности молодежи и граждан остается низким.
2.2 Выявление причин игнорирования голосований.
В целях выявления причин неявки молодежи на голосования, было проведено анкетирование среди граждан до 30 лет (50 человек)(Приложение 3)
Для начала, я решила самостоятельно определить, сколько людей приняли участие в голосовании. Выявилось, что из числа опрошенных, приняли участи 34 человека. 16 же проигнорировали выборы.
Дальше, опрошенным, которые не голосовали, нужно было выбрать причину, по которой они не явились на выборы. Результаты анкетирования (Приложение 4) :
1) ответ «Мой голос ничего не решит» выбрало 8 человек(50%);
2) ответ «Отсутствие интереса к политике» выбрало 5 человек(31%);
3) ответ «Лень и другие заботы» выбрало 3 человека(19%)
Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что причиной абсентеизма среди молодежи является отсутствие правовой грамотности, интересы молодого поколения сосредоточены на своих проблемах, на выживании в современных условиях. Такое электоральное поведение характерно не только для радикальной или неформальной молодёжи, но в принципе всей молодёжи.
2.3 Способы преодоления политического абсентеизма.
Но каким же образом можно преодолеть этот абсентеизм? Можно выделить три общих пути преодоления политического абсентеизма, которые представляются наиболее эффективными:
1)Повышение электоральной и политической культуры и правовой грамотности населения.
2) Учет влияния социальных факторов в предвыборной кампании.
3) Преодоление социального кризиса.
Рассмотрим первый путь подробнее. Для этого направления важен, прежде всего, молодежный вопрос. Причем здесь возможны самые различные способы: и углубленное изучение основ активного избирательного права в школах и других учебных заведениях, и проведение тематических мероприятий, и организация внутри школьных и студенческих коллективов партий и движений.
В нашей гимназии часто проводятся тематические мероприятия, посвященные повышению уровня политической грамотности учеников. К нам приходят представители избирательных органов, налоговой инспекции и прочих правоохранительных органов. Они проводят интересные тематические уроки, благодаря которым ученики узнают много полезного.(Приложение 5)Так же, недавно в Башкирской гимназии - интернат провели выборы, благодаря которым установился парламент гимназии и был выбран президент. Перед выборами каждым кандидатом была проведена агитация. У всех них были интересные идеи по улучшению жизни гимназии. Ученики, выслушав всех кандидатов, выбрали лучшего. После данных небольших выборов у всех учеников повысился интерес к данному вопросу. (Приложение 6)
Помимо этого, в Белебеевском районе проводится информационно-разъяснительная работа членами избирательной комиссии, в сентябре 2022 года была организована «Молодёжная избирательная комиссия» из числа студентов в количестве 14 человек. Они проводят информационно-просветительскую работу среди молодёжи, проводятся «Дни молодого избирателя». До пандемии проводились встречи с трудовыми коллективами.
Я думаю, если во всех школах и прочих учебных заведениях будут регулярно проводиться подобные мероприятия, то среди подрастающего поколения будет меньше тех, кому безразлична политическая жизнь страны и «некогда» ходить на выборы.
Заключение.
В процессе работы по теме «Электоральная активность как основной показатель уровня развития гражданского общества в России.» мной изучена тематическая и научная литература, проведен анализ материалов изучения общественного мнения на территории Белебеевского района, а также проведено собственное мини-исследование на примере молодежи. На основании изучения материалов различных источников и мнений по этому вопросу я пришла к определенным выводам:
1) несмотря на небольшой рост заинтересованности, уровень электоральной активности молодежи и граждан в целом остается низким;
2) одной из причин низкой электоральной активности является отсутствие правовой грамотности у молодежи;
3) для повышения уровня заинтересованности в политической жизни страны, необходимо возрождать этот интерес еще в школьном возрасте.
Я рассмотрела некоторые способы повышения электоральной активности молодежи, и должна отметить, что работа по этим способам ведется и приносит положительные результаты, хоть и не прогрессивные. Я считаю, что изменить отношение молодежи к политике возможно только путем вовлечения их самих в избирательные процессы и в политическую жизнь страны в общем. Начать можно с малого, что приведёт к большим результатам. Можно проводить различные игры среди старшеклассников на тему «Выборы» на постоянной основе. Такая форма занятий наиболее интересна и продуктивна для школьников. На уроках истории и обществознания чаще поднимать вопросы участия граждан в общественной жизни страны.
Я думаю, подрастающее поколение, имеем огромный потенциал. Многие представители нового поколения действительно заинтересованы в политике, но далеко не все. Государству необходимо направить потенциал молодых людей в нужное русло, помочь нам стать достойными гражданами России. Ведь именно в наших руках будущее нашей страны!
Список литературы.
1. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ
2. Редькин А. Повышение электоральной активности молодежи http://zhurnal.lib.ru/r/redxkin_aleksandr_aleksandrowich/msu.shtml
3. Сайт Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан.
http://www.bashkortostan.izbirkom.ru/tikcards/belebeevskaja/
4. Группа ВКонтакте «МИК Белебеевского района»
https://vk.com/mik_br
Приложение 1
Сведения о численности участников в возрасте до лет и впервые голосующих, включенных в списки участников голосования, принявших участие в день голосования 1 июля 2020 года.
1 Включенные в список. 2 Проголосовавшие.
а – Всего избирателей. б – Избиратели до 30 лет включительно.
в – Избиратели, голосовавшие впервые.
Приложение 2
Сведения о численности участников в возрасте до 30 лет и впервые голосующих, включенных в списки избирателей, принявших участие в дни голосования 17-19 сентября 2021 года.
1 Включенные в список. 2 Проголосовавшие.
а – Всего избирателей. б – Избиратели до 30 лет включительно.
в – Избиратели, голосовавшие впервые.
Приложение 3
Анкетирование для граждан Белебеевского района до 30 лет включительно.
1) Голосовали ли вы на выборах 17-19 сентября 2021 года?
а) да;
б) нет.
2) Какова причина неявки на выборы?
а) Мой голос ничего не решит;
б) Отсутствие интереса к политике;
в) Лень и другие заботы.
Приложение 4
Итоги моего анкетирования среди граждан до 30 лет включительно
Приложение 5
Тематический урок с представителем избирательной комиссии у 11-х классов
Приложение 6
Выборы президента в МАОУ «Лицей №42».