Электронное правосудие: генезис и перспективы ☼ | Альбекова Дана Серековна . Работа №308705
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной данного научной работы обусловлена общей тенденцией мировой практики по введению в судопроизводство элементов электронного правосудия. Объект настоящего исследования выступает процесс цифровизации в современном судопроизводстве, возникновение электронного правосудия и перспективы его развития.
Цель данной работы: выявить процесс становления электронного правосудия как специфического социального явления, а также найти актуальные проблемы, возникшие в результате появления электронного судопроизводства.
Задачи моего научного исследования:
• определить место цифровых технологий в системе правосудия
• процесс возникновения электронного правосудия, его происхождения и становления
• перспективы развития цифровых технологий в современном судопроизводства.
• изучить практику электронного правосудия на уровне международного правосудия.
В моей работы были использованы различные методы теоретического познания. Во время проделанной работы мной было изучено множество юридической литературы, международной судебной практики, статьи различных научных деятелей, а также комментарии и интервью действующих судей как Верховного суда, так и судей самых различных инстанций.
1. Использование цифровых технологий в системе современного судопроизводтсва
Цифровые технологии стали одними из самых главных аспектов жизни современного общества. Сейчас понятие “цифровизация” активно внедряется во все сферы жизни человека, но в меньшей степени этот процесс коснулся государственного сектора, в том числе правосудия. Цифровизация и электронное правосудие имеют ряд схожих черт, которые обуславливаются внедреннием цифровых технологий, информационного обеспечения в сфере электронного правосудия.
В настоящее время, термин “электронное правосудие” уже устоялся, под ним понимается способ осуществления правосудия на основе использования цифровых технологий, целью которых является обеспечение основополагающего принципа уголовного судопроизводства гласность, открытость судебного разбирательства. Цифровизация легла в основу электронного правосудия, однако эти два понятия не являются синонимами. Их стоит ограничивать, так как “электронное правосудие” в первую очередь определяет свойства носителя информации, а “цифровое правосудие” определяет форму существования данных. Разница этих двух понятий существенна, так как форма хранения информации определяет свойства среды.
В частности, цифровое правосудие предполагает переход большей части коммуникаций в цифровую среду и, в меньшей мере, равное с очнобумажным взаимодействием, тогда как электронное правосудие предполагает в основном осуществление судом разрешения правовых конфликтов при помощи информационно-коммуникационных технологий, прежде всего электронного документооборота и системы видео-конференц-связи, результаты которых отображаются в информационной системе.
«Период пандемии дал еще более мощный толчок в этом направлении. Первыми вводить "цифру" стала система арбитражных судов: теперь можно подать в суд почти все документы путем направления скан-копий, и они будут рассмотрены судом. А в случае наличия электронной цифровой подписи можно подать абсолютно все документы, ходатайства и заявления. Электронный документооборот значительно упростил жизнь юридического сообщества. Теперь нет необходимости нанимать штат помощников, чтобы они ездили из суда в суд и подавали необходимые документы, как это было раньше», — закономерно отмечает Алексей Горелов, старший партнёр, адвокат Московской городской адвокатской палаты, управляющий партнер в Адвокатском бюро «Дубинин, Финкель и партнеры».
«Внедряется сервис по оперативному извещению лиц, участвующих в деле, о месте и времени заседания и ознакомлению с судебными документами благодаря электронному документообороту. У судьи будет возможность подписать документ, судебный акт и направить его на электронную почту участникам процесса», — рассказывает судья Никулин Дмитрий Геннадьевич действующий судья Верховного Суда Российской Федерации. По его словам, уже сейчас более 60% исковых заявлений поступает в суды в электронном виде, а судьи быстро адаптируются, «особенно к тому, что удобно и сокращает сроки рассмотрения дел».
Глава ВС также рассказал о работе по созданию суперсервиса «Правосудие онлайн». Эта платформа, по его словам, позволит участникам судопроизводства осуществлять в дистанционной форме весь объем процессуальных действий. В том числе подачу документов в суд, уплату госпошлины, ознакомление с материалами дела в электронном виде, участие в судебном заседании посредством веб-конференции и получение судебного акта. Использование в суперсервисестандартных форм и справочника исковых требований, калькулятора государственной пошлины, автоматизированное определение подсудности, применение технологии распознавания текста упростят и ускорят обращение в суд, отметил Вячеслав Лебедев действующий председатель Верховного Суда Российской Федерации.
Законодательное закрепление возможности использования цифровых записей и документов в качестве доказательств является предпосылкой для "цифровой справедливости" в рамках отправления правосудия - суды уже используют электронную почту, цифровые фотографии, журналы транзакций банкоматов, а также документы, отражающие историю мгновенных сообщений, файлы, сохраненные из бухгалтерских программ, электронные таблицы, историю интернет-браузеров, баз данных, содержимое компьютерной памяти, компьютерные резервные копии, компьютерные распечатки и цифровые видео- или аудиофайлы.
Вместе с тем судам необходимо изучать новые цифровые возможности. Помимо значительной экономии на затратах по производству, транспортировке и хранению большого количества бумажных материалов наилучшим результатом перехода на цифровые технологии является то, что данные становятся свободными от бумажных бункеров и легкодоступными для анализа и опроса, поиска соответствующих судебных слушаний. Технологии также повышают прозрачность и эффективность планирования работы судебных заседаний, чтобы свидетели, потерпевшие, подозреваемые, адвокаты и судьи могли видеть, когда и где они необходимы.
И этот процесс происходит не только в России. Например, в Турции создана национальная электронная служба, при помощи которой граждане могут изучать дела, уплачивать регистрационные сборы, подавать документы и иски в электронном виде в любой суд страны. Использование цифровых технологий позволяет адвокатам и судьям получить доступ к информации (юридическим документам) удаленно в режиме реального времени.
Аналогичный вариант дистанционного взаимодействия между судьями и адвокатами внедряется в Израиле и Нидерландах. А внедрение электронной судебной службы (системы онлайн-управления делами) в Пакистане позволяет сделать систему правосудия более доступной для тех, кто живет далеко от административных центров.
Безусловно, нельзя отрицать и наличия возникающих на этом пути проблем. Компьютерные программы — не конкуренты хорошему юристу, говорит Анастасия Рагулина, директор юридической группы «Яковлев и Партнеры». «Все дело в том, что наша работа состоит не только из технических и логических моментов. Она во многом носит творческий характер. Клиент всегда требует индивидуального подхода к себе и своей проблеме. Мы часто выступаем в роли психологов, изучая клиента и его потребности, стараемся удовлетворить все его запросы, что невозможно без составления его психологического портрета. Более того, жизнь, как известно, богаче планов. Не всегда можно предусмотреть шаблонное решение вопроса. Часто ситуации, похожие друг на друга, в итоге решаются абсолютно по-разному. И нельзя забывать, что судебная практика также неодинакова. Встречаются дела, способные её изменить, и за этим стоит человек, а не машина», — объясняет эксперт.
На мой взгляд, автоматизированные системы не могут дать оценку возможного злоупотребления правом, нельзя говорить о добросовестности и честности, что также является основными принципами российского судопроизводства.
По мнению многих экспертов, расширение «заочного» правосудия приводит к снижению возможности участников процесса реализовать право на судебную защиту их прав. За счет упрощенной работы судов за счет расширения количества дел в упрощенном и приказном производстве, их от выполнения основной функции — отправления правосудия, которое предполагает право лиц быть выслушанными, а также право сторон на оценку судом доказательств по спору, с вынесением мотивированного решения. Участие в процессе онлайн, как бы хорошо ни работала связь, снижает убедительность выступления представителя перед судом», — считает Речкин.
Что же касается электронного правосудия, то низкая информационная грамотность судей здесь ведет к недостаточно полному использованию даже имеющегося у судебных систем функционала и непониманию, какие инструменты способны облегчить деятельность судьи. От этого следует понимать, что использование информационных технологий в системе как российкого правосудия, так и зарубежного, невозможно без необходимых и достаточных знаний субъектов правосудия в системе информационных технологий. Безусловно, подобные знания облегчат работу судов, так как использование цифровых технологий, по мнению многих экпертов, упрощает работу суда и способствует его более оперативной деятельности.
2. Перспективы нормативного регулирование электронного правосудия
Среди федеральных законов, необходимость принятия которых обозначена в федеральном проекте "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", указаны закон об унификации правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств в электронной форме, а также о допустимости электронных доказательств и закон, закрепляющий гарантии участников процесса на дистанционное участие в судебных заседаниях. Как сообщил в ходе состоявшегося 8 октября в Совете Федерации круглого стола, посвященного обсуждению перспектив использования технологий удаленного доступа при отправлении правосудия, директор Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства Минюста России Владимир Шведов, министерство подготовило законопроект, направленный на урегулирование вопросов и дистанционного участия в судебных заседаниях, и подачи документов в суд в электронном виде. И хотя документ может быть доработан с учетом позиций соисполнителей (среди которых согласно первоначальной версии обозначенного федерального проекта – Минцифры России, АНО "Цифровая экономика", Фонд "Сколково"), на согласовании с которыми он находится в настоящее время, обозначенные представителем Минюста России основные его положения в любом случае представляют интерес, поскольку ни одна версия проекта пока не была обнародована.
В части, касающейся подачи документов в суд в электронном виде, можно выделить несколько наиболее важных положений. Возможность представления документов через используемые в настоящее время информационные системы: ГАС "Правосудие" судов общей юрисдикции и "Мой Арбитр" арбитражных судов – будет сохранена, а доступ к ним предполагается обеспечить через портал госуслуг, причем речь идет не о возможности авторизации с использованием учетной записи в ЕСИА (что уже реализовано), а о создании на портале госуслуг личного кабинета участника судопроизводства, с помощью которого можно будет подавать документы, знакомиться с материалами дела и проходить авторизацию для участия в онлайн-заседаниях. Кроме того, по словам Владимира Шведова, предполагается, что для подачи документов в суд могут быть использованы также система межведомственного электронного взаимодействия и информационная система организации федеральной почтовой связи. Через портал госуслуг и указанные системы смогут направляться и судебные извещения – при отсутствии возражений участников процесса. Направляемые в суд документы должны будут подписываться электронной подписью: простой или усиленной – в зависимости от вида документа и системы, через которую он подается.
Использование веб-конференций согласно законопроекту станет равнозначным применению ВКС способом участия в судебных заседаниях – АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ планируется дополнить соответствующими статьями. Оснований для отказа в удовлетворении ходатайства об участии в заседании таким способом предполагается установить всего два: первое – отсутствие у суда технической возможности для проведения заседания в таком формате, второе – рассмотрение дела в закрытом судебном заседании (напомним, что по таким же основаниям суды в настоящее время отклоняют ходатайства об участии в заседаниях посредством ВКС). Дискуссионным пока остается вопрос об идентификации личности – предполагается, что при наличии у суда сомнений в ее достоверности заседание будет отложено, – в том числе о том, какая система будет использоваться при авторизации участников процесса, необходимой для подключения к веб-конференции: ЕСИА или Единая биометрическая система. Второй вариант, как полагает представитель ВС РФ Алексей Солохин, более предпочтителен с точки зрения обеспечения достоверности идентификации – использование биометрических данных поможет предотвратить злоупотребления в виде подмены личности, но более сложен, так как предполагает, во-первых, сбор таких данных, а во-вторых, необходимость использования устройств, позволяющих осуществлять биометрическую идентификацию.
Надо полагать, что после обнародования итогового варианта законопроекта (который, по словам Владимира Шведова, планируется внести в Правительство РФ до конца года) можно будет получить ответы на многие вопросы, в том числе о том, как будет обеспечиваться участие в онлайн-заседаниях свидетелей и переводчиков, можно ли будет представлять какие-либо документы непосредственно в ходе таких заседаний, как будет обеспечиваться порядок в судебном заседании, каким образом будет решаться вопрос о формате заседания, если не все участники согласны на его проведение в режиме веб-конференции или не все из них имеют техническую возможность для подключения к нему и т. д. Тем не менее уже сейчас эксперты обозначают ряд крайне важных моментов, которые обязательно нужно продумать и учесть при осуществлении планируемой корректировки процессуального законодательства и принятии соответствующих подзаконных актов. Один из них – обеспечение качества связи. Опыт использования системы ВКС показывает, что технические неполадки, такие как прерывание звука или видеоизображения, случаются довольно часто, и это, разумеется, отражается на эффективности разбирательства. Следующий момент – защищенность передаваемой в процессе онлайн-заседания информации, в том числе персональных данных (Ф. И. О. участников, их паспортных данных – сейчас, например, в начале заседаний, которые проводятся в режиме веб-конференций, участники дела показывают суду (поднося к камере) документы, удостоверяющие их личность) и сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Технические требования к системам, которые судам можно будет использовать для проведения заседаний в режиме веб-конференций, надо полагать, обязательно будут установлены, но, поскольку данный формат предполагает подключение участников со своих устройств, стоит, вероятно, подумать и о формировании рекомендаций по использованию ими оборудования и интернет-соединения с определенными характеристиками, позволяющими обеспечить должное качество связи.
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что цифровые технологии активно внедряются в систему электронного правосудия. Техническая составляющая новых законопроектов, направленных на развитие системы электронного провосудия в данный момент находится на этапе дальнейшего развития, как и сама система в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется отметить, что использование цифровых технологий в системе российского правосудия получило название “электронное правительство”, и не смотря на то, что сам процесс становления начался уже давно, но на данный момент он все также совершенствуется. Существует множество различных законопроектов, проектов, связанных с развитием цифровых технологий в системе правосудия.
Все нововведения, которые сейчас активно применяются в деятельности судов значительно упрощаются их работу, что отмечают многие действующие судьи и адвокаты. Несомненно, использование различных современных технологий влечет за собой соответвующий уровень знаний, необходимых для работы. В связи с этим, на мой вгляд введение обучающей программы для субъектов правосудия будет актуальной. Подобные программы могут проводиться как на базе образовательной программы в стенах ВУЗов, а также в рамках повышения квалификации для действующих специалистов, так как проект электронного правосудия находится на этапе активного развития, что как я уже излагала выше, не может работать на должном уровне без соответсвующих знаний.
министерство науки и высшего образования российской федерации
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический институт
Кафедра «Судебная и правоохранительная деятельность»
ОТЧЁТ
по практикепо получению первичных умений и навыков
научно-исследовательской деятельности
(5 семестр)
Ф.И.О. студента: Ахмадулина Амина Аллюровна
Номер группы: Ю-316
Наименование организации прохождения практики:
кафедра «Судебная и правоохранительная деятельность»
Дата прибытия на практику: «01» сентября 2022 г.
Дата окончания практики: «18» декабря 2022 г.
Руководитель практики от организации
Руководитель практики
от кафедры
Ткачева Наталья Викторовна
Пестова Татьяна Павловна
доцент кафедры
И.о. заведующего кафедрой_______
Занимаемая должность
Занимаемая должность
Отчет принят: « »______2022г.
с оценкой
________________________________
Подпись, оттиск печати, дата
_____________________________________
Подпись
М.П.
Челябинск, 2022 г.
ПРОГРАММА
практикипо получению первичных умений и навыков
научно-исследовательской деятельности
Студент Ахмадулина Амина Аллюровна
Группа Ю-316
Место прохождения практики: кафедра «Судебная и правоохранительная деятельность»
Сроки прохождения практики с 01 сентября по 18 декабря 2022г.
Перечень заданий и вопросов, подлежащих выполнению
(в соответствии с программой практики):
Ознакомление с тематикой исследовательских работ
.
Выбор темы исследования.
С
огласова
ние темы исследования с
руководителем
практики от кафедры
.
О
существление самостоятельного иссл
едования по избранной теме.
А
пробация результатов исследования (
участие в проведении научных, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, дискуссий, диспутов, заседаний научных кружков, организуемых кафедрой, институтом, вузом
).
П
одготовка дневника практики
.
Обобщение результатов практики в отчете, представление
их на защите отчета по результатам прохождения
практики.
Руководитель практики от ЮУрГУ: ________ _____Пестова Т.П
(подпись) (Ф.И.О.)
Студент: ________ Ахмадулина А.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель практики от
профильной организации: Ткачева Н.В.
(подпись) (Ф.И.О.)
ДНЕВНИК
прохожденияпрактики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Студента Ахмадулина Амина Аллюровна
в период с «01» сентября 2022 г. по «18» декабря 2022 г.
Дата
Выполняемый вид работ
Кол-во часов
Отметка руководителя о выполнении работы и её качестве
01.09.22
Ознакомление с тематикой исследовательских работ. Выбор темы исследования. Согласование темы исследования с руководителем практики от кафедры. Заполнение дневника практики
02.09.22
Ознакомление с тематикой исследовательских работ. Выбор темы исследования. Согласование темы исследования с руководителем практики от кафедры. Заполнение дневника практики
03.09.22
Ознакомление с тематикой исследовательских работ. Выбор темы исследования. Согласование темы исследования с руководителем практики от кафедры. Заполнение дневника практики
04.09.22
Ознакомление с тематикой исследовательских работ. Выбор темы исследования. Согласование темы исследования с руководителем практики от кафедры. Заполнение дневника практики
05.09.22
Ознакомление с тематикой исследовательских работ. Выбор темы исследования. Согласование темы исследования с руководителем практики от кафедры. Заполнение дневника практики
06.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
07.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
08.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
09.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
10.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
11.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
12.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
13.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
14.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
15.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
16.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
17.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
18.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
19.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
20.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
21.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
22.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
23.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
24.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
25.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
26.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
27.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
28.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
29.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
30.09.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
01.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
02.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
03.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
04.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
05.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
06.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
07.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
08.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
09.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
10.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
11.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
12.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
13.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
14.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
15.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
16.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
17.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
18.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
19.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
20.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
21.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
22.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
23.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
24.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
25.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
26.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
27.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
28.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
29.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
30.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
31.10.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
01.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
02.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
03.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
04.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
05.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
06.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
07.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
08.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
09.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
10.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
11.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
12.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
13.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
14.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
15.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
16.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
17.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
18.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
19.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
20.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
21.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
22.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
23.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
24.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
25.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
26.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
27.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
28.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
29.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
30.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
01.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
02.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
03.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
04.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
05.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
06.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
07.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
08.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
09.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
10.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
11.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
12.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
13.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
14.11.22
Осуществление самостоятельного исследования по избранной теме. Заполнение дневника практики
15.11.22
Обобщение результатов практики в отчете, представление их на защите отчета по результатам прохождения практики. Подготовка дневника практики
16.11.22
Обобщение результатов практики в отчете, представление их на защите отчета по результатам прохождения практики. Подготовка дневника практики
17.11.22
Обобщение результатов практики в отчете, представление их на защите отчета по результатам прохождения практики. Подготовка дневника практики
18.11.22
Обобщение результатов практики в отчете, представление их на защите отчета по результатам прохождения практики. Подготовка дневника практики
ХАРАКТЕРИСТИКА
обучающегося с места практики по получению первичных умений
и навыков научно-исследовательской деятельности
Студент Ахмадулина Амина Аллюровна
Общая характеристика прохождения практики
№ п/п
Показатели достижения уровня обучающегося
Оценка
Примечания
1.
Высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности
2.
Готовность к работе в коллективе
3.
Сбор, проверка, селекция, анализ информации
4.
Следование моральным и правовым общественным нормам, соблюдение принципов этики юриста
5.
Способность к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей ее достижения
6.
Стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства
7.
Участие в организации общественных обсуждений
8.
Хорошая теоретическая подготовка
Описание работы обучающегося в период прохождения практики________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: по результатам прохождения практики заслуживает оценку «________________»
Руководитель практики от
профильной организации
И.О. заведующего кафедрой Ткачева Н.В.
(подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
ХАРАКТЕРИСТИКА
уровня освоения компетенций
Студент Ахмадулина Амина Аллюровна
№ п/п
Оценка
важности
данной
компетенции
обвести кружком*
Компетенция (ФГОС ВО)
Оценка
исполнения практикантом данной
компетенции
обвести кружком*
ПСК-1.1
1 2 3 4 5
способностью осуществлять контрольную и административно-правовую деятельность при исполнении служебных задач
1 2 3 4 5
ПК-27
1 2 3 4 5
способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
1 2 3 4 5
ПК-28
1 2 3 4 5
способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов
1 2 3 4 5
ПК-29
1 2 3 4 5
способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований
1 2 3 4 5
ОПК-1
1 2 3 4 5
способностью использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений, применительно к отдельным отраслям юридических наук
1 2 3 4 5
Укажите, какими еще компетенциями, не вошедшими в список, обладает студент-практикант и оцените их
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
Укажите, какие ещё компетенции Вы хотели бы включить в список и оцените их в отношении
данного практиканта:
* необходимо обвести кружком только одну оценку от " 1" - совершенно не важно или совершенно не удовлетворен до "5" - очень важно или полностью удовлетворен.
Руководитель практики от
профильной организации
И.О. заведующего кафедрой Ткачева Н.В.
(подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
ОТЧЕТ
о прохождении практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Студента Ахмадулиной Амины Аллюровна
( фамилия, имя, отчество)
на кафедре «Судебная и правоохранительная деятельность»
в период с 01 сентября 2022г. по 18 декабря 2022г.
В рамках научно-исследовательской работы, мною были изучены проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации путем применения информационных технологий. Были проанализированы мнения ученых-юристов, представителей общественной мысли касаемо вопросов роли информационных технологий в обеспечении национальной безопасности, перспективы применения информационных технологий.
Были также рассмотрены основные направления деятельности правоохранительных органов в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации, путем применения информационных технологий.
Изучая выбранную тему научно-исследовательской работы, были достигнуты цели:
1. была проанализирована правоприменительная и правоохранительная практика, научная информация, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
2.были применены методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов;
3.были использованы знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений, применительно к отдельным отраслям юридических наук;
4. были обобщены и сформулированы выводы по теме исследования, приготовлены отчеты по результатам выполненных исследований.
Данная научно-исследовательская работа была принята в XX Всероссийской конференции студентов и молодых ученых «Теория и практика судебной защиты прав и свобод человека». (УФ РГУП).
Подпись студента_______________
«18» декабря 2022 года
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Южно-Уральский государственный университет»
(Национально-исследовательский университет)
Юридический институт
Кафедра «Судебная и правоохранительная деятельность»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему
«Роль информационных технологий в обеспечении национальной безопасности»
Руководитель научно-исследовательской работы
Доцент кафедры СПД, к.ю.н. Пестова Т.П.
(должность, ученая степень, звание)
Автор научно-исследовательской работы
Ахмадулина Амина Аллюровна, Ю-316
(ФИО, номер группы)
Челябинск, 2022
Ахмадулина А.А.,
студентка 3 курса Юридического института
ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)»
г. Челябинск, Россия,
ahmadulinaamina3@gmail.com
научный руководитель - Пестова Т.П.,
доцент кафедры судебной и правоохранительной деятельности
ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)»
кандидат юридических наук, доцент
г. Челябинск, Россия
pestovatp@susu.ru
Роль информационных технологий в обеспечении национальной безопасности
Аннотация. В данной статье рассматривается роль информационных технологий в обеспечении национальной безопасности. Автором проводится анализ понятия «информационные технологии», рассматриваются основные функции правоохранительных органов, применяющих в своей деятельности информационные технологии.
Ключевые слова. Информационные технологии, правоохранительные органы, информационное общество, национальная безопасность.
Akhmadulina A.A.,
3rd year student of the Law Institute
FGAOU VO "SUSU (NIU)"
Chelyabinsk, Russia,
ahmadulinaamina3@gmail.com
scientific supervisor - Pestova T.P.,
Associate Professor of the Department of Judicial and Law Enforcement
FSAOU VO "SUSU (NRU)"
Candidate of Law, Associate Professor
Chelyabinsk, Russia
pestovatp@susu.ru
The role of information technology in ensuring national security
Annotation. This article examines the role of information technology in ensuring national security. The author analyzes the concept of "information technology", considers the main functions of law enforcement agencies using information technology in their activities.
Keywords. Information technologies, law enforcement agencies, information society, national security.
Во времена информационного развития и технологического прогресса, применения информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей, актуальным является вопрос о роли информационных технологий в обеспечении национальной безопасности России. В настоящее время деятельность органов внутренних дел без использования информационных технологий не представляется возможной. Это связано с тем, что в современном обществе происходит постоянное развитие научно-технического прогресса. Для развития экономики, общества, науки применение информационных технологий является необходимым условием. Кроме того, немаловажную роль информационные технологии играют и при обеспечении национальной безопасности России, это выражается в том, что правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности активно применяют информационные технологии.
Понятие «информационные технологии» состоит из двух элементов: «информация» и «технология». Информация представляет собой сведения об окружающем нас мире, событиях, явлениях воспринимаемые, хранимые и передающие человеком. Технология – это последовательность действий, совершаемых над предметом труда в целях получения конечного продукта.
Рассмотрев два определения можно сделать вывод, что информационные технологии представляют собой процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накопления и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о со стоянии объекта, процесса, явления, информационного продукта, а также распространение информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Роль информационных технологий выражается в практическом применении таких технологий органами государственной власти, деятельность которых направлена на обеспечение национальной безопасности России. Следует отметить, что информационное обеспечение является одним из наиболее приоритетных направлений развития правоохранительной системы.
Рассмотрим некоторые информационные технологии, которые применяются в деятельности правоохранительных органов, деятельность которых направлена на обеспечение национальной безопасности.
Так, первым этапом внедрения информационных технологий в правоохранительную деятельность можно считать оборудование первых компьютерных классов для обучения новой дисциплины «Правовая информатика и вычислительная техника» в 1990х годах. Практическая работа в данных классах осуществлялась в парах или посменно в связи с наличием лишь небольшого количества ПЭВМ. Следующим значительным этапом стало внедрение на данных компьютерах пакета программ Microsoft Office и программного обеспечения Microsoft Windows в 90х-2000х годах. И третьим наиболее важным этапом следует назвать распространение интернет-технологий в системе МВД. Данный этап заметно повлиял на деятельность сотрудников полиции, сформировав у сотрудников информационную компетентность, информационную грамотность в области сети интернет и т.д.
В 2022 году в деятельности ОВД применяется ряд информационных технологий, например, дистанционное обучение курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России. С 2020 года, в период пандемии COVID-2019, данное направление ускорило свое распространение и тем самым упростило процесс обучения курсантов. Например, в Московском университете имени В.Я. Кикотя в период пандемии существовала возможность обучения, сдачи вступительных экзаменов на некоторые направления обучения (адъюнктура) путем дистанционного обучения через программу «discord».
Применяя различные возможности программ, например, Googleдиск, Googleпрезентации, курсанты и преподаватели могут не только проводить обучение в режиме онлайн, но и также проводить электронное голосование, выступать с докладами с отражением презентаций, которые смогут увидеть в одно время все курсанты группы и преподаватель дисциплины.
Кроме программ дистанционного обеспечения, сотрудники территориальных органов МВД России применяют автоматизированные справочные системы, например, такие как Консультант Плюс или Кодекс. В экспертной деятельности применяются такие программы, как ЭС «Кортик», ЭС «Наркоэкс», программы дактилоскопических информационных систем, финансово-экономический отдел, также, как и обычные коммерческие организации осуществляют свою деятельность в программе «1С: Бухгалтерия», сотрудники полиции также используют программы для создания портретов «Фоторобот», АИПС «Портрет», информационно-поисковые системы АИПС «Автопоиск»1.
При колоссальном количестве программ, доступа к «Интернет» сети стоит отметить, что деятельность ОВД осуществляется в определенных рамках. Так, некоторые должности сотрудников полиции предусматривают доступ к секретной информации и запрет к подсоединению к «Интернет» сети на рабочих ПЭВМ. В связи с тем, что в России мало отечественного программного обеспечения возникают риски информационной безопасности в МВД и зависимость от иностранного программного обеспечения.
Использование информационных технологий правоохранительными органами зависит от конкретного направления (вида) деятельности, а также от функций и задач, возложенных на правоохранительный орган. К таким функциям относят:
1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства;
2) охрана общественного порядка;
3) профилактическая деятельность;
4) конституционный контроль;
5) прокурорский надзор;
6) исполнение судебных решений;
7) оказание юридической помощи;
8) оперативно-розыскная деятельность и др.
Кроме того, информационные технологии активно применяются в борьбе с экстремизмом, так, в 2020 году в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, согласно которому предлагалось наделить органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, полномочием по направлению сведений в уполномоченный федеральный исполнительный орган власти для включения в реестр содержащих признаки экстремистских материалов в соответствии с заключением эксперта, данным в ходе оперативно-розыскной деятельности. Внесение изменений обусловлено тем, что проходит значительное количество времени с момента обнаружения экстремистских материалов до их блокировки. Данный законопроект был отклонен Правительством РФ на том основании, что в таком случае органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, будут предоставлены дискреционные полномочия, не соразмерные степени угрозы общественной безопасности, что создает предпосылки к нарушению конституционных прав граждан. На наш взгляд, данное решение Правительства РФ оправдано, поскольку блокировочными полномочиями уже обладает Генеральный прокурор РФ и его заместители. Наделение такими же полномочиями органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, основанной на принципах конспирации и сочетания гласных и негласных методов, ведет к правовым неопределенностям и правовым спорам граждан и юридических лиц. Предлагается включить в круг субъектов, обладающих данными полномочиями, прокуроров субъектов РФ.
При расследовании данной категории преступлений особую трудность представляет установление субъекта преступления, поскольку многие преступные деяния совершаются на территории другого государства или посредством использования автоматизированного режима. На наш взгляд, мерой противодействия публичным призывам к осуществлению экстремистской деятельности будет являться идентификация пользователя при выкладывании информации в сеть «Интернет», то есть подтверждение своих паспортных данных при публикации информационного материала. Данная мера уже эффективно применяется в Китае2.
Таким образом, роль информационных технологий в обеспечении национальной безопасности имеет важное значение и является актуальной в настоящее время. В век информации в органах внутренних дел необходимо применять информационные технологии для раскрытия преступлений, совершенствования работы сотрудников правоохранительных органов. Существует несколько проблем применения информационных технологий в полиции: недостаточно квалифицированные кадры, отсутствие российского программного обеспечения, слабая система защищенности, ограниченный доступ к программному обеспечению и сети Интернет. В связи с вышесказанным необходимо совершенствовать применение технологий при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности.
Список литературы:
Алдохина
В.В. К вопросу о публичности информации, содержащей в себе экстремистские мотивы // Актуальные вопросы
юридических наук: материалы V Международной научной конференции. – Краснодар: 2019. – С. 12
Брянцева О.В., Солдат
кина О.Л. Роль информационных технологий
в
деятельности органов государственной власти:
проблемы и пути решения // Вестник Университета имени О.Е.
Кутафина
. – 2019. – № 18. – С. 97–103
Ходякова
Н.В. Подготовка сотрудников ОВД к использованию ин
формационных тех
нологий в профессиональной деятельности: опыт трех десятилетий
// Правопорядок: история, теория, практика. – 2018. – №4. –
С. 65–69
Ходякова Н.В. Подготовка сотрудников ОВД к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности: опыт трех десятилетий - 2018. – №4. – С. 65–69
Алдохина В.В. К вопросу о публичности информации, содержащей в себе экстремистские мотивы. М., 2016. С. 67