Электронные образовательные ресурсы в дошкольном образовании | Овчинникова Анна Сергеевна. Работа №234374
Автор: Овчинникова Анна Сергеевна
ФГОС предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Информационные технологии, представляют широкие возможности для коммуникации.
Челядьöс сöвмöдан 93 №-а видзанiн школаöдз велöдан
Сыктывкарса муниципальнöй учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 93 общеразвивающего вида»
Методическая разработка
Тема: Электронные образовательные ресурсы в дошкольном образовании
Составила: Овчинникова Анна Сергеевна
Воспитатель МБДОУ №93
Сыктывкар 2020г.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по — иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
ФГОС предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Информационные технологии, представляют широкие возможности для коммуникации.
2
Содержание:
1. Понятие ИКТ………………………………………………………………...4
2. Электронные образовательные игры………………………………………4
3.Требования к развивающим и обучающим программам,
применяемым на занятиях………………………………………………………5
4.Цель, задачи, ожидаемый результат и направления работы……………….6
5.Описание созданных ЭОРов…………………………………………………..8
6. Заключение…………………………………………………………………….9
7.Используемая литература……………………………………………………..10
3
1.ПонятиеИКТ.
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Познавательная активность дошкольников выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
2. Электронные образовательные игры (ресурсы) ЭОР
Электронная образовательная игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. ЭОРы можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, который направляет активность детей в определенное русло.
Можно выделить: игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей
будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.
4
Контролирующей
будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ребёнку необходима определенная подготовка
.
Обобщающие
игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению
межпредметных
связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях.
Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Электронные образовательные игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задания. Ребенок увидит на экране именно то, что надо воспитателю на данном занятии. А воспитатель получит в процессе создания игры новые знания в области ИКТ, применит их сразу на практике, увидит готовый продукт своего труда и, самое главное, получит удовольствие от творческого процесса.
Поэтому я решила использовать интерактивные игры на занятиях с детьми дошкольного возраста для повышения познавательной активности.
Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого — создать условия для инициативы детей. В интерактивной технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию.
3. Требования к развивающим и обучающим программам, применяемым на занятиях.
Используя ИКТ, необходимо внимательно подходить к критериям отбора ЭОР и их создание, учитывая интересы и потребности самих детей. При отборе игр следует учитывать ряд требований ФГОС, предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на занятиях:
5
объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям;
программа должна быть русскоязычной;
текст задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым;
задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении;
задания должны соответствовать возрастным особенностям;
задания должны быть занимательными;
задания должны быть грамотным;
задания должно создавать ситуации успеха;
задания должны соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме
.
Кроме того, мы как воспитатели - практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ.
Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59–69см. Высота установки1–1,3м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе2–3 м и не дальше 5–5,5 м от экрана. Занятия с использованием итнтерактивной доски для детей 5–7лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6–7 лет -15мин.
4. Цель, задачи, ожидаемый результат и направления работы.
Цель работы - повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Задачи:
Повышать познавательную активность детей. Расширить и систематизировать знания детей.
Учить способам практической деятельности с использованием ИКТ.
Способствовать развитию психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Повышать мотивацию детей во время НОД.
Ожидаемый результат:
Формирование у детей операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование).
6
Овладение
детьми
умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
Формирование конструкторских умений и навыков у детей.
Развитие у детей
способностями
в практической деятельности
в использовании ИКТ
Направления работы:
- Использование интерактивного оборудования в педагогическом процессе с дошкольниками.
- Подбор и систематизация электронных образовательных игр и игрового материала в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей и образовательной программой ДОУ.
- Осуществление грамотного педагогического руководства интерактивными развивающими играми.
- Обеспечение взаимосвязи учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста.
- Обеспечение соответствия СанПин при организации педагогического процесса с использованием ИКТ.
- Взаимодействие с родителями по использованию интерактивных игр в домашних условиях.
Первые опыты применения интерактивных технологий в практике работы позволили мне выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
1. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
2. Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление)
3.Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
4.Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении являются стимулом познавательной активности детей.
5.Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.
7
5. Описание созданных ЭОРов.
ЭОР №1
Цель: закреплять умение определять количество слогов в слове
Задание для детей: рассмотреть картинки и назвать их. Разделить предложенные слова на слоги. Выбрать в облаке, в котором в разброс располагаются разные цифры, нужную, которая будет указывать количество слогов в данном слове, перенести цифру рукой к картинке.
ЭОР №2
Цель: закреплять умение определять первую и последнюю букву в слове
Задание для детей: внимательно рассмотреть картинки и буквы, назвать их. Чётко произнести слово, определить на слух, какой звук слышится в начале слова и в конце. Затем, из предложенных букв выбрать те, которые обозначают данные звуки, сопоставить их с картинкой и перенести к ней.
ЭОР №3
Цель: закреплять знания детей в области сказок и сказочных героев
Задание для детей: рассмотри картинки и узнай в них сказочных героев, назови их и вспомни из какой они сказки. Удобной для тебя рукой, перенеси одного сказочного героя к другому и объясни свой выбор. Расскажи запомнившийся тебе эпизод или диалог между этими героями.
ЭОР №4
Цель: закреплять знания детей по теме «Съедобные/несъедобные грибы»
Задание для детей: рассмотри лесную полянку и найди на ней грибы, назови их. Внизу экрана располагается корзина. Перенеси и положи в корзину только съедобные грибы, называя их. Какие грибы, ты оставил на полянке, объясни свой выбор.
ЭОР №5
Цель: закреплять знания детей по теме «Живая/неживая природа»
8
Задание для детей: рассмотри картинку, назови, что на ней изображено. Подумай, к какой природе относятся те или иные изображения. В нижнем левом углу располагается круг с обозначениями «ж» и «н», что означает – «живая», «неживая». Поочерёдно переноси кружочек с нужным обозначением к выбранной тобой картинке. Обоснуй свой выбор.
ЭОР №6
Цель: закреплять счёт в пределах «10», развивать логическое мышление
Задание для детей: рассмотри красивую полянку, на которой растут грибочки. На шляпке каждого грибка – пример, который тебе нужно решить. Внизу экрана располагаются три корзины, на которых изображены цифры: «10», «8», «4» - это ответы примеров. Решив пример, нужно перенести грибок в ту корзину, цифра которой совпадает с ответом решённого тобой примера.
6.Заключение.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса. Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
9
7. Используемая литература
1. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования) Красноярск, КрГУ, 2003 г.
2. Интернет ресурсы: интерактивные игры в дошкольном образовании lit.na5bal.ru
3. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» \\3-е издание, дополненное - Москва: Просвещение, 1990 - с.160
4. Пахомов И. В., Р. Г. Прокди Создание презентаций в PowerPoint 2010:— Москва, Наука и техника, 2011 г.- 80 с.
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст): практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Е.Н. Панова. – Воронеж: ТЦ 'Учитель', 2006. – 79 с. – ISBN 5-9822503-5-X.
10